6 июня с.г. свой новый альбом под названием “Duel” представила публике загадочная финская прог-психоделик-рок формация ONSÉGEN ENSEMBLE из города Оулу.
|
Onségen Ensemble |
Хотя, как это известно поклонникам, сказать наверняка, в каком городе базируется группа, сложно. Во всяком случае, создатель группы бас-гитарист и клавишник Esa Juujärvi приписан именно к Оулу. Когда-то в 90-х он играл в хэви-группах PARADE OF SOULS, BLACK CRUCIFIXION и PROMETHEAN, а в 2004-ом вместе с барабанщиком Veijo Pulkkinen и гитаристом Kimmo Nissinen учредил ONSÉGEN ENSEMBLE. С постоянно меняющимися музыкантами поддержки трио записало два миньона “Hiukkavaara Sessions” (2005) и “HottoïzzoH” (2007), а затем незаметно сошло со сцены. В 2010-ом Esa Juujärvi реанимировал группу с новыми музыкантами в составе секстета: в новой инкарнации группа записала альбом “Awalaï”, который в 2016 году вышел на виниле германского лейбла Pink Tank Records. С той поры постоянного состава у ONSÉGEN ENSEMBLE нет: фактически Esa Juujärvi в свободном режиме сотрудничает со множеством исполнителей. Именно из такого партнёрства и родился 43-минутный альбом “Duel”, включающий 5 композиций.
Записывался материал на протяжении двух последних лет в студии Hell-Fi. В сессиях принимало участие в общей сложности десять музыкантов, причём кто-на-чём играл доподлинно неизвестно: Esa Juujärvi (бас, клавишные), Sami Lehtiniemi (барабаны), Samuli Lindberg (барабаны), Joni Mäkelä (гитара), Mikko Vuorela (гитара), Juggis Aalto, Heikki Häkkilä, Merja Järvelin, Jaakko Tuomivaara и Niina Vahtola. Сведением в студии Surf Sound занимался Janne Huotari; мастеринг в хельсинской студии Chartmakers готовил Svante Forsbäck. О творчестве своего «периодически существующего ансамбля» Esa Juujärvi говорит примерно следующее: «Это критическое исследование разума, целью которого является постоянное расширение индивидуальных горизонтов и осуществление новых ярких открытий». Понимайте, как угодно, но в принципе так оно и есть.
|
Onségen Ensemble |
Классифицировать музыку ONSÉGEN ENSEMBLE едва ли возможно, поскольку эстетика и жанровая стилистика музыки меняются буквально от композиции к композиции и даже от сегмента к сегменту в рамках одной композиции. Пытаются, тем не менее многие, связывая ансамбль то с хэви-метал, то с прогрессивом, то с психоделией. Попробую этим заняться и я по следам нового альбома… В отличие от прежних записей ансамбля, “Duel” – работа без выраженных лирических вокальных партий. Это скорее инструментал, в котором роль своеобразного катализатора-регулятора драматургически-композиционного напряжения играют вокализы и иногда содержательно-нарраторские акапеллы. Аудио-контент – гипер-насыщен, полиморфен, эклектичен, оркестрован, полифоничен и полиритмичен. Креативно комбинируя приёмы и техники различных традиций прогрессивно-роковой, психоделической, джазовой, академической, фольклорной и экспериментальной музыки, ансамбль стремится максимально объёмно отразить в музыке тот или иной драматургический образ и связать образный ряд в единое целое «синематического» толка. Но при этом о какой-либо драматургической концепции альбома речь не идёт.
|
Onségen Ensemble |
Открывает альбом 8-минутная композиция “Think Neither Good Nor Evil”, которая продолжает и развивает обозначенный на предыдущем альбоме интерес лидера коллектива к традиции академического французского зеул-прога. С характерно пульсирующим бас-риффом, с контрапунктным столкновением жёстких гитарных линий, с кафедральными симфо-раскатами клавишных, с массированно оркестрирующей духовой секцией, с россыпью нежных трелей флейты и загадочным постуком акустических перкуссий… мрачноватая и гулко-раскатистая инструментальная часть соединяется с возвышенно-этериальной акапеллой женских голосов и обрывками речитативных сэмплов… Синематическо-пасторальная концовка первой пьесы одновременно является началом следующего акта – 5-минутной титульной композиции “Duel”. Ведущая роль в ней поначалу отведена духовой секции, мелодическую тему которой поддерживают гитаристы, и секции ударно-перкуссионных инструментов. К середине трека в контексте появляется лирическая акапелла для мужских и женских голосов. В плане музыкально-стилистической эстетики – это что-то на пересечении бигбенд-филармонического джаза, патетически-романтического симфо-прога и сумрачного зеул-прога… “Dogma MMXVIII” являет собой роскошный полиморфный авант-прог с доминирующей электрогитарой, искажённым мужским вокализом-декламацией, импульсивной темповой динамикой и восхитительной полиритмией секции ударно-перкуссионных, которая в какой-то момент неожиданно переносит действо куда-то в область хэви-психоделического этно-бита и краут-рока, открывая простор солистам-духовикам и шумовым изысканиям синтезаторщиков…
|
Onségen Ensemble |
12-минутный “Three Calls of the Emperor's Teacher” – самый продолжительный трек альбома. Вновь инициативу берёт на себя секция ударно-перкуссионных инструментов. Постепенно к обозначенной её усилиями ритмической пульсации подключаются гитаристы, клавишники, вокализ, духовая секция… звуки множатся, контекст оркестрируется, ширится и множится, границы раздвигаются… и вот мы уже попадаем область импровизационного моторик-краутрока и эйсид-психоделического трип-рока, причём с ярко выраженным афро-ближневосточным флёром. Ритмический бит-размер остаётся неизменным вплоть до финала, в котором затухающее моторное движение неожиданно сменяет массивная и громоздкая рифф-кода, будто рассеивая нахлынувшее трас-наваждение… Впрочем, начало заключительной 9-с-половиной-минутной пьесы “Zodiacal Lights of Onségen” также располагает к расслаблению и созерцательности. Поскольку музыка в очередной раз мутирует, приближаясь стилистически сначала к настроенчески-атмосферному эмбиент-року, а затем к экспериментальному пост-джазу – изменения происходят практически незаметно, плавно и элегантно, оставляя огромный простор для самостоятельного «достраивания» образно-драматургического ряда. А в финале откуда-то издалека, практически в пустоте вдруг начинает звучать волынка… Ошеломляющее и завораживающее шоу!
|
Onségen Ensemble |
Конечно, всё вышеизложенное очень приблизительно и условно. Как и любые аналогии, которые можно было бы провести. Но свою задачу я вижу не в том, чтобы разъяснить-объяснить, чем таким удивительным занимаются ONSÉGEN ENSEMBLE на новом альбоме. А в том чтобы привлечь внимание читателя к причудливому многообразию музыки коллектива. “Duel” – работа в этом смысле удивительная и уникально самобытная. Меломанам-гурманам современной прогрессивной и девиантной рок-музыки её пропустить никак нельзя. Браво, Esa Juujärvi!
P.S. Рискну предположить, что с публикацией “Duel” на компакт-дисках и виниле могут возникнуть определённые сложности. Поскольку в формат лейбла Pink Tank Records она вписывает ещё хуже, чем предшествующий альбом Awalaï”. Да и промоушеном альбома, учитывая характер музыки, явно должен заниматься кто-то из «прог-публицистов старой школы». Тем не менее, очень надеюсь что физическое издание альбома состоится – и именно на компакт-дисках. Не пропустите!
|
Onségen Ensemble |
Слушать/скачивать на Bandcamp |
ONSÉGEN ENSEMBLE на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий