понедельник, 20 июля 2015 г.

Goblin Rebirth "Goblin Rebirth" (2015)

Музыку для кинематографа люди, сочиняющие и умеющие играть на каком-либо музыкальном инструменте, стали делать со времен появления самого «синематографа», то есть с конца XIX века, когда были изобретены соответствующие аппараты для публичной демонстрации отснятых на пленку фильмов. В общем-то, в качестве музыкального сопровождения к «киноряду» может использоваться любая музыка, в том числе и песенная. Однако музыка, написанная и исполненная специально с целью «оживления» экранных образов и придания им острой эмоционально-настроенческой выразительности – это явление особого рода. Собственно, из подобных опытов и вырос самостоятельный ныне музыкальный субжанр – «синематик», или музыка, созданная по принципам традиционной киномузыки, но не обязательно связанная с конкретной, реально существующей кинолентой.

Goblin Rebirth

Когда композитора и музыканта привлекают к созданию музыки для готовящегося кинофильма – это очень серьезный вызов его таланту и возможностям. Но это и большая удача, реальная возможность быть услышанным и проснуться однажды мировой знаменитостью. Именно так и сложилась давным-давно судьба участников малоизвестной итальянской прог-рок группы CHERRY FIVE, которая прежде тщетно искала славы под названием OLIVER (1972-1975), а попав в 1975 году под крыло итальянского кинорежиссера Дарио Ардженто, крестного отца итальянского «джалло», сменила название на GOBLIN.

Goblin, 1975
Клавишнику Claudio Simonetti, гитаристу Massimo Morante, бас-гитаристу Fabio Pignatelli и барабанщику Agostino Marangolo, которые тогда работали с известным джазовым пианистом и композитором Giorgio Gaslini над саунд-треком в кинофильму “Profondo Rosso”, повезло нежданно-негаданно. Композитор Gaslini рассорился с кинорежиссером Argento, и последний в сердцах поручил завершить музыку к своему фильму четверке рокеров… Собственно, история взлета и падения одной из величайших итальянских прог-групп GOBLIN в подробностях описана на страницах монументального биографического исследования “Goblin: Seven Notes In Red”, которое в 2011 году опубликовал Fabio Capuzzo (помимо этой книги, есть еще и «Официальная биография», которую в 2005-ом написал и опубликовал Giovanni Aloisio). В книге не только собрана детальная информация о коллективном, индивидуальном и даже сессионном творчестве музыкантов всех составов группы и «дочерних образований» в период с 1972 по 2011 год, но и приведены фильмографии и дискографии всех известных итальянских композиторов и музыкантов, когда-либо писавших или исполнявших музыку для итальянского «джалло» и «хоррор» кинематографа.

Goblin, 1975
Триумф GOBLIN длился всего три года, в 1978 году коллектив фактически распался: Claudio Simonetti и Massimo Morante предпочли продолжить карьеру под собственными именами (или, как Simonetti, в новых проектах-группах типа Capricorn, Crazy Gang и Kasso), а Fabio Pignatelli и Agostino Marangolo продолжили эксплуатацию старого названия с новыми партнерами. Не буду вдаваться в перипетии взаимоотношений «отцов-основателей». Скажу лишь, что подлинный «реюньен» GOBLIN состоялся лишь однажды – в 2000 году по случаю работы над новым фильмом Дарио Ардженто “Non Ho Sonno”. Все прочее – это лишь неполные варианты некогда славной группы, которых на сегодняшний день мы имеем несколько: BACK TO GOBLIN (2005-09: из числа «отцов-основателей» или «ветеранов второго созыва» участвовали Massimo Morante, Fabio Pignatelli, Agostino Marangolo и Maurizio Guarini), NEW GOBLIN (в деле c 2010-ого: Claudio Simonetti, Massimo Morante и Maurizio Guarini), GOBLIN REBIRTH (c 2010-ого: Fabio Pignatelli и Agostino Marangolo), GOBLIN KEYS (с 2012-ого: Claudio Simonetti и Maurizio Guarini), Claudio Simonetti's GOBLIN (с 2013-ого: Claudio Simonetti и музыканты его группы Daemonia) и просто GOBLIN (с 2013-ого: Massimo Morante, Fabio Pignatelli, Agostino Marangolo и Maurizio Guarini). Добавлю, что с 2014 года на подмостках выступает и группа CHERRY FIVE, которую с новыми участниками реанимировали музыканты состава 1974-75 – барабанщик Carlo Bordini и вокалист Tony Tartarini.

Goblin Rebirth

Итак, год 2015. По случаю 40-летия создания группа GOBLIN (в упомянутом выше составе) на средства, собранные посредством «крауд-фандинга», выпускает на компакт-дисках и виниле на собственном импринт-лейбле Back To The Fudda новый студийный альбом “Four Of A Kind”. А спустя всего лишь несколько месяцев, 24 июня на преуспевшем американском рекорд-лейбле Relapse Records на компакт-дисках и разноцветном виниле в свет выходит эпонимический альбом GOBLIN REBIRTH, о работе над которым авторы впервые заговорили еще два года назад.



Записан “Goblin Rebirth” при участии ветеранов Fabio Pignatelli (бас, клавишные, электроника; участник составов Oliver, 1972-75; Cherry Five, 1975; всех составов Goblin и Back To Goblin) и Agostino Marangolo (ударные; участник всех составов Goblin и Back To Goblin), объединивших усилия с Aidan Zammit (клавишные, электроника, вокодер; участник составов Back To Goblin, 2009 и Goblin, 2013-14), Giacomo Anselmi (гитары, базуки) и Danilo Cherni (клавишные, электроника). В записи отдельных композиций участвовали: вокалисты Dorraine Zammit Lupi и Roberta Lombardini, виолончелист Francesco Marini и перкуссионист Arnaldo Vacca. Альбом включает 8 новых инструментальных композиций общей продолжительностью 45 минут. Искушение провести сравнительный анализ рядом стоящих альбомов нового Goblin и Goblin Rebirth, конечно, велико. Но по большому счету дело это бессмысленное: оба состава наследуют классической «семидесятнической гоблин-традиции»; аккурат половину состава нынешнего Goblin составляют участники Goblin Rebirth (Fabio Pignatelli и Agostino Marangolo); а обиженно-принципиально-мятежный Claudio Simonetti не участвует ни в одном из составов…

Goblin Rebirth
Сравнение альбомов, соответственно, неизбежно окажется сведено к досужим рассуждениям на темы: «в чем специфика гитарного исполнения возрастного Massimo Morante и молодого Giacomo Anselmi», или «чем клавишные партии Maurizio Guarini отличаются от партий клавишного тандема Aidan Zammit и Danilo Cherni», «насколько хороши в роли клавишников Fabio Pignatelli и Agostino Marangolo», или «стоило ли в Goblin Rebirth привлекать саксофониста Antonio Marangolo, как это сделали в Goblin», или «насколько уместно обращение в аранжировках к электронному программированию» и т.д. и т.п. Оставим, однако, все это убежденным фанатам и прирожденным музаналитикам. Субъективные же оценки неизбежно будут определяться настроем слушателя, то есть: ожидает ли он услышать материал, сделанный в духе «ретро» по образцу Goblin 1975-78, или ждет от известных ему авторов новых подходов и решений в духе времени.

Goblin Rebirth
“Goblin Rebirth”, как и “Four Of A Kind”, я бы назвал «логически-консервативным развитием» традиции оригинальных Goblin. Оба состава звучат вполне современно, но в какие-то ранее совсем неисследованные кущи не забредают: приоритет отдают классической композиционной симфо-прог-роковой традиции и «фирменному» стилю, который строится на принципах пресловутой «синематической образности» и специфической таинственно-угрожающей гармонизации музыки. В GOBLIN REBIRTH клавишный тандем Aidan Zammit – Danilo Cherni и гитарист Giacomo Anselmi со своей миссией справились превосходно (включая и вокодерный опыт с роботизацией «дьявольского гласа»). Ну а десятилетиями незыблемая ритм-секция Fabio Pignatelli и Agostino Marangolo в абсолютно узнаваемой манере задает фантазиям солистов в полной мере отвечающий моменту моторный пульс. Коллективное взаимодействие, индивидуальные техники и композиторские компетенции квинтета – все заслуживает самого лестного отзыва. Под итог – очень хороший альбом. Признаюсь, что я был готов к чему-то не столь живому и выразительному. Поклонникам инструментальных форм рок-музыки, классического композиционного симфо-прог-рока, мистического рока и синематика – рекомендую настоятельно.

Слушать/скачивать на Bandcamp | GOBLIN REBIRTH на Facebook

7 комментариев:

  1. Анонимный20 июля 2015 г., 13:20

    Игорь, не могу согласиться с тем, что Cherry Five малоизвестная группа (только, если вы не имеете в виду ее малоизвестность в 70-е). Потому что сейчас среди поклонников итальянского прога единственный альбом Cherry Five хорошо известен и пользуется заслуженной популярностью (если так можно сказать :-) ). У меня, например, он бы точно вошел в топ 30 старых итальянцев. А вот, как его оценивают на Гнозисе (по 15-бальной шкале):
    http://www.gnosis2000.net/cgi-bin/gnosearch.cgi
    Алексей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я имею в виду именно период 1972-75.
      В книге Fabio Capuzzo подробно рассказывается о мытарствах Oliver, о переименовании в Cherry Five, о записи альбома и т.д. Если верить источнику, к Дарио Ардженто Cherry Five попали не по причине своей "известности", а по рекомендации Джорджо Гаслини, который поначалу просто взял бедствующих музыкантов на работу...
      Фанаты Goblin меня с потрохами съедят за такие инсинуации :))
      Каковы все же ваши впечатления от собственно Goblin-2015 и Goblin Rebirth?

      Удалить
    2. Анонимный28 июля 2015 г., 11:06

      Коллеги, по поводу "единственного" альбома Cherry Five:
      Il pozzo dei giganti
      Original Release Date: June 5, 2015
      Release Date: June 5, 2015
      Label: Black Widow Records
      Copyright: Black Widow Records
      Total Length: 50:04
      Или это другие?
      NicKool (Николай)

      Удалить
    3. Вот как! Это как раз новый альбом реанимированных Cherry Five (http://www.progarchives.com/album.asp?id=49698). Номинально второй в дискографии. Пропустил его выход. Спасибо за наводку!

      Удалить
    4. Анонимный28 июля 2015 г., 12:21

      Всегда вэлком! Только, по-моему, он как-то не очень...
      NicKool

      Удалить
  2. Анонимный20 июля 2015 г., 13:25

    Наверное, ссылка на Gnosis не откроется.
    В общем, местными специалистами альбом оценивается высоко )

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный20 июля 2015 г., 14:51

    Игорь, постараюсь высказаться о впечатлениях, как только внимательно послушаю альбом.

    ОтветитьУдалить