понедельник, 16 июля 2018 г.

Tangled Thoughts Of Leaving "No Tether" (2018)

И снова Западная Австралия, город Перт… На повестке дня главная, пожалуй, новинка сезона из тех далёких краёв – долгожданный третий программный альбом группы TANGLED THOUGHTS OF LEAVING, который называется “No Tether” и в свет выпущен на компакт-дисках, дабл-виниле и кассетах независимо (винил-прессинг для Европы осуществлён бельгийским лейблом Dunk!Records).

Tangled Thoughts Of Leaving

Новых записей у коллектива не было уж года три (о последних двух альбомах TToL я писал осенью 2015-ого, см. заметку). Их второй студийный альбом “Yield To Despair” и компаньон-альбом “The Black Captain” произвели неизгладимое впечатление. И новую работу “No Tether” я встречал с огромным интересом.



7 инструментальных номеров, составивших 56-минутный альбом, писались и продюсировались с января 2017-ого по январь 2018-ого в студии Sleepwalker's Dread, которая принадлежит главному идеологу группы – композитору, клавишнику и саунд-продюсеру Aaron Pollard. Мастеринг (конкретно для CD-версии) готовил Simon Struthers в студии Forensic Audio. Отмечу также, что свою новую работу TToL готовили в обновившемся составе: Ron Pollard (фортепьяно, синтезаторы), Luke Pollard (бас, сэмплер) и Ben Stacy-Green (ударные, электроника) теперь играют с Paul Briggs (гитара). В одной из композиций также задействована духовая секция: Dan O’Connor и Matt McGlynn (трубы), Jonathan Brittain и James van de Ven (тромбоны); ещё в одной вокализирует Jess Nyanda Moyle. Поскольку, TToL имеют репутацию одной из самых неординарных и новаторских групп современного «пост-рокового» движения, то интрига их нового альбома совершенно очевидна – как далеко коллектив зашёл в своих творческих изысканиях по скрещиванию фортепьянного контемпорари-классикал, рок-экспериментала и прогрессива, джаза, авангарда и саундтрек-синематика… Тем более, с новым гитаристом, заменившим Andrew McDonald, который был в составе с момента основания группы, и чей вклад в музыку был очень значим.

Tangled Thoughts Of Leaving

Первое, на что обратил внимание ещё до начала прослушивания, – это сокращение продолжительности звучания отдельных композиций. Из 7 представленных номеров 5 исполнены в хронометраже от 3 до 8 минут (тогда как на альбоме трёхгодичной давности все пьесы выходили за условный 10-минутный рубеж и доходили порой до 19 минут звучания). Почему это важно? Во-первых, потому что высокий хронометраж номеров позволял квартету выстраивать оптимальный баланс между композиционностью и импровизационностью музыки; а во-вторых – он обуславливал восприятие музыки коллектива как «эпической». Так что сейчас? Обратимся к альбому… Открывающий 3-х-с-половиной-минутный номер “Sublunar” – это фактически «синтовый» дрон-эмбиент скейп, к которому, как бы в развитие, подключаются ударные и гитары, плавно подводя к началу первой «настоящей» композиции альбома – почти 7-минутной пьесе “The Alarmist”. Это плотно сбитый, напряжённый номер, с насыщенной микро-шумами и синт-эффектами прото-оркестрованной аранжировкой и эдаким «фрипп-кримсойдным» нервом. Критериям современного пост-прога или экспериментал-прог-рока он отвечает превосходно. Однако ничего особо новаторского в плане композиционного строительства он не демонстрирует… И вновь без малейшей паузы в программе начинается третий номер – почти 8-минутный “Cavern Ritual”. Начинается и развивается он практически по тому же алгоритму, что уже использовался в открывающем треке, и очень напоминает по общему характеру, да и по темпу незабвенных фьюнерал-джаз-мейкеров Bohren & Der Club Of Gore… Номер уходит на «фэйд» в микро-шумы, а из них вырастает самый продолжительный на альбоме, почти 13-минутный номер “Signal Erosion”. Музыкальный контекст несколько оживляется; аранжировка облагораживается созвучиями джазово-фланирующего фортепьяно; тогда как ритмическое движение на протяжении всей вещи сохраняет минималистическую репетитивность, изредка спазмируя сбивками и даже статическими лакунами. На текстурном уровне творится нечто какофоническое. Композиционное же развитие (в традиционном понимании) обозначается лишь в заключительной трети пьесы, да и носит оно весьма минималистский опять-таки характер. Это одна из самых угрюмых и давящих вещей на альбоме. Отчасти она вызвала у меня аналогии с записями последних лет другой удивительной немецкой экспериментальной группы, название которой Electric Orange…

Tangled Thoughts Of Leaving

Далее по программе, будто в отдохновение от мрачной весомости предшествующего номера, следует меланхоличная пост-джазовая 7-минутная пьеса “Inner Dissonance”. На авансцене солирует-импровизирует фортепьяно, ему мягко аккомпанирую-ассистируют ударные, бас и пассирующая гитара. Разреженная, хрупкая даже поначалу музыка, хотя и несколько тревожная. Кстати, судя по кредитам, где-то в глубоких пластах её аудио-панорамы затерялись голоса Jess Nyanda Moyle и самого Ron Pollard: различить их сложно, а если и удастся, то запросто можно спутать с фоновыми шумами… Новое динамическое оживление приходит с 6-минутной пьесой “Binary Collapse”, в аранжировке которой нашлось место не только солирующему фортепьяно, барабанам и гитарам, но и духовому квартету. Субъективно – это сильнейший номер альбома. Характерное для всей программы драматическое напряжение в этой вещи приобретает особую остроту через полиритмическую причудливость структурных рисунков, стремительность исполнительских ходов, контрастность чередования темповых и расслабленных пассажей, вновь обретённую сбалансированность композиционно-аранжировочного и текстурно-импровизационного начал… Ну и заключительный трек альбома – вторая из 12-минуток, которая носит титульное название “No Tether”. Это развёрнутый импровизационно-экспериментальный ансамблевый скейп с выраженным нойз-роковым и аванградным стилистическим профилем.

Tangled Thoughts Of Leaving

Таковы мои общие наблюдения по итогам нескольких прослушиваний альбома “No Tether”. Оговорю, однако, ряд моментов. (1) Каждое новое прослушивание восприятие музыки альбома чуточку меняет, причём не только добавляя новых индивидуальных штрихов, но и открывая новые поводы для проведения аналогий. (2) Вопреки проведённым аналогиям с Bohren & Der Club Of Gore и Electric Orange, TToL всё же коллектив, обладающий очень индивидуальным языком самовыражения. Поэтому любые возможные аналогии могут быть проведены лишь в отношении конкретных фрагментов, но не альбома в целом. (3) Несмотря на то, что я позволил себе обозначить персональный трек-фаворит, альбом обязательно нужно слушать как цельное семи-частное музыкальное произведение. И именно так его и должно воспринимать для полноты ощущений. (4) Признаюсь, что альбом трёхгодичной давности “Yield to Despair” мне лично до сих пор представляется работой более новаторской по сравнению с новым опусом. Но, завершая условный круг «оговаривания моментов», замечу, что времени на его исследование-расслушивание у меня было гораздо больше. А стало быть, мои впечатления от “No Tether” просто, простите за банальность, не проверены ещё временем… Так вот, забудьте про заезженный термин «пост-рок». Если вы интересуетесь современной эклектической, полиморфной, иллюстративно-драматургической, инструментальной рок-музыкой или синематическо-саундтрековой музыкой вне жанрово-стилистических категорий и критериев… если вас увлекает осмысленно-креативная экспериментальность в музыкальном искусстве, рассчитанная на метафизику соучастия слушателя в творческом акте… то новый альбом TANGLED THOUGHTS OF LEAVING пропускать вам нельзя ни в коем разе. “No Tether” обязателен к размещению в коллекции и к неоднократному повторному прослушиванию!

Tangled Thoughts Of Leaving

Слушать/скачивать на Bandcamp | TANGLED THOUGHTS OF LEAVING на Facebook