пятница, 6 июля 2018 г.

Unsound Collective "Powidoki" (2018)

Весной этого года я познакомился с музыкой загадочного инструментального коллектива из испанской Барселоны под названием UNSOUND COLLECTIVE.


В составе его играют некто Edward Ballarin (синтезатор, гитара, бас), Vittorio Durola (вокал, гитара, бас), Marco Migliorisi (барабаны) и Gianluca Napoli (гитара). Когда музыканты начали свои совместные опыты – мне неизвестно. Странички группы в соцсети найти, увы, не удалось. Тем не менее, я с большим интересом послушал их 20-минутный сингл-трек EP “Dance of the dust (the smell of a previous life)”, который представлял собой ничто иное как инструментально-импровизационную аудио-инсталляцию к фотографии, использованной авторами в качестве обложки релиза. Послушав и впечатлившись, я решил, что было бы неплохо услышать от UNSOUND COLLECTIVE что-то ещё… Ждать пришлось всего несколько месяцев, поскольку в начале этого месяца коллектив обнародовал свой полноформатный альбом под названием “Powidoki”.



4 импровизационные пьесы общей продолжительностью 44 минуты. Записан материал, как и упомянутый сингл-трек EP, весной этого года – в режиме «лайв-ин-студио», без какой-либо последующей редактуры (студия Sounds and Words). Смикширован и отмастерён альбом профессионально (студии Sky Five Studios и Evil House, соответственно) – звук поставлен великолепно. Художественная же концепция музыки UNSOUND COLLECTIVE – аудио-иллюстрирование визуальных образов и сцен – осталась неизменной. Только на этот раз квартет проиллюстрировал не отдельную фотографию, а фильм известного польского кинорежиссёра Анджея Вайды «Послеобразы» двухгодичной давности. Отсюда и название музыкального альбома – “Powidoki”.


Итак, UNSOUND COLLECTIVE импровизируют на темы, которые предлагает им кинематографический видеоряд. Однако музыканты не стремятся создать «альтернативный саундтрек» к фильму – их интересует сущность психологического феномена «послеобразности». То есть всем, наверное, знакомый эффект, когда подсознание или память продолжают воспроизводить тот или иной образ-воспоминание, хотя сам прототип уже давно неузнаваемо трансформировался или даже не существует в силу специфики устройства нашего материального измерения… Вообще, UNSOUND COLLECTIVE апеллируют к самой сути импровизационного искусства (в широком смысле) и музыкально-импровизационного искусства (в частности). Поскольку, как бы не оспаривали этот тезис некоторые исполнители, ни одна импровизация не является процессом «с чистого листа», воспроизводя фактически то, что в памяти любого музыканта уже заложено, начиная от самых первых детских воспоминаний, первых впечатлений от услышанной чужой музыки и заканчивая приобретённой исполнительской школой, актуальными переживаниями и настроениями импровизатора на момент музицирования. А значит, импровизация – это и есть процесс создания пресловутой «послеобразности». Тогда как её художественная содержательность, определяется как субъективным личностным опытом исполнителя, так и степенью развитости способностей его индивидуальной памяти… Впрочем, на эту тему я уж рассуждал неоднократно. Вернёмся к музыке…


Если “Dance of the dust (the smell of a previous life)” представлял собой в стилистическом плане довольно абстрактный настроенческий экспериментально-эмбиентный саунд-скейп, то свой полноформатный альбом UNSOUND COLLECTIVE начинают скорее в джаз-роковом стилистическом ключе. Средне-темповая 13-минутная пьеса “Blue Marble / 1972”, исполненная в красивом кружеве диалога электрогитары и клавишных при поступающем динамическом движении может вызвать определённые аналогии c Pink Floyd и даже Soft Machine рубежа 60-70-х. Правда, в аранжировке барселонского комбо ведущая роль отводится всё же электрогитаре, максимально приближенной по стилистической манере к эйсид-психоделической импровизационной школе, а ритмический грув имеет лёгкий фанковый оттенок… Кстати, изначально все четыре композиции альбома записывались как единое целое – без каких-либо пауз-антрактов между отдельными частями. Поэтому обозначение отдельных частей на “Powidoki” условно – зафиксировать момент, где заканчивается первая часть и начинается вторая, она же 12-минутный фрагмент под названием “Lost”, едва ли возможно с полной уверенностью. Тем не менее, по динамике и настроению “Lost” – номер совсем иной. Это меланхоличная и сумеречно-мелодраматическая композиция в «пост-флойдовском» стилистическом ключе из двух различных по динамике фрагментов, в которой к тому же звучит плачуще-стенающий лирический вокал на английском языке. Выглядит этот трек вполне оформленным с точки зрения композиционной структуры, хотя в процессе изложения-развития оной музыканты и импровизируют.


Часть под названием “Lost” на полном ходу неожиданно обрывается и тонет в радиопомехах, будто волна ушла, и кто-то вознамерился её поймать вновь, настраивая свой приёмник… Кто только этот ход не использовал! Что ж, вернуть волну не удаётся, но поймана новая радиопередача, и начинается часть под названием “Intermission”… Но я, пожалуй, на том свой по-трековый «реферат» завершу, дабы не лишать гипотетического читателя-слушателя удовольствия от самостоятельного прикосновения к интриге повествования. Скажу лишь, что все четыре части “Powidoki” (“Blue Marble / 1972”, “Lost”, “Intermission” и заключительная “Breathe. Downtown Sequence”) очень индивидуальны, затейливо причудливы, полны интересных деталей, странностей и недосказанностей. Слушать очень интересно. Развернуться воображению несомненно есть где, но посмотреть «Послеобразы» Анджея Вайды (если вдруг вы ещё не видели) я всё же очень рекомендую… хотя, наверное, лучше это сделать не до, а после первого прослушивания. Альбом UNSOUND COLLECTIVE хорош сам по себе, и лучше, чтобы никакие ваши собственные «послеобразы» поначалу не мешали его восприятию. А вот уже потом, посмотрев киноленту, стоит сложить свои впечатления от фильма с «послеобразной» рефлексией барселонского коллектива. Эффект может быть весьма неожиданным… Рекомендую, как вы понимаете, к прослушиванию настоятельно!


Слушать/скачивать на Bandcamp