среда, 2 мая 2018 г.

PinioL "Bran Coucou" (2018)

Из Кана в Нижней Нормандии перенесёмся мыслью в град Лион, что в регионе Овернь-Рона-Альпы… Именно из тех мест пришло сообщение о выходе дебютного альбома формации под названием PINIOL, которую во французской независимой прессе называют ни много ни мало «супергруппой рок-максималистов».

PinioL

Альбома, который получил название “Bran Coucou” и вышел в свет в конце апреля с.г. на компакт-дисках и дабл-виниле независимого рекорд-лейбла Dur et Doux, поклонники авант-рока и настоящего «риошного» авант-прога ждали давно и с нетерпением. PINIOL – это творческое объединение музыкантов групп POIL и NI, издающихся на Dur et Doux уж почти десять лет и во многом определяющих не только профиль лейбла, но и суть современного «лионского рок-андеграунда» (ещё одна специализированная «школа» французского рока). Формация сложилась в году в 2015-ом, весомо заявила о себе серией ярких концертных выступлений и стала готовить материал для альбома (который, если не ошибаюсь, обещали ещё в начале 2017-ого, но выпустили только сейчас). В итоге, “Bran Coucou” включает 6 номеров общей продолжительностью 68 минут.



Записан материал в студии Mikrokosm звукорежиссёром Benoit Bel; сведением и мастерингом занимался некто R3my Boy. А исполнено всё следующим «звёздным» составом лионских рокеров-авангардистов: Antoine Arnera (клавишные, вокал; группа PoiL), Boris Cassone (бас, вокал; PoiL), Guilhem Meier (барабаны, вокал; PoiL, также играет в Bigre! и uKanDanZ), Anthony Béard (гитара, вокал; группа Ni, также входил в оригинальный состав группы Scherzoo, которую патронирует парижский лейбл Soleil Zeuhl), François Mignot (гитара, вокал; Ni и Scherzoo), Benoit Lecomte (бас, вокал; помимо Ni, также играет в uKanDanZ) и Jean Joly (барабаны; единственный, кто не играет ни в PoiL, ни в Ni, зато является участником Lunatic Toys, Bigre! и дарк-метал группы Les Discrets, которая находится под крылом влиятельного немецкого лейбла Prophecy Productions). Такой вот септет (к слову, барабанщик Nicolas Bernollin из Ni, который изначально играл в PinioL, в записи альбома участия не принимал; он сейчас подвизается в группе L'Effondras).


PinioL

Кстати, в отечественной музыкальной прессе “Bran Coucou”, как ни странно, уже анонсировали (см. заметку в «Jazz-квадрате»): определили музыку в категорию «джаз», а сам альбом отрекомендовали как «многообещающее начало». Полагаю, та заметка жизнерадостных лионцев (эксперты Евросоюза этот город считают «самым привлекательным» для жизни во Франции) порадовала и позабавила. Хотя написано в ней, в общем-то, всё по делу. О подобной музыке в принципе писать едва ли возможно. Можно лишь констатировать технически очевидные вещи, проводить какие-то условные аналогии, жонглировать жанрово-стилистическими тэгами и делится сугубо личными впечатлениями от прослушивания. Тем и займусь, включив диск на очередную отслушку.

PinioL

Начну с «очевидностей». Очевидность №1: с точки зрения ансамблевой конфигурации PINIOL – это фактически два автономных рОковых пауэр-трио, способных автономно строить и развивать собственные композиционные фигуры и структуры. Роль режиссёра-дирижёра, объединяющего эти две секции в единый ансамбль, выполняет клавишник, на долю которого приходится огромная нагрузка: помимо разыгрывания собственных партий, он держит на постоянном контроле происходящее в обеих секциях, сближает их, разводит, подключается то к одному, то к другому фигурообороту, строит общую композиционную структуру. Очевидность №2: септет исполняет гипертрофированно полиритмическую музыку. В принципе, самостоятельные ритмические рисунки в рамках одного размера могут исполняться и в формате одного отдельного трио (как например, в канонических авант-джазовых или мэт-прог-роковых коллективах, регулярно практикующих соединение различных ритмических рисунков для ударных и гитар). Но здесь всё гораздо сложнее, поскольку созидательно-полиритмических трио два, а к ним стоит добавить и «блуждающего» клавишника, который очень даже не прочь поиграться с ритмикой. Очевидность №3: септет исполняет усугублено полифоническую музыку. Её многоголосый склад определяется не только функциональным равноправием семи инструментальных голосов, разрабатывающих мотивно-мелодическую часть композиции. Шестеро из семи участников ансамбля используют голоса. Причём лирико-содержательное наполнение их вокальных партий особой роли не играет: все шестеро могут нести любую «птичью» галиматью (типа, «мазер-мазер-квак-фак» или, пародируя тональные фонемы дальневосточных языков, «яяя-кокои-кои шо-шин-недыши»), но их коллективно-хоровой или образно-персонифицированный гомон по сути уподоблен дополнительному инструментарию, с помощью которого и к без того сложному полифоническому многоголосью, имеющему явный прото-оркестрованный характер, добавляются всё новые и новые линии… Полагаю, достаточно.

PinioL

Теперь предлагаю провести «условные аналогии» и поиграть с «жанрово-стилистическими тэгами». В одной из зарубежных заметок об альбоме столкнулся с следующей аналогией: «Это King Crimson сегодняшнего дня – искусно, креативно, рискованно». Соглашусь, но предложу и собственные аналогии – Dysrhythmia и Sleepytime Gorilla Museum. Подразумевая и превосходную исполнительско-техническую подготовку музыкантов, и креативность-смелость их мышления, и специфику изумительно отрежиссированного, насыщенно-массированного, металлизированного саунда, и влияние, которые эти две группы оказали на формирование современной авант-метал сцены… А вот, собственно, начались уже игры с каталожно-музыковедческой терминологией. Возьму на себя смелость классифицировать музыку PINIOL как пластичный авант-прог-метал в осмысленном ассортименте всевозможных зеул-проговых и РИО-проговых, мэт-роковых и пост-хардкоровых, экспериментал-роковых и нойз-авангардных, в обобщённом смысле «заппа-роковых», «кримсон-роковых» и «зорн-джазовых» влияний. Что касается того, чего больше в музыке PINIOL – наработок PoiL или Ni, – сказать очень сложно. Поскольку при всех имеющихся существенных различиях, в плане общей художественной эстетики, энергетики, динамики и эксцентрики исполнения – эти коллективы весьма близки и даже родственны. Так что, примерно, поровну того и другого, если уж взвешивать.

PinioL

Ну и обещанные «сугубо личные впечатления» от неоднократного, подчеркну, прослушивания. Очень сложно. И поначалу очень неудобоваримо. Потому что звука невероятно много: он буквально оккупирует и третирует привычное акустическое пространство, обрушивается на сознание, заполняет его, подчиняет… Смириться с этим и сфокусироваться на самой музыке, не говоря уж о том, чтобы разобраться кто, что и где играет – просто нереально. Но постепенно привыкаешь и начинаешь различать отдельные голоса (замечу, что PINIOL всегда играют все и сразу – соло-монологов и интерсекционных диалогов в традиционном понимании просто нет). И когда слышны уже, как кажется, все голоса ансамблевого многоголосья, наступает прозрение… Не сочтите меня безумцем, но PINIOL прекрасны, и альбом они сделали невероятный! Он превосходит все самые смелые ожидания, даже если вы хорошо знакомы с творчеством PoiL или Ni. Я в одержимом восторге, как вы понимаете, и настоятельно рекомендую всем отважным и рискованным меломанам-проголюбам с альбом ознакомиться. Браво, PinioL и Dur et Doux! Да здравствует французский рок-авангард!

PinioL

P.S. В первых числах мая PINIOL играют пять концертов подряд в поддержку альбома в пяти французских городах. Жаль, что нас там не будет…

Слушать/скачивать на Bandcamp | PINIOL на Facebook