четверг, 22 декабря 2016 г.

Black Moon Circle "The Studio Jams Vol II: Serpent" (2016)

Весной этого года я уже писал о новой работе отличной норвежской хэви-спэйс-рок группы BLACK MOON CIRCLE из Тронхейма.

Black Moon Circle

Со времени создания BLACK MOON CIRCLE в 2012 году Øyvin Engan (бас, вокал), Vemund Engan (гитара) и Per Andreas Gulbrandsen (барабаны) подготовили уже пять релизов: миньон “Plains” (2012), полноформаты “Andromeda” (2013, см. заметку), “The Studio Jams Vol. I: Yellow Nebula in the Sky” (2015, см. заметку), “Sea Of Clouds” (2016, см. заметку) и сплит-сингл с группой Reptile Master (2016). А в прошлом месяце группа представила и свой шестой релиз – 41-минутный альбом “The Studio Jams Vol. II: Serpent”.



Это второй альбом в запланированной «инструментально-импровизационной серии» из трех пластинок, которую BLACK MOON CIRCLE начали в прошлом году. Выпущен альбом норвежско-германским предприятием Crispin Glover/ Stickman Records – исключительно на виниле, как и все прочие записи этого коллектива (хотя к некоторым альбомам простенький компакт-диск все же прилагается). “Serpent” состоит всего из двух продолжительных номеров – “The Head” и “The Tail” – которые по факту являются редактированными для винил-издания фрагментами единого 45-минутного эпик-джема. Записан он был «лайв-ин-студио» в январе этого года – состав группы остался неизменным, как осталось неизменным и синтезаторное участие Scott ‘Dr. Space’ Heller (Øresund Space Collective), который, собственно, группу международному сообществу в свое время и представил, выпустив на своем импринте Space Rock Productions, дебютную запись норвежцев.

Black Moon Circle

Музыка альбома – как можно было сразу предположить, инструментальный импровизационный спэйс-психоделический трип-рок. Сами музыканты говорят, что подобное определение звучит уж слишком «научно», что все на самом деле проще и сводится к формуле «играй все, что хочешь»… Что ж, музыкантам, конечно, виднее. Однако, как писал великий человеколюб и человековед Иван Андреевич Крылов, «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет – и выйдет из него не дело, только мука». Подтверждение его словам сам наблюдал неоднократно, присутствуя на т.н. «джемах» хороших, как казалось, по отдельности отечественных музыкантов – действительно «мука». И необъяснимой созидательной магии, которая, собственно, и делает подобное музицирование музыкой, не было и в помине… Ну да ладно, вернемся к “The Studio Jams Vol. II: Serpent”.

Dr. Space

У группы BLACK MOON CIRCLE пресловутая «магия» явно присутствует. Причем распространяется она не только на условно «рок-песенное» творчество (представленное на очень хороших альбомах “Plains”, “Andromeda” и “Sea Of Clouds”), но и в чистом виде импровизационно-инструментальное (которое отражено в серии “The Studio Jams”). Я не отказываюсь от своего прежнего тезиса о том, что мелодический среднетемповый хэви-спэйс-рок с англоязычным вокалом (мне лично чем-то напоминающим Paul David Hewson или просто Bono) остается своеобразной «визитной карточкой» коллектива, и что именно в этой стилистике группа прекрасно идентифицируется на разросшейся современной психоделик-рок сцене. Но то, что квартет делает, намеренно отходя от казалось бы апробированной «формулы успеха», вызывает искреннее восхищение.

Black Moon Circle

Если альбом “Yellow Nebula in the Sky” можно было расценивать как девиацию от генеральной линии творчества – пусть вполне удачную и яркую, но все же девиацию, – то “Serpent” справедливость подобного утверждения ставит под сомнение. Хотя бы в силу того, что “Serpent” не просто повторяет и продолжает алгоритмы инструментально-импровизационного музицирования, обозначенные на “Yellow Nebula in the Sky”, но и предлагает ряд новых. Не могу с уверенность утверждать, как строится импровизация в лаборатории BLACK MOON CIRCLE, но кажется мне, что ключ к специфике их построений – это прохождение так называемый «динамического момента». Как и в классической механике, «динамический момент» в музыкально-импровизационном процессе является фактором тормозящим. Коллектив исполнителей, преодолевая этот динамический момент (как и в случае с механическим двигателем), прилагает усилия, фактически направленные на наращивание креативно-поступательной ансамблевой энергии (или на наращивание запаса кинетической энергии всей системы двигателя). Как ни парадоксально этот прозвучит, но именно характер пресловутого «динамического момента» и время, затраченное на его преодоления, определяют то, как будут дальше играть музыканты, и как будет развиваться сама импровизация. Ну а упомянутая «магия» импровизационного музицирования как раз в том и заключается, что рождающаяся музыка (или анти-музыка) фактически перестает быть контролируемой исполнителями и выстраивается далее согласно своим собственным законам. Более того, чем чаще музыкальной группе импровизаторов приходится преодолевать динамический момент, тем вариативней и богаче получается их музыка.

Black Moon Circle

Ритм-секция в BLACK MOON CIRCLE очень хороша: обычно связка Øyvin Engan и Per Andreas Gulbrandsen набирает обороты и преодолевает динамический момент очень быстро, выводит весь состав на нужную мощность исполнения, открывает партнерам широкие возможности для самовыражения. Что касается Vemund Engan и Scott Heller, то в каждом текущем предложении ритм-секции они находят себя очень быстро: гитарист много солирует и активно участвует в текстурном оформлении контекста, ну а Dr. Space со своими синтезаторами в этом составе по-моему «оттягивается» так, как никогда не позволял себе в составах ни Gas Giant, ни Øresund Space Collective, ни в прочих проектах со своим участием. Как и прежде, импровизационный психо-трип BLACK MOON CIRCLE звучит бурно, громко, грувово, массивно, вязко, даже устрашающе «нойзово». А вот о динамической вариативности говорить на этот раз не приходится, поскольку трек, собственно, один единственный. Отсутствие оной с лихвой компенсируется подвижной и масштабной текстурной проработкой контекста: всевозможных гитарных и синтезаторных эффектов, искажений и фид-бек шумов на альбоме велико много.

Black Moon Circle

Я полагаю, что любители хэви-психоделической инструментальной импровизации этот альбом оценят по достоинству. По своему он очень хорош, несмотря на некоторую динамическую монохромность и репетитивность. Жду, однако, заключительную часть трилогии “The Studio Jams” и очень надеюсь, что когда-нибудь BLACK MOON CIRCLE решат выпустить все альбомы этой серии в формате CD-бокса (по образцу, скажем, известного 3-дискового сета Causa Sui “Summer Sessions Vol. 1-3”). Кстати, впечатления от нон-стоп прослушивания “Yellow Nebula in the Sky” и “Serpent” в цифровом формате самые положительные, а ощущения гораздо полнее, чем от прослушивания по-отдельности скоротечных винилов (которые к тому же и переворачивать со стороны на сторону нужно, прерывая медитацию)).

Слушать/скачивать на Bandcamp | BLACK MOON CIRCLE на Facebook

P.S. Для тех, кто интересуется творчеством Scott ‘Dr. Space’ Heller, так сказать, «на стороне», сообщу также о выходе в декабре с.г. новой пластинки финской стоунер-дум группы ALBINӦ RHINO из Хельсинки. Называется она “Upholder” и включает всего два трека совокупным временем звучания 36 минут – это части 2 и 3 эпической композиции “Uphold the Light” (часть 1 фигурирует на одноименном альбоме группы 2014 года). Dr. Space дистанционно записал синтезаторы для части 3. Не могу сказать, что это как-то принципиально изменило суть того, что играют ALBINӦ RHINO (музыканты этой группы и сами по желанию горазды к своему хрестоматийному стоунер-думу прикручивать лихие космо-психо эффекты). Но некоторой «пространственности», а главное – маркетинговой «весомости» релизу, безусловно, добавило. Да и в целом “Uphold the Light” я бы назвал самой «триповой», а также самой «слушабельной» записью хельсинского трио (слушать, кому интересно).

Комментариев нет:

Отправить комментарий