вторник, 16 октября 2018 г.

Trip Lava "Ounds" (2018)

Продолжаем тему «внежанровой» и «гибридной» музыки… В начале сентября с.г. новый альбом своего «ансамбля-одного-музыканта» под названием TRIP LAVA представил публике резидент миннесотской «твин-сити» агломерации (Миннеаполис/Сент-Пол), композитор и мульти-инструменталист Joel Lee.

Trip Lava

Свой проект он начал в 2005 году, обладая приличным опытом музицирования на позиции барабанщика или гитариста в различных ансамблях (в частности, в панк-группе Marcus Noise). В 2007-ом самиздатом был выпущен дебютный альбом TRIP LAVA под названием “Oddball in the Corner Pocket”; в 2010-ом по контракту с независимым миннеаполисским лейблом Shark Records был выпущен второй альбом “Octaroid”. Реакция на эти замечательные релизы, мягко говоря, была неоднозначной: критики-эксперты, с одной стороны, признавали оригинальность художественного мышления автора-исполнителя музыки; с другой – явно не понимали, как музыку проекта идентифицировать и к какой жанрово-стилистической категории её отнести. В частности, на достопочтенных «Прогрессивных Архивах» TRIP LAVA присвоили индификатор «психоделик/спэйс-рок» (в форумном обсуждении также звучали термины «краут-рок», «эйсид-джаз», «авант-прог/РИО» и т.д.), и, при всей благожелательности рецензентов, оба альбома собрали рейтинг всего лишь в три-с-половиной балла. О проекте довольно долго ничего не было слышно. Но прошло восемь лет, и Joel Lee вернулся с третьим альбомом TRIP LAVA под названием “Ounds”, который выпущен на тиражных компакт-дисках всё тем же Shark Records. На ресурсе Bandcamp, чей виджет я традиционно использую в анонсах, альбом по какой-то причине не представлен, поэтому воспользуюсь услугами платформы Youtube.



40-минутная программа альбома включает 9 инструментальных композиций; одна из них состоит из трёх микро-частей. Придумывалось, исполнялось и записывалось всё единолично мастером Lee. На этом альбоме он играет на гитарах, всевозможных луп-секвенсорных дивайсах, синтезаторах-генераторах, пианино, электрооргане, драм-машине и, разумеется, на излюбленном традиционном рок-джазовом драм-ките. Сложные процессы сведения, редактуры и мастеринга материала автор разумно перепоручил нескольким местным профессиональным студийным аудио-продюсерам. Звучит альбом превосходно. Но что же за музыку приготовил TRIP LAVA на новом альбоме? На самом деле, сколько критиков выскажется, столько вариантов описания этой музыки вы и получите. Я предложу лишь один из многих.

Joel Lee

Так называемую «гибридную музыку», в которой традиционное музицирование смешано с электронными манипуляциями, вообще идентифицировать крайне сложно, поскольку эта музыки по сути своей является, если пользоваться языком вычислительной техники и программирования, «эмуляторной» и «симуляционной». Проще говоря, новейшие музыкально-программные технологии позволяют имитировать «рок», «джаз», «симфоническую классику», да практически любой жанр-субжанр-стиль, даже не прикасаясь к традиционному музыкальному инструменту. Конечно, огромную роль играет талант и навык оператора. Но в принципе «гибридная музыка» прежде всего окажется тем, на что конкретный слушатель отреагирует в меру особенностей физиологии своего слуха и ориентации долговременной памяти. В общем, степень «субъективизации» в понимании и оценке любого гибридно-музыкального произведения крайне высока. Примечательно, что музыку TRIP LAVA находят привлекательной представители очень разных аудиторий. В частности, «рок-прогрессивисты» превозносят её техничность, развитость, бескомпромиссность и затейливость, но сетуют на «перегибы» в части электроакустических экспериментализаций-импровизаций; «психоделистов», напротив, восхищает раскрепощённость, аморфность и галлюциногенность музыки, но удручает летучая скоротечность психо-аффектных состояний; ну «электронщиков» умиляет глубина текстурной проработки и качество архитектоники звука, но удивляет и даже коробит использование в контексте архаичных рок-барабанов… И т.д. и т.п.

Trip Lava

Знакомство с новым альбомом TRIP LAVA стоит начинать с изучения оформления и трек-листа. Первое, что бросается в глаза, помимо утрированной комиксо-анимационной графики, это странность названий треков – все они начинаются на букву “O” и читаются довольно странно. Если всмотритесь в словоформы внимательнее, то сразу поймёте, что это анаграммы. А в названии альбома просто пропущена начальная буква “S”, то есть называется он на самом деле “Sounds” (или «Звуки»). Автор будто приглашает слушателя для начала сыграть «в слова», отгадать их правильное написание и значение. Если согласитесь, то получите весьма забавные результаты, например: “Ouseh of Orsmirr” превратится в “House of Mirrors” (или «Дом Зеркал»), “Osmicc Oldeng Ordsw Of Onmeldag” – в “Cosmic Golden Sword of Meldagon” (или «Космический золотой меч Мелдагона»… если кто не знает, Мелдагон – это персонаж культовой видеоигры “World of Warcraft”), “Oomsmushr” – в “Mushrooms” (или «Грибы») и т.д. Ну а теперь можно и диск запустить… Кто-то сразу же выскажется, что истинному «ценителю прекрасного» такое слушать не пристало, что это мол «издевательство» над музыкой – что «прогрессивной», что «психоделической», что «электронной» – и выключит. Иного слушателя услышанное на первых же минутах удивит, заинтригует и может быть побудит познакомиться с творчеством Joel Lee по-ближе. И наверняка найдутся и такие, типа меня, кого “Ounds” реально порадует, местами позабавит и в конечном итоге восхитит самобытной нетривиальностью творческого подхода.

Trip Lava

Как давний поклонник проекта, сразу отмечу, что “Ounds” – работа в гораздо меньшей степени радикальная и провокационная по сравнению с предыдущими альбомами. Стилистический спектр гибридных эмуляций-симуляций, освоенный Joel Lee по-прежнему достаточно широк – от структурно оформленного космо-рока и авант-прога с «живой» барабанной моторикой (“Ounds, Pt. 1”, “Ouseh Of Orsmirr”, “Osmicc Oldeng Ordsw Of Onmeldag”, “Ounds, Pt. 2”) до абстрактного эмбиент-скейпинга, илл-биента и футуристического техно-нойза (“Oblivision”, “Orf Ontrastc”, “Ongadays”, “Oopl De Oopl”, “Oomsmushr”). Стилистические манипуляции-девиации-переходы, в основе которых лежит «циклическая импровизация», позволяющая по замыслу автора «уйти от воспроизводства общепринятых трёх-аккордных песенных структур», – по-прежнему актуальны даже в рамках одной отдельно взятой композиции. Именно они предопределяют «коллажное» свойство музыки TRIP LAVA, стоящее над любой стилистической формализацией. И именно «коллажность» делает невозможным никакое однозначное классифицирование жанра-стиля музыки проекта, за исключением классифицирования субъективно-интуитивного. Повторюсь, однако, что «коллажность» альбома “Ounds” не столь вызывающе остра как на альбомах “Oddball in the Corner Pocket” и “Octaroid”.

Trip Lava

Так что же в итоге мы имеем? “Ounds”, по моему опять-таки субъективному мнению – это полиморфный, полистилистический, гибридный по технологии и методике изготовления «коллаж», который в функционально-прикладном отношении очень напоминает «саундтрек» к какому-нибудь сатирическо-шизофреническому мультфильму для взрослых, замешанному на сай-фай комиксах и видео-играх. В отличие от предшествующих, преимущественно «нон-стоп» альбомов, на “Ounds” все треки чётко разграничены. Но альбом, всё же, стоит воспринимать в альбомно-программном единстве всех номеров – так, на мой взгляд, понять суть художественного послания Joel Lee, проще и лучше… Но как ни слушай, всё равно придётся констатировать, что новая работа TRIP LAVA, как впрочем и всё, что сделано автором, из категорий музыки «вейрд» и «очень не для всех». Она способна сбить с толку и дезориентировать любого «знатока-ценителя». Но для тех, кто увлечён инновационно-гибридными и экспериментально-синематическими формами современной инструментальной музыки, это настоящий подарок. Таковым слушателям-исследователям рекомендую настоятельно!

TRIP LAVA на Facebook