|
Ghost Rhythms |
Самого пристального внимания заслуживает и новая работа французского ансамбля «новой композиционной музыки» GHOST RHYTHMS. Двойным CD-альбомом “Madeleine”, выпущенным в конце марта с.г. на собственном импринт-лейбле Laboratoire d'Exploration Musicale (LEM), этот достойный коллектив отмечает свое десятилетие.
Да, с тех пор как парижане клавишник Camille Petit и барабанщик Xavier Gélard решили организовать ансамбль GHOST RHYTHMS минуло уж десять лет. Сыграно немало концертов, записано и выпущено три восхитительных альбома: “Ghost Rhythms” (2007), “Sept Cercles” (2012) и “The Lady With The Monkey” (2014). Музыка для последнего альбома, правда, написана Camille Petit в одиночку, но исполняется она участниками ансамбля, включая и Xavier Gélard. Как ни странно, вопреки несомненным достижениям, GHOST RHYTHMS не упомянуты даже на страницах профильного ресурса “Prog Archives”, на глобальном виртаульном шоп-споте “Discogs” представлена лишь половина дискографии коллектива, а их музыка известна в основном узкому кругу ценителей-меломанов. Изменит ли ситуацию выход четвертого альбома “Madeleine”? Очень надеюсь, что изменит…
|
Ghost Rhythms |
Поскольку “Madeleine”, вдохновленный и посвященный нетленному кинематографическому шедевру Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958), – воистину бесподобен. Обращаю внимание читателей на то, что альбом не воспроизводит название хичкоковского триллера-детектива, но носит имя основного женского образа фильма – Мадлен Элстер (роль которой сыграла блистательная Ким Новак). Смотревшие «Головокружение» наверняка помнят, что Мадлен, как таковой, в фильме нет вообще: есть очень похожая на нее девушка Джуди Бартон, которую нанимают сыграть роль Мадлен Элстер, дабы уверить частного детектива Джона Фергюсона в безумии и в конечном самоубийстве героини… Впрочем, пересказывать сюжет киноленты не буду. Просто отмечу, что призрачность образа Мадлен Элстер – ведь зритель так и не узнал, какой она была на самом деле, и может о том лишь догадываться – одна из основных художественных интриг фильма. И эта же «призрачность» образа Мадлен – точнее композиционно-музыкальное реконструирование образа героини – составляет главную интригу альбома, созданного GHOST RHYTHMS. Раскрывая «секрет» альбома, надеюсь на то, что знание драматургической фабулы позволит услышать инструментальную музыку “Madeleine” в несколько ином ключе.
|
Ghost Rhythms в студии: смотрят к/ф "Головокружение" |
22 инструментальные композиции, размещенные на двух дисках (самая короткая пьеса длится всего 30 секунд, самая продолжительная – почти 16 минут) – это результат сотрудничества постоянного композиторского тандема Camille Petit и Xavier Gélard. Они же являются аранжировщиками альбома, в записи которого в общей сложности приняло участие 16 музыкантов: Camille Petit (клавишные, голос) и Xavier Gélard (ударные, гитара, голос), а также Guillaume Aventurin (гитара), Sarah Baroux (голос), Maxime Berton (сопрано-саксофон, флейта, бас-кларнет), Julien Bigorgne (флейта), Julien Blanchard (контрабас), Sonia Bricout (голос), Alexis Collin (аккордеон), Grégory Kosovski (бас), Morgan Lowenstein (перкуссия), Nadia Mejri-Chappelle (виолончель), Régis Pons (труба), David Rousselet (тенор-саксофон), Maxime Thiébaut (сопрано, альт и баритон-саксофоны) и Virginie Boulignat (скрипка).
|
Camille Petit of Ghost Rhythms |
Авторы альбома говорят, что музыка для них – это способ «восприятия и осмысления времени». Или то, что открывает перед исполнителем и слушателем возможность выйти за рамки ограничений пространства и времени, переместиться куда угодно, стать кем угодно… не только испытать чужую радость и боль, но также освободиться от бремени собственных печалей и подарить тепло своей души окружающим… Что ж, плеяда французских композиторов нового времени, работающих в кинематографе – Bruno Coulais, Pascal Camelade, Alexandre Desplat, Yann Tiersen и др. – уже не в первом поколении очаровывают слушателей своим специфическим подходом к звукописанию образов окружающего мира. К заложенной ими традиции GHOST RHYTHMS добавляют свое понимание принципов джазового и рокового музицирования (Xavier Gélard в частности признается в увлечение музыкой Soft Machine, Magma, Steve Coleman, Bernard Herrmann, Genesis, Yes, Pink Floyd и др.) и создают уникальную модель своей «новой композиционной музыки» для кинематографа.
|
Xavier Geralrd of Ghost Rhythms |
Уместить постоянно меняющуюся инструментальную музыку коллектива в рамки принятых музыковедческих жанрово-стилистических категорий – возможным не представляется. Поклонники джаза, камерного авангарда, фолк-фьюжн, кентербери-прога, пост-экспериментала, синематик-арта, популярной оркестрованной музыки и т.д. и т.п. – каждый наверняка услышит эту музыку по-своему и определит ее в индивидуально понятном ему психологическом и эстетическом коде. Но покоряет “Madeleine” вовсе не своим полистилизмом, а в первую очередь мелодизмом, нить которого ансамбль не теряет ни на секунду на протяжении более чем двухчасового повествования (продолжительность дисков 65 и 63 минуты), бесподобной легкостью и ажурностью исполнения, невероятным правдоподобием передаваемых эмоций и создаваемых образов. Изумительно! Ведь буквально каждая инструментальная пьеса альбома связана с образом конкретного персонажа или нескольких персонажей, а каждый ее фрагмент ассоциируется с конкретными ситуациями, в которых эти персонажи взаимодействуют, испытывая полную гамму чувств и эмоций – страх и тревога, очарование и влечение, растерянность и сомнения, боль потери и радость обретения, надежду…
|
Ghost Rhythms |
Альбом “Madeleine” – это абсолютный шедевр, не побоюсь этого утверждения. Если угодно – исчерпывающее выражение самой сути современной инструментальной музыки, вне зависимости от ее атрибутивной жанрово-стилистической принадлежности. Может ли музыка быть понята, если не сопровождена прямым вербальным обращением к слушателю? Если этот вопрос для вас актуален, или вам по душе красивая инструментальная музыка с художественной интригой – слушайте и переслушивайте новый альбом GHOST RHYTHMS всенепременно! Браво, GHOST RHYTHMS!
P.S. Благодарю коллекционера Алексея Нестерова за то, что познакомил с творчеством Ghost Rhythms, и Xavier Gélard за предоставленный экземпляр альбома. P.P.S. Диски Ghost Rhythms теперь можно
приобрести и через мэйл-ордер R.A.I.G.
|
Ghost Rhythms |
Слушать/скачивать на Bandcamp |
GHOST RHYTHMS на Facebook
Альбом классный, без сомнения. Действительно, вызывает недоумение тот факт, что группа относительно малоизвестна. Например, на Гнозисе указаны все три альбома, однако оценки (все высокие) выставлены только несколькими участниками. Для себя я открыл Ghost Rhythms, в общем то, случайно.
ОтветитьУдалитьАлексей
Да, это красиво.
ОтветитьУдалитьАлла
"Au bois il y a un oiseau, son chant vous arrête et vous fait rougir.
ОтветитьУдалитьIl y a une horologe qui ne sonne pas"