четверг, 22 июня 2017 г.

Black Flak and the Nightmare Fighters "Once We Knew the World Well" (2017)

«Эмоциональный экскурс через призму пост-рока в историю конфликтов и мировых войн человечества, а также личностной борьбы», – так характеризуют свой дебютный альбом участники американской инструментальной рок-группы BLACK FLAK AND THE NIGHTMARE FIGHTERS из города Орем в штате Юта.

McKay Green (гитара), Sean Murphy (гитара), Dan Ibarra (бас) и Dallin Hunt (барабаны) организовали BFATNF в 2015 году, вдохновляемые примерами групп This Will Destroy You, Mogwai, Russian Circles, Red Sparowes, Mono и иже с ними. В июне этого года квартет завершил работу над 7 инструментальными композициями, из которых был составлен 46-минутный альбом “Once We Knew the World Well”.



Как вы могли уже догадаться, исполняют BFATNF хрестоматийный инструментальный «пост-рок». Того образца, что британский музыкальный журналист Саймон Рейнольдс, свою карьеру начинавший в модном журнале “Melody Maker”, в 1994 году определил как «музыка, в которой рок-инструментарий используется для не-рок целей»…

Заметки 30-летнего в то время автора о набиравшем силу «пост-роковом» движении довольно курьезны по ряду причин. Во-первых, вопрос о пресловутых «целях рок-музыки» открыт и по сей день; во-вторых – в музыкальной журналистике, в частности в британской, термин «пост-рок» использовался и до Рейнольдса, примерно с середины 70-х. И журналисты старшего поколения вкладывали в него несколько иной смысл, а именно «новая музыка, которая приходит на смену рок-музыке», подразумевая надвигавшуюся на мир волну экспериментальной и индустриальной электронной музыки. В 80-е «пост-роком» принято было назвать рок-группы, в музыке которых был очень высок удельный вес экспериментал-электроники. А к концу десятилетия сформировался и самостоятельный музыкальный стиль со специфическими признаками. Тем не менее, термин «экспериментал-рок» более адекватно передает формально-содержательную суть музыки, которая в широких слушательских массах известна как «пост-рок»…

Несмотря даже на то, что как такового «эксперимента» в пост-роке давно уж и нет. Если честно, меня не перестает удивлять сам факт того, что подобную музыку кто-то до сих пор исполняет. Поскольку с точки зрения форм и исполнительских приемов пост-рок – один самых скудных и однотипных стилей. Так в чем же секрет его непреходящей популярности? При всей структурной оформленности форм, пост-рок, как и эмбиент, дрон, нойз и любой электроакустический саунд-скейпинг, – музыка не столько форм, сколько настроений. Настроений, которые передаются через звук, форму и содержательную образность. Настроение первично – настолько, что даже растворяет в себе самую образность. Тут-то и начинается самое интересное – возникает так называемый «синематический эффект». Как правило, все знаковые «пост-роковые» опусы связаны с настроением, которое у их авторов возникало в связи с совершенно конкретными визуальными рядами – будь то кинохроника, фотохроника или живопись. Пост-рокер по сути не формирует художественный образ самостоятельно, но пытается в инструментальной музыке запечатлеть настроение, которое у него провоцирует некогда увиденный образ. Инструментальный пост-рок – музыка аудио-визуальная. Слушатели, приходящие на концерт, воспринимают ее в единстве аудио и видео рядов – так в пост-роке происходит соединение и отождествление настроения и образа. Но что если вы слушаете аудио-запись подобной музыки без видео сопровождения? Скорее всего, вы подсознательно начнете выстраивать свой собственный образный ряд, отталкиваясь от настроения, которое предлагает вам исполнитель. Оформление альбома, будучи единственной визуальной подсказкой, тоже сыграет свою роль. В этом смысле фотография в оформлении настроит слушателя на должный ряд быстрее и лучше, чем рисованная иллюстрация.

В случае с дебютом BFATNF – это черно-белая фотохроника военных действий: небо в кляксах зенитно-заградительного огня, самолеты и бомбы, сброшенные и устремившиеся к многострадальной земле… Теперь присовокупите к оформлению эпиграфическое название альбома «Однажды мы так хорошо узнали мир» (“Once We Knew the World Well”; это из стихотворения лауреата Нобелевской премии, польской поэтессы Виславы Шимборской), запустите музыку, закройте глаза и… создавайте-смотрите свое собственное кино о невеселых страницах истории человеческой цивилизации. Это будет «немой кинематограф» в сопровождении возвышенной, печальной и скорбной музыки: с минималистической репетитивностью мелодий, мягкой динамикой каскадных построений, щемящими тремоло гитар, ровным торжественным битом ударных, размашистостью эмбиент-текстур и многозначительным сэмпло-программированием (включающим фрагменты военно-полевых радиоперехватов, речей Невилла Чемберлена и Рональда Рейгана, цитат из Льва Толстого, Томаса Харди и Уилфреда Оуэна)…

Резюме: вы едва ли услышите что-то новое в плане музыки и звука, но «кино» точно увидите новое и свое собственное… “Once We Knew the World Well” – работа настроенческая, эмоционально-выразительная, весьма слушабельная и в своей стилистической нише убедительно компетентная. Поклонникам пост-рока и инструментальной синематик-музыки однозначно стоит попробовать.

Слушать/скачивать на Bandcamp | BLACK FLAK AND THE NIGHTMARE FIGHTERS на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий