3 февраля с.г. очень солидный бельгийский рекорд-лейбл Crammed Discs (основателем и бессменным руководителем которого с 1981 года является Marc Hollander, в прошлом лидер известной группы Aksak Maboul) официально анонсировал выход в свет нового альбома замечательной французской прог-экспериментальной группы новой волны AQUASERGE из Тулузы.
|
Aquaserge |
На французском языке название группы – AQUASERGE – это своеобразная игра слов: можно переводить как «Серж-Водник» (собственно, некий бесстрашный Серж, бороздящий на своей подводной лодке бездну мирового океана – это центральный персонаж мифологии группы), а можно и как извечный философский вопрос «Зачем я?». Проект был начат в 2005 году тремя бывшими участниками поп-группы HYPERCLEAN – гитаристом Benjamin Glibert, барабанщиком Julien Barbagallo и клавишником Julien Gasc. Сценический дебют AQUASERGE состоялся в 2008-ом. И в том же году группа в формате квартета с присоединившейся на бас-гитаре Audrey Ginestet (из группы UEH!) выпустила свой дебютный EP “Tahiti Coco”. С того времени в постоянно трансформирующемся составе AQUASERGE записали и выпустили: свой первый полноформат “Un & Duex” (2009; включает два первых мини-альбома, записанных в январе и октябре 2005-ого); второй полноформат, принесший группе международную известность, “Ce très cher Serge, spécial origins” (2010; переиздан в 2011-ом французским лейблом Musea/Gazul Records); альбом-коллаборацию с американской певицей April March, она же Elinor Blake (2013, бельгийский Freaksville Records); третий полноформат, записанный в составе секстета, “A l'amitié” (2014, французский лейбл Chamber404 Records); два EP-миньона – “Tout Arrive” (2014, Chamber404 Records) и “Guerre” (2016; Almost Musique/ Crammed Discs). И вот, долгожданный четвертый полноформат “Laisse ça être”, который для французского рынка выпущен лейблом Almost Musique Records (тираж Crammed Discs предназначен для международного распространения).
Записан альбом расширенным ансамблевым составом: Benjamin Glibert (гитара, вокал), Julien Gasc (вокал, клавишные, гитара), Julien Barbagallo, Julien Chamla и Olve Strelow (ударные), Audrey Ginestet (бас), Manon Glibert (кларнет), Robin Fincker (тенор-саксофон), Sébastien Cirotteau (труба) и Olivier Kelchtermans (баритон-саксофон).
К слову, все основатели AQUASERGE сейчас задействованы также и в других составах: Gasc записывается сольно, с 2007-ого работает с поп-группой
MOMOTTE, с 2008-ого участвует в популярной поп-формации STEREOLAB; Barbagallo в 2012-ом стал барабанщиком обосновавшейся в Париже австралийской психо-спейс-рок группы TAME IMPALA; а Glibert в том же году присоединился к нео-психоделической группе MELODY’S ECHO CHAMBER (которую продюсирует лидер Tame Impala). Сольная и сторонняя деятельность музыкантов AQUASERGE весьма важна с точки зрения понимания музыки, которую коллектив создает. Каждый новая запись ансамбля – это еще один шаг на пути «раздвижения эластичных границ традиционной поп-рок музыки». Именно так формулируют свое творческое кредо участники коллектива.
|
Aquaserge |
Как и предшествующие альбомы, 46-минутный “Laisse ça être” в совокупности 8 представленных на нем вокально-инструментальных композиций представляет очень затейливую эклектику музыкальных стилей в очень индивидуальной и оригинальной их интерпретации. В известном смысле музыка AQUASERGE – это так называемый франкоязычный «нувель-шансон», который музыковеды характеризуют как «взгляд на национальную песенную поп-музыкальную культуру через призму музыки нового времени». В основе субжанра лежит наследие Charles Trenet, Léo Ferré, Georges Brassens, Jacques Brel, Serge Gainsbourg, Guy Béart, Jean Ferrat, Jean-Claude Vannier и т.д., которое современные исполнители нувель-шансона в той или иной степени соединяют с электронной музыкой, уорлд-музыкой, новой композиционной музыкой, синематик-саундтрек музыкой, всевозможными видами и подвидами джаза и рока… Архитектоника музыки AQUASERGE, несмотря на ее песенную благозвучность, очень сложна. Фактически каждый альбом группы – это своеобразный саунд-трек с ярко выраженной синематической образностью. Причем его авторов, по их же признанию, совершенно не заботит, как будет услышана и классифицирована их работа. «Сила и одновременно слабость нашей музыки в том, что мы играем исключительно для собственного удовольствия, высвобождая индивидуальные фантазии каждого участника и не задумываясь о жанровой принадлежности получающегося результата», – говорит Julien Gasc.
|
Aquaserge |
На “Laisse ça être” каждая музыкальная пьеса – это эпизод целостной драматургической картинки в ее динамическом развитии. Лирическое послание каждого номера связано с совершенно конкретным образом и настроением, для усиления которого авторы непринужденно обращаются к приемам из арсенала исполнителей академического авангарда, модерн-оркестрал, джаз-фьюжн, краута, кентербери-прога, рио-прога, экспериментал-электроники и любой иной эстетики, коль скоро подобное обращение с их точки зрения усиливает лирический образ. В музыке AQUASERGE при желании можно обнаружить очень тесную связь с представителями самых разных направлений рок-музыки 60-70х – Soft Machine и Gong, King Crimson и Can, Faust и Neu!, и т.д. и т.п. Лично я до известной степени склонен считать их прямыми наследниками великих композиторов-шестидесятников от поп-н-рок субкультуры: Jean-Claude Vannier, Frank Zappa, Fred Frith и Robert Wyatt – во всей невероятной многосторонности и многогранности творчества упомянутых личностей. Но AQUASERGE настолько артистичны и пластичны как песенники-композиторы, аранжировщики и исполнители, что любая попытка проведения аналогией будет носит условный характер и будет приоткрывать лишь малую часть того, что делает коллектив. К каким бы приемам не обращались музыканты в процессе создания своего уникального контекста, и как бы странно они порой не звучали, ничто из их изобразительного арсенала не обращено против слушателя. Более того, музыкальная ткань AQUASERGE очень тонка, хрупка и заслуживает самого бережного отношения. Чем внимательнее вы к ней отнесетесь, тем больше тайн творчества этой уникальной группы вам откроется.
|
Aquaserge |
“Laisse ça être” я бы назвал самым оркестрованным и звучным альбомом в дискографии AQUASERGE: девиаций в области абстрактной скейп-экспериментальной музыки практически нет, все композиции отличаются высокой динамикой и буквально фонтанируют энергией. Это – композиционный нувель-шансон в пышных и ярких аранжировках, с большим числом сольных интерсекций сразу нескольких инструментов, апеллирующий к традициям афро-бита, джаз-фьюжн, прогрессив-рока и пост-авангардной музыки с характерной организацией музыкальных форм через циклическое повторение коротких содержательных фрагментов. При этом и формы, и содержания, как водится у AQUASERGE, очень индивидуальны и самобытны. Настолько, что услышаны и осознаны слушателем они могут быть весьма по-разному.
|
Aquaserge |
Альбом невероятно хорош. И перед слушателем он открывает огромный простор для устремления к новым горизонтам познания – не только современной музыки в широком эстетическом смысле, но и самого себя через призму этой музыки. Новаторство, но не опровергающее, а развивающее предшествующие достижения – вот, что сделали AQUASERGE на своем новом альбоме. Большая редкость в наши дни, когда одни музыканты всеми силами равняют свое творчество на художественные формы полувековой давности, другие – напротив, творчество отождествляют с изничтожением любой традиционной формы, а третьи – просто пытаются угадать, за что люди готовы платить деньги… Ну а прогресс, как водится, двигают уникумы-индивиды. AQUASERGE – из их числа. Браво! Браво! Настоятельные рекомендации!
|
Aquaserge |
P.S. Не могу в связи с новой работой AQUASERGE не вспомнить прошлогодний альбом лондонской формации PERHAPS CONTRAPTION (см.
заметку). Очень, на мой взгляд, близки эстетически и духовно эти два коллектива.
Слушать/скачивать на Bandcamp |
AQUASERGE на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий