понедельник, 7 ноября 2016 г.

Ten East "Skyline Pressure" (2016)

Новую обзорную неделю начну с анонса альбома “Skyline Pressure” американской инструментальной формации TEN EAST из калифорнийского Палм-Дезерта, во главе которой стоит крестный отец стоунер-дезерт-рока, деятельный и вездесущий маэстро Gary Arce (учредитель легендарной группы YAWNING MAN, а также THE SORT OF QUARTET, THE PERFECT RAT, DARK TOOTH ENCOUNTER, WATERWAYS, ODDIO GASSER, ZUN и др.).

Gary Arce

Название TEN EAST заимствовано из обозначения на карте шоссе, протянувшегося через весь американский юг: от калифорнийского Лос-Анджелеса, через аризонский Феникс, техасские Эль-Пасо и Хьюстон, луизианский Нью-Орлеан и до Джексонвилла во Флориде. И, как говорят участники группы, их музыка – это своеобразное отражение тех впечатлений, которые могут рождаться в ходе такого автопробега. В 2006 году TEN EAST выпустили свой дебютный альбом “Extraterrestrial Highway” на испанском лейбле Alone Records. А в 2008-ом – второй альбом “The Robot’s Guide To Freedom” на австралийском лейбле Lexicon Devil (в 2010-ом на этом же лейбле был переиздан и дебют). С того времени три ключевые фигуры группы – гитаристы Gary Arce и Mario Lalli, да барабанщик Bill Stinson – название TEN EAST больше не использовали… Но в феврале 2015-ого, будучи с концертами в Голландии, Gary Arce решил, что шоу с участием групп Yawning Man и Fatso Jetson должны открыть именно TEN EAST. Любопытно, что Gary Arce и Bill Stinson играли тогда не с Mario Lalli, как многие ожидали, но с музыкантами голландской группы AUTOMATIC SAM – гитаристом Pieter Holkenborg и басистом Erik Harbers (которые в августе 2014-ого, в роли организаторов фестиваля Mañana Mañana, пригласили в Голландию Yawning Man и отыграли в составе этой славной группы). Так родилась новая, третья уже версия состава TEN EAST. Более того, как выяснилось еще в декабре 2014 года голландские музыканты приезжали в Калифорнию, и в легендарной студии Thunder Underground в Палм-Спрингсе был записан материал, который лег в основу “Skyline Pressure” – официально нового, третьего хронологически альбома TEN EAST.



В тех сессиях принимали участие уже знакомые Gary Arce (гитара), Bill Stinson (барабаны), Pieter Holkenborg (гитара), Erik Harbers (бас) и присоединившийся к ним Nico Morcillo (гитара) из французской группы HIFIKLUB (весьма активной и уже успевшей выпустить в октябре с.г. сплит-альбом с Fatso Jetson “Double Quartet Serie #1”). Музыканты собрались для того, чтобы, по их же словам, «попробовать найти какие-то иные интонации в музыке Yawning Man», но результат обозначили как TEN EAST. Обратите, кстати, внимание, на композицию “Historical Graffiti” – по названию это титульный номер с вышедшего в августе с.г. альбома Yawning Man (см. заметку). Но по исполнению, характеру и динамике – совершенно иная композиция: более интенсивная, напряженная, массивная, грозная… нет в ней характерной расслабленности, мечтательности и созерцательности. И дело не в отсутствии аккордеонного «нуара» (в оригинальной версии Yawning Man исполнялся аргентинцем Adolofo Trepiana), и даже не в иной конфигурации басовых линий (в Yawning Man их играл Mario Lalli), а прежде всего – в ином видении позиций и возможностей солирующих гитар.

Ten East

По большому счету, различия, которые невозможно не услышать в интерпретации композиции “Historical Graffiti”, определяют художественную концепцию всего “Skyline Pressure”, специфику исполнения и звучания всех вещей. И тогда становится понятно, почему это альбом TEN EAST, а не второй в этом году альбом Yawning Man. Дело совсем не в пресловутых «правильных маркетинговых решениях» авторов, даже если таковые и имели место быть. Дело в том, что, несмотря на фактическое совпадение составов и приверженность к инструментальным формам самовыражения, Yawning Man всегда играли музыку более мягкую и романтическую по сравнению с TEN EAST. Так во всяком случае я до сих пор и воспринимаю записи TEN EAST – более жесткая, суровая и нервная версия Yawning Man.

Bill Stinson

Конечно, когда играет гитарист, обладающий столь индивидуально окрашенным стилем, как Gary Arce, пересечений и общностей не быть вовсе просто не может. Но замечу, что какие бы ажуры Gary Arce не исполнял и какие бы оттенки своим узорам не придавал, в Yawning Man он всегда предстает в роли единственного гитариста, под мышление и фантазии которого подстраиваются все прочие партнеры. Тогда как в TEN EAST он никогда не был «единственным» гитаристом: рядом всегда находился в роли гитариста Mario Lalli с собственными неуемными фантазиями; а на втором альбоме вообще имел место гитарный квартет – Arce, Lalli, Bryan Giles (из группы Red Fang) и Greg Ginn (лидер и гитарист группы Black Flag). Иначе говоря, сама художественная концепция TEN EAST предполагает наличие нескольких компетентных гитаристов, которые во время исполнения – как правило, импровизаций на подготовленную тему – обмениваются фантазиями, идеями, образами, настроениями… Именно, это и происходит на “Skyline Pressure”.

Ten East

Как ни странно, но из 8 композиций 58-минутного альбома наибольшие ассоциации с творчеством Yawning Man у меня вызвала не “Historical Graffiti” (пусть и написанная для формата Yawning Man), но идущие за ней пьесы “Planet Blues”, “Skyline Pressure”, “Sonars And Myths” и “Stalactite Dip” – это, пожалуй, самые размеренные, созерцательные, расслабленные и прозрачные номера альбома, очень близкие к эстетике гитарного эмбиент-рока или пост-рока. Возможно такие они потому, что Pieter Holkenborg и Nico Morcillo, не говоря уж о ритм-секции, будто окончательно поддавшись в них чарам Gary Arce, пребывают в каком-то сомнамбулическом трансе, по-большей части просто аккомпанируя маэстро. В заключительной же “Tangled Forest” ритм-секция и европейские гитаристы, сбросив оцепенение, вновь возвращают к жизни концепцию TEN EAST – отличный финал этого интересного, двуликого и воистину загадочно-причудливого альбома.

Гитра "The Rocktopus", специально изготовленная для Gary Arce
компанией Ayers Guitar Co.

Кстати, воистину загадочные вещи происходят и с его изданием. Цифровая версия “Skyline Pressure” анонсирована 14 октября. На компакт-дисках и виниле альбом должен был выпустить известный детройтский рекорд-лейбл Small Stone Records. Но что-то вдруг пошло не так: с аккаунта лейбла альбом был удален, а традиционная «предзаказная» кампания остановлена… Gary Arce принес поклонникам извинения за задержку релиза, не раскрывая, однако, ее причины. Надеюсь, что все в итоге наладится. И те, кто неравнодушен к музыке Gary Arce – в рамках какого бы его бренда она не звучала – получат возможность приобрести свой экземпляр альбома на излюбленном физическом носителе. Рекомендую, конечно!

Слушать/скачивать на Bandcamp | TEN EAST на Facebook

3 комментария:

  1. Уже третья замечательная работа маэстро в этом году!
    Шикарный альбом, особенно середина "Planet Blues", "Skyline Pressure" и "Sonars and Myths".
    Спасибо за как всегда интересную статью, Игорь!
    Миша.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Миша, спасибо! Arce наверстывает упущенное. Чему я, как его давний поклонник, очень рад. В этом году просто фейрверк какой-то его релизов

      Удалить
  2. это так хорошо когда есть куда заглянуть Спасибо

    ОтветитьУдалить