понедельник, 26 октября 2015 г.

Windhand "Grief's Infernal Flower" (2015)

Интрига – вот чего не хватает современной музыкальной андеграунд-культуре. Конечно, ей много чего не хватает в сравнении, скажем, с 60-70-ыми и даже 80-90-ми – и яркого сочинительства, и новаторских решений, и социально-идеологической идентичности, и персонификации, и подтекстов, и конфликтности… Все стало как-то прозаично и предсказуемо. Фактически мы приобретаем тот или иной альбом, просто потому что он вышел, потому что исполнитель нам знаком, потому что музыка показалась симпатичной… И мы, увы, редко задумываемся о том, какова «интрига» его создания. Между тем, музыку и альбомы создают люди. А люди – это взаимоотношения. А взаимоотношения – так уж все устроено – не бывают единожды сложившимися на всю жизнь, ровными и гладкими. К сожалению, мы редко проводим связь между конкретной музыкой и обстоятельствами ее создания. За исключением сухих выходных данных альбома, мы не знаем об авторах почти ничего – не знаем, как их взаимоотношения между собой и с миром отразились в музыке – соответственно, с трудом понимаем или вовсе не понимаем, истоки и посыл музыки. Мы находимся вне «интриги» создания альбома, а потому музыка для нас может представлять или не представлять «художественную» ценность, но не «житейскую», «личностную», «общественную» (назовите как угодно)… Исключения, однако, случаются. И, как правило, об «интриге» альбома мы узнаем, когда кто-то из критиков-экспертов-райтеров соблаговолит нам рассказать немного о создавших ее людях.

Windhand

18 сентября с.г. могущественный Relapse Records анонсировал выход на компакт-дисках, виниле и магнитофонных кассетах третьего полноформатного альбома ричмондской стоунер-дум-метал группы WINDHAND, которая талантами участников, помноженными на промутерский ресурс лейбла, за семь лет стала ведущим всеамериканским «фимэйл-фронтед» хэви-дум-актом.



Восхождение к вершинам успеха провинциальной группы из Вирджинии, сформированной в 2008 году, было ярким и быстрым. Началось оно в 2012 году с выходом дебютного альбома “Windhand” на независимом лейбле Forcefield Records. А 2013-ый ознаменовался выходом сплит-альбома “Reflection of the Negative” с группой Cough, долгосрочным контрактом с Relapse Records, масштабными турами по стране и вторым полноформатом “Soma”. В 2014-ом WINDHAND в статусе «новых звезд американского хэви-андеграунда» были откомандированы в Европу на престижный фестиваль “Roadburn”, где выступили очень удачно; в том году был выпущен первый концертный альбом группы “Live at Roadburn 2014” (на голландском Roadburn Records) и 10-дюймовый винил-сплит со шведской группой Salem’s Pot (на американском Riding Easy Records). И вот – третий полноформат, 71-минутный альбом “Grief's Infernal Flower”…

Dorthia Cottrell
…И многочисленные фэны группы выдохнули с облегчением. Потому что «интрига», развернувшаяся вокруг нового альбома WINDHAND, накалила страсти нешуточно. Все началось с рецензии на альбом “Soma” во влиятельном «Питчфорке»: притом что рейтинг альбома был неплохим (7 из 10), альбом назвали едва ли не «провальным» и «беспросветно монотонным». Автор рецензии констатировал, что «группа выглядит будто парализованная гнетом собственного звучания», а главной причиной «неудачи» назвал «утраченную связь музыкантов со своей вокалисткой, в результате чего вокал и лирика оказались погребены под неподъемной глыбой гитарных риффов и искажений». Дальше – больше… будто в подтверждение слов журналиста, вокалистка коллектива Dorthia Cottrell решила выступать сольно с программой акустических песен собственного сочинения. В конце 2014-ого в дуэте с Nate Hall (лидер U.S. Christmas) она поучаствовала в компиляции “Songs of Townes Van Zandt. Vol. II”, а весной 2015-ого через Forcefield Records выпустила одноименный сольный альбом – превосходная коллекция чувственных лирических баллад в акустике, стилистически близкая к рут-фолку и американа-фолку. Это релиз дал толчок слухам, что Dorthia Cottrell уходит из WINDHAND, и группа будет записывать новый альбом с новой вокалисткой… Но этого не произошло. “Grief's Infernal Flower” был записан в прежнем составе – Asechiah Bogdan (гитара), Garrett Morris (гитара), Dorthia Cottrell (вокал), Ryan Wolfe (барабаны) и Parker Chandler (бас). Продюсировал альбом маэстро Jack Endino (который долгое время был штатным звукоинженером лейбла Sub Pop, работал с Soundgarden, Mudhoney, Nirvana, Nebula и многими другими «легендами» гранж и стоунер-сцены).



Если вы успели послушать сольный альбом Dorthia Cottrell, то суть «художественной коллизии» в лагере WINDHAND будет вам более понятна. Голос Dorthia Cottrell – фактически единственный мелодический «инструмент» в арсенале группы. Ничем прочим WINDHAND от коллег-тяжеловесов по стоунер-дум-метал цеху по большому счету не отличаются: гипертрофированная плотность звучания, ревущий гитарный рифф-н-фузз, космо-пространственные соло, молотобойный ритм-грув… Согласитесь, сыщется немало групп по обе стороны Атлантике, которые по этой части WINDHAND ничем не уступают (а дебютный альбом этого года калифорнийцев Brume вообще сделан абсолютно по той же рецептуре). Другое дело вокал и лирика – это в буквальном смысле «визитная карточка» любого коллектива, где есть вокалистка-сочинительница такого уровня. Так вот, суть коллизии как раз в том, что Dorthia Cottrell умеет гораздо больше, чем могут ей предложить коллеги-инструменталисты в нынешней концепции WINDHAND. Все это понимают, похоже, и периодически дают вокалистке поиграть в акустическом ключе: баллада “Evergreen”, например, альбом “Soma” нимало украшает, как и баллады “Sparrow” и “Aition” украшают “Grief's Infernal Flower”. И все же…

Windhand

Пишут, что усилиями Jack Endino группа обрела новое звучание, что выводы сделаны, что голос Dorthia Cottrell теперь в фокусе внимания и уверенно возвышается над массивом звука, воспроизводимого инструменталистами и т.п. Но вот любопытное наблюдение: рейтинг превозносимого “Grief's Infernal Flower” не так уж намного выше рейтинга поруганного “Soma” (по версии того же «Питчфорка» это 7.8 против 7.0). Иначе говоря, если верить рейтингам, то в музыке WINDHAND мало что изменилось… Так оно и есть. Мне нравится альбом “Soma” и мне нравится альбом “Grief's Infernal Flower”. И я полагаю, что мелодический космо-эзотерический вокал Dorthia Cottrell, бесподобно контрастирующий с массивной, монотонной и глубоко «психо-дронированной» инструментальной частью – главное художественное достояние WINDHAND. Однако слушать «нон-стопом» 70 с лишним минут окультно-чувственных страстей, генерируемых квинтетом – как было непросто, так и осталось… Но именно такого изложения требует сама «стоунер-дум» концепция. Это не «арт-прог-рок» и не «классик-рок», где вокалистам дают раскрыть свой талант в полную мощь. Здесь важно иное – нагнетать и угнетать, нагнетать и угнетать… пока не станет реально тошно, и нежный глас языческой певуньи-ведьмячки не покажется вам спасением от чудовищно вспухшего мистического мрака…

Windhand

“Grief's Infernal Flower” – альбом, по моему скромному мнению, превосходный. В своей жанрово-стилистической нише, разумеется. И каких-либо радикальных перемен в концепции и саунде WINDHAND не ждите, чего бы ни писали всезнающие эксперты. Похоже, что интрига нынешнего этапа существования группы нашла разрешение в сольном творчестве Dorthia Cottrell. Что, как вы понимаете, вероятность ее ухода из WINDHAND лишь усиливает. Так что, слушаем “Dorthia Cottrell” (март 2015), “Grief's Infernal Flower” (сентябрь 2015) и ждем новостей из лагеря коллектива.

Слушать/скачивать на Bandcamp | WINDHAND на Facebook

1 комментарий:

  1. Я открыла windhand , к своему стыду, лишь недавно (сегодня)) и очень рада, что нашла Вашу статью ♥ Лубимый жанр, но краски последнее время как будто выцвели, все команды похожи друг на друга так что аж челюсть сводит от скуки, но windhand дело другое. В первую очередь из-за вокалистки, на которой как будто и держится вся их харизма

    ОтветитьУдалить