понедельник, 31 октября 2016 г.

Spiral "Amae" (2016)

В начале 2016 года участники плодовитого экспериментального трио SPIRAL – Chris Boat и Bill Hatfield – по причине занятости своего третьего коллеги Aaron Frale решили записать что-то в рамках своего сайд-проекта AMAE, который существует с 2014 года.

Spiral

В первых числах октября с.г., скомпоновав записанное в 48-минутный альбом из 6 композиций и посоветовавшись с отсутствовавшим другом-партнером, работу решили все же обнародовать как альбом “Amae” под именем SPIRAL.



Записан этот «сай-фай» опус в составе трио: Chris Boat (клавишные, вокал), который является со-учредителем SPIRAL; Bill Hatfield (гитара, бас), который в группу влился году в 2014-ом; и Scott Bryan (вокал), который, насколько мне известно, прежде в записях группы участия не принимал. А альбомов у SPIRAL, которые дебютировали в 2010-ом как мульти-инструментальный дуэт Chris Boat и Aaron Frale, уже немало. Добрая дюжина полноформатов, выпущенных на самиздатовских CD-R, не считая многочисленных «внеальбомных» миньонов: “The Death of Billy Jensen” (2010), “Citizen” (2010), “Machine” (2011), “The Capital in Ruins” (2011), “Your Kindness Let a Monster In” (2011), “The Traveller” (2012), “Mind Trip in A Minor” (2012), “Live on Matijevic Hill” (2013), “A Parasite’s Guide to Rewriting History” (2013), “Our Final Days On Bellicus Prime” (2014), “Joy’s Egg” (2015) и “Centaurus A” (2016).

Spiral circa 2010
Музыку SPIRAL классифицировать достаточно сложно. Условно – это видоизменяющаяся от альбома к альбому «внежанровая» электро-акустика на пересечении экспериментальной электроники, психоделии, прогрессива и индастриал-метал, оформленная в драматургическо-концептуальные альбомы в эстетике «фэнтази-фикшен». Гитары, клавишные и струнные исполняются и записываются традиционно; ударные программируются, но весьма искусно, так что от традиционных барабанов и перкуссий их порой и не отличить; общий музыкальный контекст дополнительно текстурируется всевозможными электронными эффектами и сэмплами. Вокально-лирическая часть на альбомах группы, как правило, имеет принципиально важное значение: по большому счету все записи SPIRAL – это своеобразные «радио-спектакли», в которых инструментальное сопровождение является своеобразной «театральной декорацией», которая меняется в зависимости от сюжетного содержания конкретной сцены.

Chris Boat
Кстати, в самом начале года SPIRAL в составе Chris Boat (клавишные, бас, гитара, вокал), Aaron Frale (гитара, вокал), Bill Hatfield (гитара, бас, клавишные) и Senda Linaugh (вокал) представляли свой очередной фикшен-опус “Centaurus A” – титанический многочастный 58-минутный эпик без пауз и антрактов, главным действующим лицом которого оказывается женщина-астронавт, последняя из экипажа затерянного в космосе звездолета. Поклонникам циклической синт-электроники «берлинской школы», спэйс-рока, индастриал-рока, спэйс-эйджа и эмбиента очень стоит послушать… если всплывающие в контексте по большей части инструментального альбома искаженные скримо-вокализации, характерные для работ SPIRAL последних лет, вас не смущают.



Но вернемся, однако, к AMAE или к альбому “Amae”, который причислен к дискографии SPIRAL. «Причислен», в общем-то, вполне обосновано. Поскольку и в смысле специфики авторского понимания «сай-фай» тематики, и с точки зрения воплощения этого авторского понимания в конкретные музыкально-художественные формы – SPIRAL и AMAE очень и очень близки. Отличия, конечно, имеются. И если сравнивать, например, релизы этого года, т.е. “Centaurus A” и “Amae” – то различия эти окажутся достаточно очевидны. При всем «гибридном» характере музыки обоих альбомов, “Amae” – запись, если угодно, более «рОковая», более приближенная к стилистике традиционного спэйс-рока (где-то между Pink Floyd и Hawkwind). Элементы спэйс-эйджа, синт-краут-электроники и эмбиента в музыкальном контексте используются, но акцент смещен в сторону моторного ритм-грува и гитарного хэви-риффажа.

Bill Hatfield
На мой индивидуальный вкус – программированные ритм-паттерны композиций звучат чрезмерно резко и искусственно – я предпочитаю звучание ударных либо в органике, либо с соответствующей обработкой саунда «под-органику». Но сие, безусловно, «вкусовщина»… как и восприятие вокалов, которые используют и SPIRAL, и AMAE… Главное в другом – на альбомах обоих проектов всегда есть что послушать, помимо синт-программированной ритмики и постановочно-драматизированных голосов, и есть чему поучиться. Chris Boat, Aaron Frale и Bill Hatfield – три главных действующих лица в обоих проектах обладают очень интересным и самобытным пониманием звука и принципов его размещения в акустическом пространстве. Этому их авторскому дару я не перестаю удивляться с тех пор, как впервые услышал записи коллектива пять лет назад (это был дарк-экспериментальный, почти синт-готический альбом “Machine”).

Aaron Frale

Так что, альбом “Amae” я послушал с вниманием и интересом – и ничуть не разочаровался. Особо впечатлен заключительным 22-минутным эпиком “Those Left Behind”. С него, кстати, – поскольку сам альбом в меньшей степени подчинен драматургической фабуле, чем, скажем, январский “Centaurus A” – и стоит, возможно, начать знакомство с альбомом. Если заинтригует, то тогда уж стоит переслушать альбом в совокупности всех треков.

Слушать/скачивать на Bandcamp | SPIRAL на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий