понедельник, 23 июля 2018 г.

Automatism "From the Lake" (2018)

Знакомьтесь с новой шведской инструментальной рок-формацией AUTOMATISM, чей дебютный альбом “From the Lake” выпущен 20 июля с.г. на компакт-дисках и виниле немецким рекорд-лейблом Tonzonen Records.

Automatism

Формально AUTOMATISM был учреждён в Стокгольме в апреле прошлого года, хотя творческие пути участвующих в группе музыкантов давно уже связаны самым тесным образом… Hans Hjelm (гитары, синтезатор) и Mikael Tuominen (бас, гитары) являются постоянными участниками одной из ведущих групп современного нео-краут движения KUNGENS MÄN; Gustav Nygren (гитара, бас) представляет группу NEW ROSE, хотя в качестве гостя-саксофониста играет с очень многими составами (в их числе Anekdoten, Eye Make The Horizon, Makajodama, Kungens Män, Switch Opens и др.); Jonas Yrlid (барабаны) входит в состав групп PARTIKEL и FANATISM.



В качестве гостей на альбоме играют, причём заменяя иногда музыкантов основного состава: Andreas Axelsson (перкуссия; участник KUNGENS MÄN, EYE MAKE THE HORIZON, SISTA MAJ и др.), Peter Erikson (драм-машина, синтезатор; участник KUNGENS MÄN, PARTIKEL и др.) и Jesper Skarin (барабаны, перкуссия; в прошлом фронтмен группы SWITCH OPENS). 6 номеров, из которых составлен 44-минутный альбом, записывались в двух студиях: в студии Moderskeppet, где звукорежиссёром был Mikael Tuominen, и в студии Blod под руководством Jesper Skarin. Сведением занимался Henrik Sunbring в студии Helter Skelter; мастеринг, как и для всех прочих релизов Tonzonen Records, готовил небезызвестный мастер Eroc. Запись всех треков проходила в режиме «лайв-ин-студио», но, что оговорено особо, с последующими дописками-овердабами. Как вы наверняка уже догадались, стилистика в которой работают AUTOMATISM – это импро-инструментальный моторик-краутрок.

Automatism

Если точнее, «полу-импровизационный» инструментальный моторик-краутрок. Именно этот нюанс определяет, с точки зрения авторов, суть различий между AUTOMATISM и KUNGENS MÄN при всей эстетическо-художественной и личностной общности этих двух формаций. В известном смысле AUTOMATISM можно считать спинн-офф проектом KUNGENS MÄN. Гитарист Hans Hjelm, как инициатор и зачинатель нового ответвления, по этому поводу говорит следующее:

- Конечно, до определённой степени Automatism можно считать «страницей из книги» под названием Kungens Män. Хотя подобная импровизационно-студийная музыка в любом случае корнями уходит во времена тех же Träd, Gräs Och Stenar (прим. шведская джем-рок группа конца 60-х – начала 70-х годов). Вместе с тем, мы всё же старались идти несколько иным путём, максимально полно используя возможности современных студий звукозаписи. Это позволило нам сохранить свежесть живой импровизации, сделав при этом более сильный акцент на мелодию и гармонию. Идея заключалась в том, чтобы привнести в музыку какие-то новые грани, добавив в исходный музыкальный контекст на более позднем этапе акустических перкуссий и гитар, или любых других инструментов, которые позволяли бы создать что-то по-настоящему интересное и уникальное.

Hans Hjelm

Итак, AUTOMATISM – это своеобразный эксперимент для создателей проекта. Пусть и на уже основательно изученной и освоенной ими ниве импровизационно-инструментального моторик-краутрока, но с несколько иной архитектоникой музыки и звука. При всей общности ритмических рисунков и характерно акцентированного бас-грува, “From the Lake” в альбомной совокупности программы действительно звучит чуть мягче, элегантнее и вариативнее записей родительской группы. Различия, возможно, не особо заметны, но знатоки краут-рока их почувствуют наверняка. Прежде всего эти различия касаются аранжировок: AUTOMATISM используют гитары и синтезаторы в более широком тембровом диапазоне, что, в комбинаторике с элементами акустики, позволяет коллективу добиваться большей красочности и выразительности звучания. В паре номеров, помимо традиционных рок-ударных, авторы прибегают к ритм-программированию в манере бит-электро, что в нужные моменты придаёт музыке кибер-футуристический характер. Что касается мелодического ряда, то он типично нео-краутроковый – минималистский, репетитивный, утрированно-анимированный и с очевидным трансово-гипнотическим зарядом. Иначе говоря, альбом AUTOMATISM лучше всего воспринимается, когда слушателю удается расслабиться и, так сказать, отпустить-раскрыть сознание. К слову, порядок расположения треков на компакт-диске и на виниле идентичен.

Automatism

В первой половине альбома – это серия номеров “Standing Wave”, “At Sea”, “October Swim” – коллектив при участии гостей (перкуссионные инструменты и второй синтезатор в открывающем треке) неспешно и методично плетёт красивое электро-акустическое кружево гитарно-синтезаторно-перкуссионных мелодических полилогов, завораживая, успокаивая, убаюкивая и в буквальном смысле снимая психосоматическое напряжение у гипотетической аудитории. Во второй части альбома музыкально-художественный контекст несколько меняется. “Propeller Propulsion” звучит как настоящий клубный ретро-электро-хит эпохи расцвета т.н. «Дюссельдорфского ответвления» краут-музыки начала 70-х (подарившего миру Kraftwerk и Neu!). Любопытно, что основной барабанщик группы в этой композиции не играет: его место за драм-китом занял Jesper Skarin, а драм-машинное ритм-программирование обеспечивает Peter Erikson. Далее следует один из самых интересных, на мой взгляд, номеров программы под названием “Floating Downstream” (исполняется основным квартетом с перкуссионистом). Мелодический ряд этой пьесы весьма оригинально совмещает ориенталистские влияния со скандинавскими фолк-мотивами, а основная тема исполняется на какой-то электрифицированной разновидности лютни. Завершает же альбом ещё одним электро-краут-боевичок “Ice-Floe”. Из основного состава в этой композиции участвуют только Hans Hjelm и Gustav Nygren: первый играет на электро-гитаре простенькую пост-фолковую тему, тогда как второй извлекает из бас-гитары густой дрон-эмбиет. Традиционные барабаны полностью вытеснены драм-машиной, у руля которой находится всё тот же Peter Erikson. Аранжировка текстурно расцвечивается позвякиваниями экзотических перкуссий в исполнении Andreas Axelsson.

Automatism

В общем, дебютный альбом AUTOMATISM – это работа с идеей и затеей, достаточно вариабельная при всей своей музыкально-художественной целостности, во всех отношениях слушабельная, стильная, к тому же обладающая несомненным психотерапевтическим эффектом. Признаюсь, что будь она выпущена под брендом KUNGENS MÄN, я бы не удивился… Но авторам, разумеется, виднее. В любом случае, эта запись демонстрирует, что на месте они не стоят, ищут новые содержания и вполне успешно их находят. Так что, тем, кто интересуется инструментальной краут-психоделией и нео-краутом в широком смысле, “From the Lake” рекомендуется всенепременно.

Слушать/скачивать на Bandcamp | AUTOMATISM на Facebook