Быстро летит время. Казалось бы, совсем недавно писал хвалебную оду юбилейному десятому альбому “Volume 10” славной немецкой краут-формации ELECTRIC ORANGE из Ахена, Северный Рейн – Вестфалия (см.
заметку)… а тут уж и новый «одиннадцатый студийный» подоспел.
|
Electric Orange |
Релиз “Misophonia” состоялся 18 июля: компакт-диски коллектив выпустил самостоятельно, а двойной винил – в сотрудничестве с германским винил-импринтом Adansonia Records.
За прошедших два года в маркетинговой политике ELECTRIC ORANGE произошли существенные изменения: расставшись с Sulatron Records в 2011-ом после выхода альбома “Netto”, коллектив несколько лет вел свои дела в отношение релизов самостоятельно, но в 2014-ом получил интересное предложение от новообразованного Adansonia Records из Бассенхайма. Сотрудничество началось с переиздания на виниле культового альбома “Krautrock From Hell” (2010); в 2015-ом на виниле был переиздан “Netto” (2011) c бонус-диском “Netto Companion”, а также выпущен на 10-дюймовке симпатичный рождественский EP “Nein! Hits a gogo… Golden Recordings”; ну а нынешний год начался с переиздания на виниле альбома “Morbus” (2007) и был продолжен релизом “Misophonia”.
|
Electric Orange |
8 новых композиций, составивших 76-минутный альбом “Misophonia”, записаны привычным уже составом квартета Dirk Bittner (гитары, цитра, мандолина, труба, скрипка, перкуссия, голос), Dirk Jan Müller (клавишные, синтезаторы), Tom Rückwald (бас, бас-синтезатор) и Georg Mohnheim (ударные, перкуссия). Общим продюсированием занимался, разумеется, неразлучный тандем «дабл-D», а мастеринг готовил Eroc. Признаться, после игриво-затейливых сниппетов, из которых был составлен прошлогодний миньон “Nein! Hits a gogo… Golden Recordings”, лично я ожидал определенной корректировки художественного курса ELECTRIC ORANGE – меньше, возможно, композиционной академической «мгновенности», «ситуативности», глубокомысленной недосказанности и мудренности… больше «структурности», неожиданных композиционных ходов и хуков, больше драйва, красок и настроенческого позитива… Но я ошибся…
|
Electric Orange |
То, что позволено на Рождество – это шалости, проказы, сказка, если угодно. А что начинается, когда праздник и сказка заканчиваются? Все верно – проза будней, или «организованная мука». О ней, собственно, ELECTRIC ORANGE и вещают, открыв альбом 18-минутным эмбиент-краут-рок эпиком под аналогичным названием. К слову, само название альбома “Misophonia” отсылает к явлению, в психиатрии известному как «мизофобия», т.е. навязчивому страху испачкаться или даже заразиться чем-то в соприкосновении с окружающими предметами. А теперь поменяем «фобия» на «фония», которое привносит значение сумбурности в сочетании звуков и отсутствие благозвучия, и получим что-то типа «грязе-неблагозвучие»… Исходя из оного термина, примем за должное – «позитива» на новом альбоме ELECTRIC ORANGE будет мало, если вообще будет…
|
Electric Orange |
ELECTRIC ORANGE по-прежнему ориентируются на слушателя-эстета-гурмана, умеющего абстрагироваться и готового к путешествию «здесь и сейчас» – в «иное измерение» инструментальной музыки, вне привычных образов и форм. На альбоме “Misophonia” это путешествие сопряжено с погружением в абстрактный мир экспериментального эмбиент-дрона (тесно связанного с идеями, а также теоритическими и практическими изысканиями того же Карлхайнца Штокхаузена). В то время как оба Dirk’а (Bittner в чуть меньшей степени, поскольку иногда отвлекается на ритм-перкуссию) эпично импровизируют, извлекая всевозможные созвучия из клавишных, кнопочных, струнных, духовых инструментов своего обширного арсенала и исследуя возможные гармонические связи между ними, Rückwald и Mohnheim занимаются ритм-конструированием, свои партии в большинстве случаев исполняя в хрестоматийном краут-моторном ключе. Получается, как обычно у этого квартета, достаточно затейливо текстурированный и нюансированный инструментальный краут-рок, причем местами весьма разреженный и невесомый. О сколь-нибудь значимой композиционной формализации материала, тем более о наличии броских песенных или инструментально-моторных «краут-боевиков» на альбоме, говорить не приходится. «Зацепиться» сознанием лично я смог лишь за пару вещей: первую часть титульной пьесы “Misophonia” и следующий за ней непродолжительный прото-джаз-свинговый номер “Shattered”. Да и помог в обоих случаях прежде всего ритмический грув.
|
Electric Orange |
Совершенно очевидно, что новая работа ELECTRIC ORANGE лежит вне критериев и категорий традиционного восприятия музыки. «Мизофонию» можно лишь сопереживать и сочувствовать, пока она исполняется (точнее – пока играет пластинка, на которой она запечатлена). И любые «впечатления от альбома» – это не столько впечатления от самой музыки, сколько отголоски эффекта восьмидесятиминутного пребывания в специфической электроакустической сфере, которую в очередной раз придумали авторы, будучи коллективом ищущим, экспериментирующим и новаторским. Я бы сказал, что ELECTRIC ORANGE в одном шаге от одиозных электронных экспериментов из области академической «конкретной музыки» (Musique Concrete), в которых мелодическая мысль замещается совокупностью природно-текстурных шумов и звуков. Вполне достаточно, если в группе будет играть только барабанщик – всем остальным участникам и музыкальные инструменты окажутся ни к чему, достаточно будет микрофонов, магнитофонов и компьютеров для различных художественно-акустических трансформаций оригинальных звуков природы… Да и вообще, при нынешних технологиях это может быть барабанщик и всего один электронщик: и создавать самобытный гибридный «конкрит-краут-рок» такому дуэту будет вполне по силам…
|
Electric Orange |
Однако фантазий достаточно – теперь резюме. “Misophonia” – едва ли можно назвать самым ярким альбомом в дискографии ELECTRIC ORANGE, но и «проходным» этот альбом не назовешь. Многое зависит от того, как конкретный слушатель воспринимает творческую эволюцию этой знаменательной немецкой группы, и что ожидает от ее новых записей. Думаю, что поклонники «иллюстративного синематизма» и всевозможного транс-медитативного «аудио-визажизма» будут в восторге – слушайте всенепременно!
|
Electric Orange |
P.S. К вопросу о жанрово-стилистических девиациях традиционных краут-н-спэйс рок-групп в «гибридную электронику» (с играющим вживую барабанщиком). Показателен в этом смысле новый, июньский альбом
“Subversive II: Splendor of the Wicked” голландцев Radar Men From The Moon. Работа инструментально-хитовая, исключительно динамичная, изумительно проработанная в плане экспериментальных текстур и на редкость элегантно-танцевабельная… главное – не требующая для изготовлении супер-студий и гипер-арсенала музыкального оборудования… Совсем не Electric Orange, но в то же время абсолютно родственная культурологически, если задуматься.
Слушать/скачивать на Bandcamp |
ELECTRIC ORANGE на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий