четверг, 12 ноября 2015 г.

El Arca de Valjós "Water Nimphs" (2015)

Первый номер журнала "Blast" (1914,
издатель Wyndham Lewis): манифест модернизма
Вернемся, однако, к теме «новой композиционной музыки» и тесно связанной с этой областью художественных изысканий стилистическими понятиями «контемпорари-инструментал», «пост-академик», «синематик» и т.д. Сразу оговорю, что к обособившемуся в самостоятельный суб-жанр движению «Рок-в-Оппозиции» большинство музыкальных произведений подобного рода никакого отношения не имеет. Вне зависимости от того, разделяют ли их авторы, манифест «риошников», назвать создаваемую ими музыку «Роком» можно лишь с очень и очень большой долей условности…

И.Ф. Стравинский, 1959:
Битники. Рок-н-ролл.
Новая музыка?
Вообще, любопытно, как относился к «интеллектуальной» от-академической арт-рок-музыке, например, Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)… Застал ведь маэстро очень многих из тех, кого нынче считают «отцами-основателями» и прог-рок и рока-в-оппозиции. Правда, был уже не в том возрасте, чтобы воспринимать буйства молодых рок-новаторов с позиций «серьезного искусства» и вряд ли догадывался, что с середины 60-х идеологии «модернизма» и «постмодернизма» будут взяты на вооружение многими молодыми музыкантами, вознамерившимися сделать рок-н-ролл высоким «прогрессивно-интеллектуальным» искусством.

«Модернизм в музыке», если следовать заметкам авторитетного американского дирижера и музыковеда Леона Ботштейна, «характеризуется повышенной восприимчивостью к прогрессу в области современной культуры, науки и техники, а также позитивистскими взглядами художников на урбанизацию и многие явления массовой культуры». При этом тот же Ботштейн писал о том, что в эстетике музыкального модернизма «отражается не только творческий энтузиазм художников, но испытываемое ими чувство социальной тревоги». Если разобраться, то со времен, когда австрийский композитор Густав Малер (1860-1911) навел мосты между германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века, именно так дела и обстоят. Творчество практически всех великих композиторов эпохи модернизма от Клода Дебюсси (1862-1918), Эрика Сати (1866-1925) и Арнольда Шенберга (1874-1951), до Александра Николаевича Скрябина (1872-1915), Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971), Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) и Карла Орфа (1895-1982) в основе своей имело, с одной стороны, восхищение перед новыми веяниями окружавшей их действительности, а с другой – подсознательную тревогу за то, чем все эти новые веяния в итоге обернутся, и дезориентацию в хаосе новой реальности. Что в конечном итоге и привело многих художников-модернистов на позиции «сюрреализма» и «постмодернизма»…

И.Ф. Стравинский, 1944:
фото из полицейского досье;
обвинен в несанкционированной
музыкальной интерпретации гимна США
Что касается современной музыки, то с максимальной полнотой эстетические постулаты «модернизма», «сюрреализма» и «постмодернизма» нашли отражение в двух изначально смеженных тенденциях. Первая – это пост-академический авангардно-экспериментальный рок в совокупности различных стилей и направлений; вторая – пост-индустриальная нео-академическая, «внежанровая» и «гибридная» музыка, создаваемая либо исключительно на программно-технологических платформах, либо в комбинаторике используемого программно-электронного и традиционно-музыкального инструментария. В конечном итоге представители обеих тенденций отталкивались от модернистского наследия классической музыки вековой давности, но расходились в понимании культурологических перспектив: первые и ныне полагают, что настоящая музыка (в том числе и находящаяся в оппозиции к официально-массовой культуре) связана с развитием традиционных композиционных и импровизационных ансамблево-оркестровых исполнительских форм; вторые подобные формы считают атавизмом, необходимость в котором отпадает по мере совершенствования музыкально-программных технологий, и не без основания полагают, что одиночка-композитор, вооруженный ультра-современным «железом и софтом», вполне может обойтись без традиционных ансамблей-оркестров (буквально: «компьютеризация и технологизация музыкального творчества есть будущее музыки»)…

…Теперь, отклонившись от досужих рассуждений на псевдомузыковедческие и культурологические темы, познакомимся с творчеством загадочного проекта из столицы Мексики, который называется EL ARCA DE VALJOS. Не слышали? Что ж, наверстывайте упущенное и желательно в хронологическом порядке появления. Известны и циркулируют в цифровом формате (на материальных носителях никогда не выпускались) следующие записи проекта: “La Absurda Danza de la Vida” (октябрь 2012), “Las Tribulaciones de Valjós” (апрель 2014), “Winter Tristitia” (май 2014) и “Cures for Triskaidecaphobie” (май 2014). А не так давно EL ARCA DE VALJOS анонсировали свой новый альбом – “Water Nimphs” (сентябрь 2015).



На страничке проекта в популярной соцсети (создана эта страничка была в июле этого года, пару раз обновилась, собрала с десяток «лайков», и с тех пор признаков активности на ней не обнаружено) отмечено, что ARCA DE VALJOS идентифицирует себя в стилистических трендах «Рок-в-Оппозиции, экспериментал-рок и пр.». Это, собственно, и все, что о проекте вы сможете найти в сети. Однако вскоре я познакомился с человеком по имени Raúl Valverde Hidalgo, который является «сам себе» композитором, аранжировщиком, исполнителем и звукорежиссером ARCA DE VALJOS…

Raul Valverde Hidalgo
aka El Arca De Valjos
Признаться, удивлен я был несказанно. Поскольку: во-первых, слушая записи EL ARCA DE VALJOS вы едва ли с полной уверенность можете утверждать, что это результат технологических манипуляций и ничего больше – настолько естественно и натурально звучит музыка; во-вторых – музыка проекта с точки зрения композиции и аранжировки очень сложная, написать партитуру и расписать партии для всех задействованных инструментов для любой из представленных пьес очень непросто. Отсюда вывод – либо Raúl Valverde является профессионалом высокой пробы, с натурально классическим, разумеется, высшим музыкальным образованием, либо он – уникальный и, как водится, непризнанный гений-самородок мексиканской земли… которая, кстати, по праву гордится великими композиторами-модернистами Сильвестре Ревуэльтасом (1899-1940) и Карлосом Чавесом (1899-1978).

Могу ошибаться, но, судя по сходству технологических приемов и композиционных подходов, Raúl Valverde Hidalgo также является автором проекта EROS Y TANATOS RIO, в рамках которого сделал четыре альбома: “Hybris Nomi” (ноябрь 2012), “La oscura entraña humana” (ноябрь 2012), “Non Nomi” (январь 2013) и “La Nave del Ornitorrinco” (июнь 2013). В силу небезосновательных эстетических резонов этот проект был переименован в ARCA DE VALJOS, чей дебют (если судить по официально приведенной дискографии) “La Absurda Danza de la Vida” представляет собой изящную камерно-академическую, инструментальную музыку, идеально попадающую в категории «новая композиционная», «контемпрэри-инструментал», «модерн-креатив», «синематик» (кстати, обложкой альбома служит кадр из какой-то стародавней кинопостановки «Алисы в Стране чудес»). Подчеркну, это – «неомодернизм» по своей эстетике и «экспериментальный пост-индустриализм» по творческому подходу (последнее еще более очевидно в музыке EROS Y TANATOS RIO). Никаких признаков, позволяющих определить эту музыку как «Рок», я не обнаружил! С некоторыми нюансами (в частности в аранжировках вырастает удельный вес перкуссионных инструментов, чаще используются электронные шумо-фоны и сэмплированные голоса) вышесказанное относится и к хронологически второму альбому “Las Tribulaciones de Valjós” (за оформление к которому был взят известный сюрреалистический фото-арт польского мастера Leszek Bujnowski), а также к последующим “Winter Tristitia” (в оформлении – картина “Winter” итальянского художника, предтечи сюрреализма Giuseppe Arcimboldo, 1526-1593) и “Cures for Triskaidecaphobie” (в оформлении – сюрреалистический фото-арт опять-таки польского художника Simon Siwak).

Не знаю уж, использует ли Raúl Valverde столь известные иллюстрации с разрешения авторов-правообладателей, но характер музыки ARCA DE VALJOS эти арт-имиджи передают достаточно точно. Картина “Passage by Faith” известного американского художника-иллюстратора James C. Christensen в оформлении нового альбома “Water Nimphs” («Водные нимфы») свидетельствует о том, что Raúl Valverde постарался связать свою новую музыку с т.н. «фэнтази-арт» и «мистери-арт». Подобная концепция открывает самые широкие возможности для «синематизации» музыки, т.е. для построения повествовательно-содержательных контекстов, в которых образы остаются загадочно неразрешенными, а сюжетные концовки – открытыми. По крайней мере, до тех пор, пока слушатель не сопоставит их с соответствующим визуальным рядом, или не включит в полную силу собственное воображение, встав на позицию вольного режиссера постановки. “Water Nimphs” – это история о том, что и в нашем рационалистическом и материально-мотивированном урбанистическом мире есть место чуду и волшебству. Правда, встреча с ним может обернуться трагедий. Ибо сказка должна оставаться сказкой, дабы не отвлекать нас прагматичного созидания-потребления благ цивилизации… Альбом буквально пропитан «неомодернистской» эстетикой, несущей на себе отпечаток предшествующих течений европейского «романтизма», «модернизма», «сюрреализма» и даже «постмодернизма». Для создания музыки Raúl Valverde задействует очень широкий исполнительский инструментарий. Вас ждет музыка, сочиненная и аранжированная для камерного оркестра в составе струнных, духовых, ударных и клавишных инструментов с несколькими солистами, электрогитары, голоса и достаточно широкой экспериментально-электронной интервенции. Композиционные построения академически сложны и драматически обоснованы; аранжировки очень насыщены и нюансированы. Однако любая из 8 частей 45-минутного опуса, благодаря мастерскому продюсированию, звучит в изумительной аудио-панораме, что позволяет не только в полной мере насладиться ансамблевым звучанием, но и получить немалое удовольствие от индивидуальных партий каждого исполнителя… Впрочем, самое время напомнить, что исполнитель в данном случае только один – Raúl Valverde. И роли всех участников своего виртуального оркестра он играет гениально! Браво, маэстро – вы Художник с большой буквы!

Настоятельно рекомендую всем ценителям нетрадиционной «новой композиционной», «неоклассической», «контемпрэри-инструментальной», «модерн-креативной», «синематической» и «пост-индустриальной» музыки с дискографией ARCA DE VALJOS ознакомиться. Все записи этого проекта превосходны и уникальны, но “Water Nimphs” я полагаю высшим достижением Raúl Valverde Hidalgo… «В неведении – все наше прибежище: воистину счастливы те, кто лелеет его», – говорил Джакомо Казанова. Что ж, до известной степени прав был шевалье де Сенгальт. Возможно, что анонимность и загадочность ARCA DE VALJOS – вещи необходимые. И благодаря им проект способен мимикрировать эстетически, концептуально, жанрово, стилистически и т.д. Однако я все же позволю себе завесу тайны чуть приоткрыть… потому что музыка мексиканского художника-музыки воистину ломает стереотипы нашего восприятия и заставляет на некоторые вещи взглянуть иначе. А не в этом ли одна из великих задач Искусства?

Слушать/скачивать на Bandcamp | ARCA DE VALJOS на Facebook

6 комментариев: