вторник, 17 июля 2018 г.

Orchestra Of The Upper Atmosphere "Theta Four" (2018)

В продолжение темы современной инструментально-синематической и внежанрово-экспериментальной музыки извещаю о выходе нового четвёртого альбома британского ансамбля ORCHESTRA OF THE UPPER ATMOSPHERE из Шеффилда в графстве Саут-Йоркшир.

Orchestra Of The Upper Atmosphere

Поклонникам субжанра этот коллектив должен быть хорошо знаком. Поскольку возглавляет его весьма известная в британском экспериментально-джазовом андеграунде персона – шестидесятилетний саксофонист, кларнетист, мульти-инструменталист, композитор, саунд-продюсер и издатель Martin Archer (автор пары дюжин сольных альбомов, создатель или участник множества групп и проектов, включая Naked Pygmy Voles, Bass Tone Trap, Hornweb Saxophone Quartet, Transient V Resident, Ask, Combat Astronomy, Outward Sound Ensemble, Inclusion Principle, Juxtavoices, Some Some Unicorn и пр.). OUA (официальная аббревиатура коллектива) дебютировали в 2012 году на возглавляемом Archer’ом рекорд-лейбле Discus Music (функционирует с 1994 г.) с альбомом “Theta One”; там же вышли и альбомы “Theta Two” (2014) и “Theta Three” (2017). А в июле этого года пришла очередь и “Theta Four” (2018).



Выпущен альбом на компакт-дисках; включает 10 композиций общей продолжительностью почти 79 минут. Исполнен и записан материал знакомым составом: Martin Archer (клавишные, электроника, саксофоны, кларнеты, флейты, мелодика, голос), Steve Dinsdale (барабаны, синтезатор; экс- и действующий участник групп Honey Smugglers, TV Eye, Radio Massacre International, Engine Room Favourites, Pata-Particles и др.), Walt Shaw (перкуссия, электроника, голос; ансамбли Quadelectronic, Juxtavoices, Engine Room Favourites, Six-In-One и др.), Terry Todd (бас; ансамбли The Comsat Angels, Jass, The Box, The Bone Orchestra и др.), Yvonna Magda (скрипка, электроника; La Garotte String Quartet) и Jan Todd (вокал, электроника, рожки, синтезатор, клавишные, бас; Frostlake, Juxtavoices и др.). Из постоянных участников ансамбля отсутствуют только клавишник-скрипач-перкуссионист Chris Bywater и флейтист-саксофонист Mick Somerset Ward. Кроме того, “Theta Four” – первый альбом, на котором нет музыкантов-гостей, усиливающих, как правило, духовую и струнную секции. Обозначенные изменения на характер музыки, которую практикуют OUA, особо не повлияли – это импровизационный, кросс-жанровый, экспериментальный, фьюжн-рок-синематик со множественными признаками паталогических прогрессивных и психоделических девиаций.

Martin Archer

Как точно заметил как-то лидер коллектива Martin Archer, если ORCHESTRA OF THE UPPER ATMOSPHERE в своём творчестве чем-то и ограничены, то лишь фантазией и воображением участвующих музыкантов. Соответственно, “Theta Four”, как и любой другой альбом ансамбля, погружает слушателя в вязкую и плотную атмосферу-контент переплетения всевозможных авангардно-академических, симфо-оркестрованных, фьюжн-джазовых, прогрессивно-роковых, психоделическо-краутовых, электро-акустических, скейп-саундтрековых влияний (к слову, в числе исполнителей, оказавших влияние максимальное, лидер коллектива называет Terry Riley, Magma, Faust, Sun Ra и Alice Coltrane). В силу склонности авторов к абстрактному живо-аудио-писанию сцен и образов, музыка OUA довольна сложна для восприятия, а её иллюстративный смысл-посыл запросто может выйти за грань привычного понимания. Замечу, однако, что от альбома к альбому в программах ансамбля стало появляться всё больше структурированных, а соответственно, более доступных для восприятия номеров. «Более коммерческие треки» – так обозначают эти композиции сами авторы-исполнители. “Theta Four” из этой тенденции исключением не стал.

Orchestra Of The Upper Atmosphere

“Theta Four” почти вдвое короче “Theta Three”, выпущенного как 2xCD, что тоже в известном смысле восприятие облегчает. Музыканты коллектива по-прежнему любят, обозначив структурную часть, заняться её последовательным абстракционистским размыванием. В этом смысле открывающая 14-минутная оратория “Star Gathering” весьма показательна. В ней весьма затейливо соединены, если так можно сказать, «магма-зеул», «санра-джаз» и «фауст-краут» начала, а инструментальный контент расцвечен капелла-хорами и даже лирическим вокалом (впервые, если не ошибаюсь, в практике ансамбля; автор лирики и ведущая вокалистка – Jan Todd), но также имеют место и абстрактно-авангардистские сегменты «вне-формы», которые свою роль в формировании образного ряда пьесы всё же играют. В чистом виде электро-акустические абстракции, порой с театрализованным нарративом, также имеют место быть – например, “The Surface Below”, “Displacement”, “The Life And Death Of A Sewing Machine”. В общем альбомном контексте подобные эксперименты представляются вполне уместными для созидания особого синематически-драматургического ряда, хотя и несколько подзатянутыми. Проблема в том, что их хронометраж (4-6 минут) почти аналогичен хронометражу многих «композиционных» вещей; динамику развития альбома они ломают весьма ощутимо, и многими слушателями могут быть восприняты как тривиальное «филлерство» (хотя не сомневаюсь, что ничего такого у авторов и в мыслях не было).

Orchestra Of The Upper Atmosphere

Тем не менее, двусмысленность абстракционистско-синематических скейпов компенсируется наличием крепких и содержательных композиционно-структурированных и импровизационно-структурированных номеров – “Star Gathering”, “Essential Light”, “The Unquiet Playground”, “Time-Lapsed”, “A Widening Road”, “Nanobutterfly”, “Edge Of The World” (в нём, как и в открывающем треке, звучит лирический вокал). Которые при всей своей креативной затейливости и эклектичности демонстрируют увлечённость авторов классическими джаз-роковыми, фри-джазовыми, краут-роковыми, симфо-проговыми и академическими традициями. Удалось ли авторам на альбомном уровне выстроить желаемый баланс между структурной и текстурной частями, композиционностью и импровизационностью, драматургической образностью и синематической недосказанностью? Я думаю, что ответ каждый слушатель даст себе сам, послушав “Theta Four”. Лично мне кажется, что всё у ORCHESTRA OF THE UPPER ATMOSPHERE получилось очень хорошо и даже лучше прежнего. Мне альбом показался едва ли не самой продуманной и оформленной записью коллектива на сегодняшний день. Рекомендую всё же послушать, прежде чем размещать заказ.

Orchestra Of The Upper Atmosphere

Слушать/скачивать на Bandcamp | ORCHESTRA OF THE UPPER ATMOSPHERE на Facebook