«Захватывающая и психоделичная уорлд-музыка… Вы не слышали ничего подобного!», – так представляет независимый австралийский рекорд-лейбл Art As Catharsis из Сиднея выпущенный им в середине августа дебютный цифровой альбом инструментального ансамбля ZEITGEBER. Что ж… для начала несколько слов об авторах проекта.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhkegIhbvg0NYngVdsTxxEtjXbRS8kTYSCXI5vWM5LJPkTaxWXld-YZzYQyuOSTlcJmmMYSq2iII9vVf3UQlnwomBv-YdvI-kV1QMM0Jhhy6OoYPy7ZJG9yRyhTRhdEC0yz4WtOkLdugm9L/s400/Zeitgeber+01.jpg) |
Evan McGregor |
34-летний австралиец из Сиднея Evan McGregor последние четыре года живёт в английском Оксфорде; работает детским аниматором, сочиняет истории, увлекается перкуссионной музыкой народов мира, пишет собственную музыку и играет по совместительству на барабанах в рок-группах
SQUAT CLUB,
FAT YAHOOZAH и
HASHSHASHIN.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi0wjABqPqOlhUVXraSWwvhfAbfCcfXAsqYDlYuOzAdMeelbl-YzNORDGbeWDo3mothsa2QMgMzL21t14yAK6rNT89_EUp-EUHvNdrHU6A42X4UIy-WnuucOYNSMQ3IMHESVfXcCEzOWd05/s400/Zeitgeber+02.jpg) |
Phillippa Murphy-Haste |
Сиднейская саксофонистка и кларнетистка Phillippa Murphy-Haste – дипломированный профессиональный консерваторский музыкант, находящийся в постоянном творческом поиске между Австралией и Швецией, участник академических ансамблей новой музыки
SIRENS BIG BAND,
MICRO MICRO и
MICROFICHE.
Это и есть формально учреждённый два года назад электроакустический, кросс-жанровый, экспериментальный ансамбль ZEITGEBER. Название проекта, как и сама концепция альбома, связано с биологическим феноменом «зайтгейбэ», благодаря которому, как утверждают исследователи, происходит адаптация или синхронизация внутреннего ритма человеческого организма с т.н. циркадным ритмом или ритмом суточного цикла. 46-минутный альбом “Heteronomy” из 9 инструментальных пьес, автором которых является McGregor – это своеобразный отчёт об исследовании авторами взаимосвязей между прикладной акустикой, музыкальной художественностью, окружающей средой, биоритмами организма и поведенческой психологией личности.
В роли основных исследователей выступили уже упомянутые Evan McGregor (кайса-хэндпан, барабаны, перкуссия, тумб-пьяно, гитара, диджериду, мелодика, программирование, синтезаторы) и Phillippa Murphy-Haste (кларнет, бас-кларнет, скрипичный альт). Самое деятельное участие в проекте принял английский музыкант и звукорежиссер Nikò Brian (владелец лейбла Upcycled Sounds, который выступил со-издателем альбома): он не только предоставил студию и осуществил общее аудио-продюсирование материала, но также срежиссировал саунд-скейпинг двух треков (“Wake” и “Sleep”), а также исполнил партии бузуки-лютни и бас-гитары в двух других композициях. Как вы понимаете, рассматривать “Heteronomy” – в силу многомерности обозначенных авторами задач и результатов – можно в очень различных ракурсах…
Попытаюсь как-то охарактеризовать саму музыку. Задача, прямо скажем, не из лёгких… можно, правда, использовать общие музыковедческие кластеры типа «модерн-криэйтив», «внежанровая музыка», «синематик» и пр. Все эти термины подразумевают, что, оставаясь в рамках конструктивной «музыкальной художественности», авторы-исполнители полностью опровергают жанровые, субжанровые, стилистические и любые иные ограничения. Иными словами, аутентичная этника, традиционный джаз и рок, электроника и программирование, академизм и поп-шлягерность, структурность и фактурность, образность и абстракция… - всё оказывается перемешанным в какой-то особо изощрённый коктейль, рецептура которого ведома одним лишь создателям.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh9x6CmUww41QcK82otyGJHsXS_EGoUIVOH35tbqXLJPooDB4XD08O0h4ZpWFkHWY7uZDJIWy5PdqM-OIavQt7NhJPJB0euWfjpVQ3zZA49tnLjApbG90OW5BigWTwtUjADdciVl8ibQhCv/s400/Zeitgeber+03.jpg) |
Zeitgeber |
Именно так обстоят дела и с творчеством ZEITGEBER. Например, пролог и эпилог альбома (те самые “Wake” и “Sleep”, аудио-оформлением которых занимался Nikò Brian) – это академический эмбиент-дрон, весьма статичный и минималистичный с точки зрения какого-либо развития. Трек “Phase Response Curve”, фактически открывающий программу, напоминает клубный диджей-микс по мотивам оригинального мелодичного этно-уорлд-фьюжн. Следующий номер программы “Persistent Oscillations” навевает аромат ориенталистской фьюжн-психоделии, ублажает слух полиритмией и звучанием альта, восхищает безупречным балансом структурно-текстурного креатива (субъективно – один из лучших треков альбома). “Suprachiasmatic Nuclei” вновь привносит в музыкальный контекст пресловутый дэнс-клубный флёр, который, впрочем, весьма удачно накладывается на перкуссионную полиритмию и облагораживается изящной партией кларнета. “Circadian Rhythms” напоминает фрагмент саунд-трека к какому-то кино-нуару: инструментально разреженная атмосфера, камерный минимализм ритмического сопровождения, переклички кларнета и диджериду, всплывающие и исчезающие сэмпло-нарезки мужского и женского голосов (вообще, сэмпло-нарративы присутствуют практически в каждой композиции, но этот номер сделан так, словно музыка является аккомпанементом к обрывкам какого-то принципиально важного диалога). “Umwelt” неожиданно вызывает аллюзию с бродячими комедиантами, заехавшим на ярмарку занять почтенную публику поучительной историей (тоже трек из персональных «альбомных фаворитов», вызывающий некоторые ассоциации с творчеством замечательного итальянского камерного ансамбля Gatto Marte). “Retina” – ещё один номер с нарративно-рассудительным сэмплом и своеобразной комбинаторикой этно-фьюжн, клаб-микс и лаунж-чилл-аут стилистических влияний. Перед продолжительным 13-минутным эмбиент-эпилогом дуэт исполняет превосходную умиротворенную пьесу “Primary Synchroniser”, в которой элегантно сплетаются стилистические мотивы этно-фьюжн, новой камерной музыки и синематика (так же назову эту композицию в числе лучших).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEja4VO5yP79rTrAMvjN6CTPwNtyG5_o50QghMntsCv-wRZZR3XYy_K8UTM6xbaRx-iUsh3qx3lQBBSquHd6l-h8x3e2rXJlELYK5rrRIYh7yi2s8JokrmThGnc63pzYBDHcp7uWWP2zcPID/s400/Zeitgeber+04.jpg) |
Zeitgeber |
Ознакомительный по-трековый экскурс я позволил себе, дабы попытаться передать многообразие форм и содержаний музыки ZEITGEBER. При всей немногочисленности состава и относительной ограниченности используемого инструментария, Evan McGregor и Phillippa Murphy-Haste создают исключительно богатую аудио-панораму, изобилующую композиционно-мелодическими, образно-драматическими и текстурными микро-нюансами. Использование кайса-хэндпана в качестве ведущего ударно-перкуссионного инструмента, безусловно, определяет саунд проекта и делает его весьма узнаваемым. Вместе с тем, помимо экзотической ударно-перкуссионной игры есть на альбоме и много другого, что послушать очень даже стоит… если, конечно, вас привлекает креативная, внежанровая и синематическая инструментальная музыка. Что касается прикладного эффекта, то станет ли альбом тем самым «зайтгейбэ», что синхронизирует внутренний биоритм слушателя с музыкальными вибрациями создателей – решать каждому индивидуально. Я бы сказал, что музыка ZEITGEBER – явление весьма нетривиальное и проигнорировать “Heteronomy” никак не должно. Рекомендую!
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiYdzUnninlek9YOtQVYHuNODK47Ed-HtBa4zmoEXt_GjNQekdF2VldAHLdTkkKsGPFNYgJUeP6eQ1R_k76ak1trauJ5rXskWMoiJNC8ONH9EA8KTsxwIrqWWQG3KbHoINVVhOItVqFabnQ/s400/Zeitgeber+05.jpg) |
Zeitgeber |
Слушать/скачивать на Bandcamp |
ZEITGEBER на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий