вторник, 29 ноября 2016 г.

Jack O' The Clock "Repetitions of the Old City - I" (2016)

В первый день ноября выход своего нового альбома анонсировала замечательная американская арт-рок группа JACK O' THE CLOCK, базирующаяся в калифорнийской Области залива Сан-Франциско.

Jack O' The Clock

Отечественным поклонникам песенно-экспериментального арт-прог-рока этот коллектив наверняка известен. Напомню все же, что JACK O' THE CLOCK на свет появились летом 2007 года в Окленде: организаторами группы были студенты Миллс-Колледжа по классу композиции, которых объединил интерес к так называемой «новой экспериментальной фолк-песне». Начинала группа как акустическое трио Damon Waitkus (гитара, дульцимер, вокал), Nicci Reisnour (рожок, мелодика, объекты) и Emily Packard (скрипка, банжо). Летом 2008-ого состав изменился и приобрел свой современный вид: Damon Waitkus (вокал, гитары, дульцимер, флейта, клавишные, мандолина, перкуссия, объекты), Emily Packard (скрипки), Jordan Glenn (барабаны, перкуссия, маримба, виброфон), Jason Hoopes (бас, вокал) и Kate McLoughlin (фагот, вокал, флейта). В начале 2009-ого квинтет выпустил собственными силами дебютный альбом “Rare Weather”, за которым последовало еще четыре релиза: авторские программные альбомы “How Are We Doing And Who Will Tell Us?” (2011), “All My Friends” (2013) и “Night Loops” (2014), а также альбом каверов “Outsider Songs” (2015). “Repetitions of the Old City I” стал, соответственно, пятым официальным альбомом JACK O' THE CLOCK.



Это первая запись авторского материала за последние три года. Новые композиции – их 9 общей продолжительностью 64 минуты – записаны известным уже составом при участии весьма примечательных гостей: давнего друга коллектива, легендарного композитора и гитариста-новатора Fred Frith, а также представителей местного музыкально-академического сообщества – Darren Johnston (труба), Jonathan Russell (бас-кларнет), Andrew Strain (тромбоне) и Sarah Whitley (сэмплы). Спродюсировано, записано и сведено все лично Damon Waitkus; мастеринг подготовил Myles Boisen в оклендской студии Headless Buddha (известный звукоинженер и гитарист, сотрудничавший с John Zorn, Rova Saxophone Quartet, Eugene Chadbourne и др., участник The Splatter Trio и The Club Foot Orchestra).

Jack O' The Clock

От альбома к альбому музыка JACK O' THE CLOCK неуловимо меняется, сохраняя при этом уникальный авторско-сочинительский подчерк Damon Waitkus и оставаясь очень самобытным и редким явлением на современной американской рок-сцене. Не стал исключением и новый альбом. К слову, с современным американским прог-рок движением сам Damon Waitkus соотносит свое творчество с изрядной долей скептицизма и иронии: в своих интервью артист не раз говорил о том, что осведомлен о том, что наибольший отклик его музыка находит в прог-сообществе, чему он несколько удивлен; он склонен связывать этот феномен, прежде всего, с достаточно высоким уровнем сложности музыки и аранжировок, а отчасти с дружеским наставничеством и косвенным участием в жизни ансамбля Fred Frith’а. По факту музыка JACK O' THE CLOCK – особенно это заметно в композициях нового альбома – это очень причудливое комбинирование элементов барокко-фолка, камерной академической музыки, оркестрованного синематик-рока, экспериментала, уорлд-фьюжн и софт-поп-рока. Описание, разумеется, очень условное – насколько оно адекватно, судить слушателю.

Jack O' The Clock
Fred Frith, кстати, совершенно прав, связывая в своей аннотации к “Repetitions of the Old City I” музыкально-сонграйтерское творчество Damon Waitkus с наследием замечательного американского композитора, аранжировщика, продюсера, мульти-интсрументалиста и сонг-райтера Van Dyke Parks, который долго и плодотворно сотрудничал с кинематографом и телевидением (наверное, в качестве аналогий уместно было бы также назвать имена Robert Wyatt, Peter Gabriel, David Byrne, Laurie Anderson, Kate Bush, Sufjan Stevens и т.д.). Damon Waitkus действительно, как и все из перечисленных сочинителей-исполнителей, умеет создать иллюзию простоты и естественности вокруг самых сложных в композиционном и аранжировочном отношениях решений. В музыке JACK O' THE CLOCK, казалось бы, нет ни малейшего намека на напряженность и элитарность – лишь время от время от времени при прослушивании рождается странная ассоциация, будто присутствуешь на развлекательном шоу, в котором, по причине невероятных искажений времени и пространства, придворный менестрель развлекает достопочтенную публику-знать в сопровождении непонятно откуда взявшегося современного филармонического ансамбля, к которому по случаю присоединились электрифицированные джаз-трубадуры и рок-балагуры. Впрочем, музыка неизменно остается мягкой, вкрадчивой, утонченной, а голос Damon Waitkus звучит раздумчиво, успокаивающе и ласково. Название первого же трека на альбоме, капеллы «Я так рад встретить вас» становится лейтмотивом всего альбома “Repetitions of the Old City I”.

Jack O' The Clock
«Я должен верить, что мир вокруг будет добр к тебе, даже когда мои силы иссякнут», – поет Damon Waitkus. И есть в его голосе и интонации что-то такое, что заставляет поверить в его слова… Волшебник, одним словом. Волшебник, создавший изумительный альбом – с очень правильной энергетикой и очень своевременным посланием, очень тонкий, глубокий и лиричный, богатый и щедрый на восхитительные художественные нюансы и сюрпризы.

Почему-то мне кажется, что “Repetitions of the Old City I” со временем станет моим любимым альбомом у JACK O' THE CLOCK… Впрочем, ведь уже и вторая часть дилогии заявлена, вот-вот будет опубликована. Жду, конечно, и ее. А часть первую “Repetitions of the Old City” рекомендую настоятельно!

Слушать/скачивать на Bandcamp | JACK O' THE CLOCK на Facebook

2 комментария:

  1. Альбом отличный. Правда, после первого прослушивания он меня несколько обескуражил. После Night Loops, на котором тенденция к усложнению музыки, на мой взгляд, достигла своей кульминации, я ожидал, что следующий альбом будет исполнен также в рамках, условно, непростого авант-прог-фолка. Поэтому, мелодичная балладность нового альбома немного удивила. Еще слишком явные "джетро талловские" интонации немного резанули... Тем не менее, после третьего прослушивания :), альбом, однозначно, полюбился. Хотя, релизы 2013 и 2014 годов мне, все-таки, ближе.

    Алексей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, спасибо за отзыв.
      Я все же думаю, что “Repetitions of the Old City I” выходит за рамки обычной "мелодической балладности". И в композиционном, и в аранжировочном плане он сложнее, чем тот же "Night Loops". Причем сложнее именно в академическом понимании музыки. На нем гораздо меньше экспериментов с электроникой - это верно, и он действительно очень тонко прячет сложность форм за песенным барокко-фолк-лиризмом. Но это несомненно самый загадочный и многоуровневый альбом коллектива. С каждым новым прослушиванием я продолжаю открывать для себя что-то новое. И запас подобной интриги по-моему в этой работе просто неисчерпаем :)

      Удалить