Весной этого года я уже писал о новой работе отличной норвежской хэви-спэйс-рок группы BLACK MOON CIRCLE из Тронхейма.
|
Black Moon Circle |
Со времени создания BLACK MOON CIRCLE в 2012 году Øyvin Engan (бас, вокал), Vemund Engan (гитара) и Per Andreas Gulbrandsen (барабаны) подготовили уже пять релизов: миньон “Plains” (2012), полноформаты “Andromeda” (2013, см.
заметку), “The Studio Jams Vol. I: Yellow Nebula in the Sky” (2015, см.
заметку), “Sea Of Clouds” (2016, см.
заметку) и сплит-сингл с группой Reptile Master (2016). А в прошлом месяце группа представила и свой шестой релиз – 41-минутный альбом “The Studio Jams Vol. II: Serpent”.
Это второй альбом в запланированной «инструментально-импровизационной серии» из трех пластинок, которую BLACK MOON CIRCLE начали в прошлом году. Выпущен альбом норвежско-германским предприятием Crispin Glover/ Stickman Records – исключительно на виниле, как и все прочие записи этого коллектива (хотя к некоторым альбомам простенький компакт-диск все же прилагается). “Serpent” состоит всего из двух продолжительных номеров – “The Head” и “The Tail” – которые по факту являются редактированными для винил-издания фрагментами единого 45-минутного эпик-джема. Записан он был «лайв-ин-студио» в январе этого года – состав группы остался неизменным, как осталось неизменным и синтезаторное участие Scott ‘Dr. Space’ Heller (Øresund Space Collective), который, собственно, группу международному сообществу в свое время и представил, выпустив на своем импринте Space Rock Productions, дебютную запись норвежцев.
|
Black Moon Circle |
Музыка альбома – как можно было сразу предположить, инструментальный импровизационный спэйс-психоделический трип-рок. Сами музыканты говорят, что подобное определение звучит уж слишком «научно», что все на самом деле проще и сводится к формуле «играй все, что хочешь»… Что ж, музыкантам, конечно, виднее. Однако, как писал великий человеколюб и человековед Иван Андреевич Крылов, «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет – и выйдет из него не дело, только мука». Подтверждение его словам сам наблюдал неоднократно, присутствуя на т.н. «джемах» хороших, как казалось, по отдельности отечественных музыкантов – действительно «мука». И необъяснимой созидательной магии, которая, собственно, и делает подобное музицирование музыкой, не было и в помине… Ну да ладно, вернемся к “The Studio Jams Vol. II: Serpent”.
|
Dr. Space |
У группы BLACK MOON CIRCLE пресловутая «магия» явно присутствует. Причем распространяется она не только на условно «рок-песенное» творчество (представленное на очень хороших альбомах “Plains”, “Andromeda” и “Sea Of Clouds”), но и в чистом виде импровизационно-инструментальное (которое отражено в серии “The Studio Jams”). Я не отказываюсь от своего прежнего тезиса о том, что мелодический среднетемповый хэви-спэйс-рок с англоязычным вокалом (мне лично чем-то напоминающим Paul David Hewson или просто Bono) остается своеобразной «визитной карточкой» коллектива, и что именно в этой стилистике группа прекрасно идентифицируется на разросшейся современной психоделик-рок сцене. Но то, что квартет делает, намеренно отходя от казалось бы апробированной «формулы успеха», вызывает искреннее восхищение.
|
Black Moon Circle |
Если альбом “Yellow Nebula in the Sky” можно было расценивать как девиацию от генеральной линии творчества – пусть вполне удачную и яркую, но все же девиацию, – то “Serpent” справедливость подобного утверждения ставит под сомнение. Хотя бы в силу того, что “Serpent” не просто повторяет и продолжает алгоритмы инструментально-импровизационного музицирования, обозначенные на “Yellow Nebula in the Sky”, но и предлагает ряд новых. Не могу с уверенность утверждать, как строится импровизация в лаборатории BLACK MOON CIRCLE, но кажется мне, что ключ к специфике их построений – это прохождение так называемый «динамического момента». Как и в классической механике, «динамический момент» в музыкально-импровизационном процессе является фактором тормозящим. Коллектив исполнителей, преодолевая этот динамический момент (как и в случае с механическим двигателем), прилагает усилия, фактически направленные на наращивание креативно-поступательной ансамблевой энергии (или на наращивание запаса кинетической энергии всей системы двигателя). Как ни парадоксально этот прозвучит, но именно характер пресловутого «динамического момента» и время, затраченное на его преодоления, определяют то, как будут дальше играть музыканты, и как будет развиваться сама импровизация. Ну а упомянутая «магия» импровизационного музицирования как раз в том и заключается, что рождающаяся музыка (или анти-музыка) фактически перестает быть контролируемой исполнителями и выстраивается далее согласно своим собственным законам. Более того, чем чаще музыкальной группе импровизаторов приходится преодолевать динамический момент, тем вариативней и богаче получается их музыка.
|
Black Moon Circle |
Ритм-секция в BLACK MOON CIRCLE очень хороша: обычно связка Øyvin Engan и Per Andreas Gulbrandsen набирает обороты и преодолевает динамический момент очень быстро, выводит весь состав на нужную мощность исполнения, открывает партнерам широкие возможности для самовыражения. Что касается Vemund Engan и Scott Heller, то в каждом текущем предложении ритм-секции они находят себя очень быстро: гитарист много солирует и активно участвует в текстурном оформлении контекста, ну а Dr. Space со своими синтезаторами в этом составе по-моему «оттягивается» так, как никогда не позволял себе в составах ни Gas Giant, ни Øresund Space Collective, ни в прочих проектах со своим участием. Как и прежде, импровизационный психо-трип BLACK MOON CIRCLE звучит бурно, громко, грувово, массивно, вязко, даже устрашающе «нойзово». А вот о динамической вариативности говорить на этот раз не приходится, поскольку трек, собственно, один единственный. Отсутствие оной с лихвой компенсируется подвижной и масштабной текстурной проработкой контекста: всевозможных гитарных и синтезаторных эффектов, искажений и фид-бек шумов на альбоме велико много.
|
Black Moon Circle |
Я полагаю, что любители хэви-психоделической инструментальной импровизации этот альбом оценят по достоинству. По своему он очень хорош, несмотря на некоторую динамическую монохромность и репетитивность. Жду, однако, заключительную часть трилогии “The Studio Jams” и очень надеюсь, что когда-нибудь BLACK MOON CIRCLE решат выпустить все альбомы этой серии в формате CD-бокса (по образцу, скажем, известного 3-дискового сета Causa Sui “Summer Sessions Vol. 1-3”). Кстати, впечатления от нон-стоп прослушивания “Yellow Nebula in the Sky” и “Serpent” в цифровом формате самые положительные, а ощущения гораздо полнее, чем от прослушивания по-отдельности скоротечных винилов (которые к тому же и переворачивать со стороны на сторону нужно, прерывая медитацию)).
Слушать/скачивать на Bandcamp |
BLACK MOON CIRCLE на Facebook
P.S. Для тех, кто интересуется творчеством Scott ‘Dr. Space’ Heller, так сказать, «на стороне», сообщу также о выходе в декабре с.г. новой пластинки финской стоунер-дум группы ALBINӦ RHINO из Хельсинки. Называется она “Upholder” и включает всего два трека совокупным временем звучания 36 минут – это части 2 и 3 эпической композиции “Uphold the Light” (часть 1 фигурирует на одноименном альбоме группы 2014 года). Dr. Space дистанционно записал синтезаторы для части 3. Не могу сказать, что это как-то принципиально изменило суть того, что играют ALBINӦ RHINO (музыканты этой группы и сами по желанию горазды к своему хрестоматийному стоунер-думу прикручивать лихие космо-психо эффекты). Но некоторой «пространственности», а главное – маркетинговой «весомости» релизу, безусловно, добавило. Да и в целом “Uphold the Light” я бы назвал самой «триповой», а также самой «слушабельной» записью хельсинского трио (
слушать, кому интересно).
Комментариев нет:
Отправить комментарий