Одноимённый винил-альбом 1977 года американской прог-рок группы EARTHRISE из Нью-Джерси входит в число «наиболее разыскиваемых» раритет-релизов субжанра. Выпускался он мизерным для того времени тиражом 400 экз., и в наши дни актуальная цена за экземпляр колеблется на отметке $1000-1200. В 2000-ом году альбом был ремастирован и с добавлением бонус-трека распространялся на CD-R с сайта авторов, но широкого хождения всё же не получил.
Трио EARTHRISE в составе Bill Drobile (клавишные, гитары, вокал), Paul Girard (бас) и Greg DiDonato (ударные) на свет появилось в 1975 году. Группа довольно активно концертировала. А в 1977-ом записала 4 композиции для упомянутого дебютного альбома: результатом авторы не были довольны, но тираж все-таки выпустили на собственные средства (на учреждённом по такому случаю импринте Arcedent Music). В 1979-ом группа прекратила существование; в конце 90-х вновь воссоединилась. Музыканты открыли собственную студию звукозаписи Appleworks, начали продюсировать музыку других исполнителей, работать над собственным новым материалом, но второй альбом в то время так и не сделали… Разочарованный и уставший, Bill Drobile решил оставить занятия музыкой (притом что для группы им было написано довольно много – инструментальные демо-версии можно послушать на странице композитора). Возвращение состоялось лишь в 2013-ом: артист вновь начал писать, сделал собственную студию, стал играть приватные сольные концерты… а еще через два года, перебравшись в Филадельфию, решил завершить второй альбом EARTHRISE. И вот, 23 октября с.г. публике был представлен новый, второй в истории группы альбом – “Day 2” (выпуск компакт-дисков в будущем не исключается).
В 33-минутный цифровой релиз вошло 6 композиций. Музыка записана ещё во времена функционирования Appleworks Studio в Нью-Джерси, где-то в начале 00-х. Исполнительский состав тот же, что и на дебютном альбоме: Bill Drobile (клавишные, гитары, вокал), Kenn Pierog (бас, гитары, вокал) и Greg DiDonato (ударные). Звукорежиссурой занимался Greg DiDonato; общее санд-продюсирование осуществлял Kenn Pierog; а последующе пост-продюсирование и подготовку релиза – Bill Drobile.
Для начала позволю себе ремарку об альбоме “Earthride” 1977 года. Это один из маленьких шедевров симфо-прог-рока мирового уровня – музыка, совершенно не характерная для американской прог-рок сцены конца 70-х. Поскольку EARTHRISE, в отличие от прочих американских прог-рокеров того периода, совершенно не стремились сделать своё творчество массово-популярным и от набравшего силу «прогрессивного» АОР-движения (которое во многом определяет состояние и нынешней американской прог-сцены) были далеки. Авангардистские эксперименты-девиации их тоже не привлекали, а потому трио так и осталось на условных позициях академическо-композиционного симфо-прог-пуризма. Категорически не соглашусь с теми, кто считает EARTHRISE едва ли не клоном E.L.P. Всё гораздо сложнее: приверженность к композиционному классицизму строгих форм действительно связывала их с The Nice/ E.L.P. (как с лучшими, возможно, интерпретаторами классических музыкальных форм в рок-музыке), при этом специфическая мягкость и повествовательность исполнения была обусловлена влиянием Camel (кстати, название группы вполне может быть навеяно композицией “Earthrise” с альбома 1974 года “Mirage”), а склонность к около-джазовой импровизации в ходе развития композиционной темы сближала их с т.н. «кентербери-роком» (почему в связи с Earthride не упоминаются группы Uriel, Egg, Arzahel, Khan, Hatfield And The North, National Health… которые прямо связаны с фигурой замечательного композитора-клавишника David Lloyd Stewart, для меня, признаться, остаётся загадкой).
Вернёмся, однако, к альбому “Day 2”. Художественно-эстетические приоритеты музыки EARTHRISE за годы прошедшие с дебюта несколько изменились. Только 2 номера на альбоме представлены с лирическим вокалом – оба тяготеют к классик-роковому песенному формату: открывающая “Inside My Dream” гармониями невольно напомнила что-то из репертуара Uriah Heep 70-х, а “The Challenge” явно вдохновлена песенно-мадригальным наследием E.L.P. Инструментальные пьесы (“Beowulf”, “Magic Waterfall”, “Reverie”, “Tracking The Gryphon”) в композиционном отношении более затейливы, разноплановы, до известной степени сложны, а в отдельных случаях даже имеют ощутимый авант-проговый и кентербери-проговый флёр. Примечательно, что все композиции написаны и аранжированы для клавишных, электрогитары и ритм-секции (иногда в контексте используются акустическая гитара и рояль) – тотального доминирования клавишных больше нет, и все пьесы искрятся восхитительными клавишно-гитарными дуэлями, диалогами и интерсекционными монологами солистов. Также отмечу, что трио совершенно не стремится воссоздать свой саунд 70-х – более того, если учесть, что дебютной записью авторы не были довольны, то, похоже, именно на новом альбоме EARTHRISE зазвучали в плане саунда и аранжировки так, как им всегда хотелось. Не думаю, что музыку нового альбома стоит связывать с ретро-прог движением. Это вполне современно звучащий симфо-арт-прог-рок – правда, сделанный с твёрдой верой в незыблемость старых классических принципов и постулатов рок-сочинительства.
Идейную и эстетическую связь между двумя альбомами группы, конечно, проследить возможно – тем более что связаны они личность одного и того же композитора (всю музыку по-прежнему пишет Bill Drobile). Однако “Earthride” и “Day 2” – работы существенно разные во многих аспектах. Какой из них отдать предпочтение – дело индивидуальных эстетических приоритетов каждого меломана. Я бы сказал, что “Day 2” – очень хороший альбом, добротный и достаточно интересный. «Проголюбам» старой школы послушать его очень даже стоит – как минимум, возникнет желание переслушать и первенец группы.
P.S. Пожалуй, стоит упомянуть, чем после после завершения первого этапа жизнедеятельности EARTHRISE, занимались её участники. О судьбе Bill Drobile я уже упоминал; Kenn Pierog долгое время работал сессионным гитаристом и вокалистом, пробовал записываться сольно в роли поп-исполнителя; Greg DiDonato с 1986 по 2012 год играл в поп-рок группе SMASH PALCE – поначалу в роли клавишника, а в последние года как барабанщик.
Слушать/скачивать на Bandcamp
Bill Drobile |
Трио EARTHRISE в составе Bill Drobile (клавишные, гитары, вокал), Paul Girard (бас) и Greg DiDonato (ударные) на свет появилось в 1975 году. Группа довольно активно концертировала. А в 1977-ом записала 4 композиции для упомянутого дебютного альбома: результатом авторы не были довольны, но тираж все-таки выпустили на собственные средства (на учреждённом по такому случаю импринте Arcedent Music). В 1979-ом группа прекратила существование; в конце 90-х вновь воссоединилась. Музыканты открыли собственную студию звукозаписи Appleworks, начали продюсировать музыку других исполнителей, работать над собственным новым материалом, но второй альбом в то время так и не сделали… Разочарованный и уставший, Bill Drobile решил оставить занятия музыкой (притом что для группы им было написано довольно много – инструментальные демо-версии можно послушать на странице композитора). Возвращение состоялось лишь в 2013-ом: артист вновь начал писать, сделал собственную студию, стал играть приватные сольные концерты… а еще через два года, перебравшись в Филадельфию, решил завершить второй альбом EARTHRISE. И вот, 23 октября с.г. публике был представлен новый, второй в истории группы альбом – “Day 2” (выпуск компакт-дисков в будущем не исключается).
В 33-минутный цифровой релиз вошло 6 композиций. Музыка записана ещё во времена функционирования Appleworks Studio в Нью-Джерси, где-то в начале 00-х. Исполнительский состав тот же, что и на дебютном альбоме: Bill Drobile (клавишные, гитары, вокал), Kenn Pierog (бас, гитары, вокал) и Greg DiDonato (ударные). Звукорежиссурой занимался Greg DiDonato; общее санд-продюсирование осуществлял Kenn Pierog; а последующе пост-продюсирование и подготовку релиза – Bill Drobile.
Для начала позволю себе ремарку об альбоме “Earthride” 1977 года. Это один из маленьких шедевров симфо-прог-рока мирового уровня – музыка, совершенно не характерная для американской прог-рок сцены конца 70-х. Поскольку EARTHRISE, в отличие от прочих американских прог-рокеров того периода, совершенно не стремились сделать своё творчество массово-популярным и от набравшего силу «прогрессивного» АОР-движения (которое во многом определяет состояние и нынешней американской прог-сцены) были далеки. Авангардистские эксперименты-девиации их тоже не привлекали, а потому трио так и осталось на условных позициях академическо-композиционного симфо-прог-пуризма. Категорически не соглашусь с теми, кто считает EARTHRISE едва ли не клоном E.L.P. Всё гораздо сложнее: приверженность к композиционному классицизму строгих форм действительно связывала их с The Nice/ E.L.P. (как с лучшими, возможно, интерпретаторами классических музыкальных форм в рок-музыке), при этом специфическая мягкость и повествовательность исполнения была обусловлена влиянием Camel (кстати, название группы вполне может быть навеяно композицией “Earthrise” с альбома 1974 года “Mirage”), а склонность к около-джазовой импровизации в ходе развития композиционной темы сближала их с т.н. «кентербери-роком» (почему в связи с Earthride не упоминаются группы Uriel, Egg, Arzahel, Khan, Hatfield And The North, National Health… которые прямо связаны с фигурой замечательного композитора-клавишника David Lloyd Stewart, для меня, признаться, остаётся загадкой).
Ken Pierog |
Greg DiDonato |
Идейную и эстетическую связь между двумя альбомами группы, конечно, проследить возможно – тем более что связаны они личность одного и того же композитора (всю музыку по-прежнему пишет Bill Drobile). Однако “Earthride” и “Day 2” – работы существенно разные во многих аспектах. Какой из них отдать предпочтение – дело индивидуальных эстетических приоритетов каждого меломана. Я бы сказал, что “Day 2” – очень хороший альбом, добротный и достаточно интересный. «Проголюбам» старой школы послушать его очень даже стоит – как минимум, возникнет желание переслушать и первенец группы.
P.S. Пожалуй, стоит упомянуть, чем после после завершения первого этапа жизнедеятельности EARTHRISE, занимались её участники. О судьбе Bill Drobile я уже упоминал; Kenn Pierog долгое время работал сессионным гитаристом и вокалистом, пробовал записываться сольно в роли поп-исполнителя; Greg DiDonato с 1986 по 2012 год играл в поп-рок группе SMASH PALCE – поначалу в роли клавишника, а в последние года как барабанщик.
Слушать/скачивать на Bandcamp
Комментариев нет:
Отправить комментарий