“Wie Kraut und Ruben” – говорят немцы, подразумевая, что все идет «как попало», «как бог на душу положит», «вперемешку». Слово “kraut” в немецком языке – это практически все, что угодно: и «креветки с крабами», и «сорняки, да ботва», и «овощи», и «капуста», и «зелье», и «пряности», и «табак»… Острые на словцо англичане так называли квашеную капусту, а заодно и любивших сей продукт немцев. В конце 60-х с подачи тех же англичан-зубоскалов – а вовсе не немцев, как многие полагают – музыку хиппи-коммун из Германии стали называть с сильной долей иронии «фриц-рок» или, если придерживаться музыковедческого лоска, «краут-рок». Если поначалу «фриц-роком» называли почти все, что выходило из немецкого рок-андеграунда, то уже к середине 70-х под «краутом» стали понимать совершенно конкретное направление в музыке на стыке психоделик-арт-рока и спэйс-грув-электроники. Причем в концептуальную основу подобной селекции были заложены методы (в частности «алеаторической вариабельности» между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы, «случайной последовательности» элементов и форм при сочинении или исполнении произведения, композиционного «сериализма» музыки, «спатиализации» или «пространственной локализации» звука и др.), разработанные великим немецким новатором музыки XX века, композитором, дирижером, преподавателем, теоретиком и критиком «нового музыкального искусства» Карлхайнцем Штокхаузеном (1928-2007), студентами которого в свое время были многие будущие зачинатели «краута».
Немецкий «краут» рубежа 60-70х годов не только дал ощутимый толчок дальнейшему развитию музыки (прежде всего «спэйс-психоделии» в широком смысле) и предвосхитил появление новых рок-субжанров (в частности «пост-панка» и «пост-рока»), но и стала своеобразным культурологическим мостом от академического авангарда к поп-культуре, найдя отражение в различных стилистических формах современной развлекательной электронной музыки («синт-эйдж», «лаунж», «эйсид-хауз» и т.п.). Несмотря на все подвидовые мутации последних сорока уж с лишним лет, современная краут-музыка очень близка к истокам. Более того, в нео-краутовом движении активно культивируется ретро-составляющая музыки, что находит выражение и в имидже артистов, и в винтажности используемого инструментария, и в обложках пластинок, и даже в самой технике музицирования. Феномен современного нео-краута очень интересен – и в художественном, и в социальном ракурсах – и заслуживает самого пристального внимания.
Из числа нео-краутовых актов, заявивших о себе относительно недавно, но уже успевших сделать себе приличное имя, дуэт SOUNDS OF NEW SOMA из города Крефельд в земле Северный Рейн-Вестфалия. Проект учредили в 2013 году композиторы-эксперименталисты Alexander Djelassi (гитара, бас, синтезатор, эффекты, вокал) и Dirk Raupach (синтезаторы, эффекты, вокал). В 2014-ом SONS дебютировали с полноформатным альбомом “Beyond The Acid Dream” на ими же учрежденном по такому случаю винил-лейбле Tonzonen Records. Музыка дуэта – то был пышно текстурированный спэйс-краут-эмбиент, декорированный саксофонными импровизациями в исполнении Andreas Lessenich – вызвала весьма позитивный резонанс. И без отрыва от издательской деятельности (в 2014-2015 гг. контракты с лейблом подписали группы Love Machine, Knall, The Spacelords, Lubianka, Les Lekin и мега-авторитеты нео-краута Vibravoid) дуэт сделал еще три релиза: цифровой EP “Gandhis Labyrinth” (2014), на котором впервые поэкспериментировал с ритм-программированием; цифровой сплит-LP с израильской краут-группой Blacknee Horn “Klang Planeten 3033” (2015); и роскошный второй полноформат “Moebius Tunnel” (март 2016), который выпустил через Tonzonen Records на виниле и (впервые) на компакт-дисках.
В 56-минутный “Moebius Tunnel” включили 5 новых композиций и трек “Kosmonautenglueck”, который фигурировал на прошлогоднем цифровом сплит-релизе. Записан материал в формате дуэта Alexander Djelassi и Dirk Raupach, без приглашенных гостей; спродюсирован и сведен авторами; а мастерингом занимался вездесущий маэстро Eroc. Этот альбом ознаменовал знаковые изменения в творческом методе SONS: изначальная концепция «алеаторической импровизации» была дополнена концепцией «структурно-композиционного сериализма»… Проще говоря, теперь наряду с привычными текстурно-импровизационными эмбиент-скейпами (“Lysergdelfin”, “Kosmonautenglueck”, “Stech/Apfel”) в программах дуэта присутствуют номера с ритм-грувовым программированием и даже с песенно-лирическим вокалом (“Subraumverzerrung”, “Morgengebet”, “Neuland”), что существенно усиливает родовой «краутовый» характер музыки дуэта.
Не путайте музыку SONS с «краут-роком». Это «краут-электроакустика» очень и очень высокого уровня качества, выполненная исключительно на аналоговых источниках звука, блестяще спродюсированная и открывающая возможность по достоинству оценить уникальную красоту авторского понимания аудио-панорамы и принципов распределения в ней звука. Alexander Djelassi и Dirk Raupach буквально живописуют звуком, и их картины находятся в постоянном движения, плавно меняя тон, насыщенность, цветность. При наличии аудиотехники соответствующего класса слушатель буквально погружается в звук и движется в нем, синхронизируя свое состояние с изменениями окружающего аудио-ландшафта. Этому процессу задается соответствующий размер и ритм, что незаметно приводит в состояние гипно-транса, полного абстрагирования от реальности: нет ничего кроме вас, вы – центр мироздания, а мироздание – это пульсирующая и фосфоресцирующая субстанция вокруг вас – звук.
Признаться, я крайне скептически отношусь к эмбиент-музыке и экспериментально-текстурной музыке в широком смысле. В наши дни огромное число любителей-дилетантов, единожды вкусив от щедрот Klaus Schulze и Steve Roach, полагают, что нечто подобное по силам и им, был бы под рукой лэптоп с соответствующим софтом. Отсюда огромное количество наводнивших рынок одномерных и примитивных подделок, которые выдаются за «электронику берлинской школы», или «электронику дюссельдорфской школы», или «ино-электронику», или просто «краут». Само понятие «эмбиент» дискредитировано и нивелировано… А потому музыка SOUNDS OF NEW SOMA – это, увы, еще не норма и не тренд в прогрессивном значении этих понятий, это скорее исключение из доминирующей тенденции. Исключение удивительное и экстраординарное. Способны ли такие исполнители как SONS «сломать тенденцию» и установить новые нормы в экспериментальной музыке и к краут-электронике? Покажет только время… и кстати, уже весной 2017-ого у коллектива выходит новый альбом, который будет называться “La Grande Bellezza”. Не пропустите! А искателям истинного аудио-волшебства я “Moebius Tunnel” рекомендую настоятельно.
Слушать/скачивать на Bandcamp | SOUNDS OF NEW SOMA на Facebook
Немецкий «краут» рубежа 60-70х годов не только дал ощутимый толчок дальнейшему развитию музыки (прежде всего «спэйс-психоделии» в широком смысле) и предвосхитил появление новых рок-субжанров (в частности «пост-панка» и «пост-рока»), но и стала своеобразным культурологическим мостом от академического авангарда к поп-культуре, найдя отражение в различных стилистических формах современной развлекательной электронной музыки («синт-эйдж», «лаунж», «эйсид-хауз» и т.п.). Несмотря на все подвидовые мутации последних сорока уж с лишним лет, современная краут-музыка очень близка к истокам. Более того, в нео-краутовом движении активно культивируется ретро-составляющая музыки, что находит выражение и в имидже артистов, и в винтажности используемого инструментария, и в обложках пластинок, и даже в самой технике музицирования. Феномен современного нео-краута очень интересен – и в художественном, и в социальном ракурсах – и заслуживает самого пристального внимания.
Sounds Of New Soma |
Из числа нео-краутовых актов, заявивших о себе относительно недавно, но уже успевших сделать себе приличное имя, дуэт SOUNDS OF NEW SOMA из города Крефельд в земле Северный Рейн-Вестфалия. Проект учредили в 2013 году композиторы-эксперименталисты Alexander Djelassi (гитара, бас, синтезатор, эффекты, вокал) и Dirk Raupach (синтезаторы, эффекты, вокал). В 2014-ом SONS дебютировали с полноформатным альбомом “Beyond The Acid Dream” на ими же учрежденном по такому случаю винил-лейбле Tonzonen Records. Музыка дуэта – то был пышно текстурированный спэйс-краут-эмбиент, декорированный саксофонными импровизациями в исполнении Andreas Lessenich – вызвала весьма позитивный резонанс. И без отрыва от издательской деятельности (в 2014-2015 гг. контракты с лейблом подписали группы Love Machine, Knall, The Spacelords, Lubianka, Les Lekin и мега-авторитеты нео-краута Vibravoid) дуэт сделал еще три релиза: цифровой EP “Gandhis Labyrinth” (2014), на котором впервые поэкспериментировал с ритм-программированием; цифровой сплит-LP с израильской краут-группой Blacknee Horn “Klang Planeten 3033” (2015); и роскошный второй полноформат “Moebius Tunnel” (март 2016), который выпустил через Tonzonen Records на виниле и (впервые) на компакт-дисках.
В 56-минутный “Moebius Tunnel” включили 5 новых композиций и трек “Kosmonautenglueck”, который фигурировал на прошлогоднем цифровом сплит-релизе. Записан материал в формате дуэта Alexander Djelassi и Dirk Raupach, без приглашенных гостей; спродюсирован и сведен авторами; а мастерингом занимался вездесущий маэстро Eroc. Этот альбом ознаменовал знаковые изменения в творческом методе SONS: изначальная концепция «алеаторической импровизации» была дополнена концепцией «структурно-композиционного сериализма»… Проще говоря, теперь наряду с привычными текстурно-импровизационными эмбиент-скейпами (“Lysergdelfin”, “Kosmonautenglueck”, “Stech/Apfel”) в программах дуэта присутствуют номера с ритм-грувовым программированием и даже с песенно-лирическим вокалом (“Subraumverzerrung”, “Morgengebet”, “Neuland”), что существенно усиливает родовой «краутовый» характер музыки дуэта.
Не путайте музыку SONS с «краут-роком». Это «краут-электроакустика» очень и очень высокого уровня качества, выполненная исключительно на аналоговых источниках звука, блестяще спродюсированная и открывающая возможность по достоинству оценить уникальную красоту авторского понимания аудио-панорамы и принципов распределения в ней звука. Alexander Djelassi и Dirk Raupach буквально живописуют звуком, и их картины находятся в постоянном движения, плавно меняя тон, насыщенность, цветность. При наличии аудиотехники соответствующего класса слушатель буквально погружается в звук и движется в нем, синхронизируя свое состояние с изменениями окружающего аудио-ландшафта. Этому процессу задается соответствующий размер и ритм, что незаметно приводит в состояние гипно-транса, полного абстрагирования от реальности: нет ничего кроме вас, вы – центр мироздания, а мироздание – это пульсирующая и фосфоресцирующая субстанция вокруг вас – звук.
Признаться, я крайне скептически отношусь к эмбиент-музыке и экспериментально-текстурной музыке в широком смысле. В наши дни огромное число любителей-дилетантов, единожды вкусив от щедрот Klaus Schulze и Steve Roach, полагают, что нечто подобное по силам и им, был бы под рукой лэптоп с соответствующим софтом. Отсюда огромное количество наводнивших рынок одномерных и примитивных подделок, которые выдаются за «электронику берлинской школы», или «электронику дюссельдорфской школы», или «ино-электронику», или просто «краут». Само понятие «эмбиент» дискредитировано и нивелировано… А потому музыка SOUNDS OF NEW SOMA – это, увы, еще не норма и не тренд в прогрессивном значении этих понятий, это скорее исключение из доминирующей тенденции. Исключение удивительное и экстраординарное. Способны ли такие исполнители как SONS «сломать тенденцию» и установить новые нормы в экспериментальной музыке и к краут-электронике? Покажет только время… и кстати, уже весной 2017-ого у коллектива выходит новый альбом, который будет называться “La Grande Bellezza”. Не пропустите! А искателям истинного аудио-волшебства я “Moebius Tunnel” рекомендую настоятельно.
Слушать/скачивать на Bandcamp | SOUNDS OF NEW SOMA на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий