четверг, 15 ноября 2018 г.

Ex "Songs about Dreams and Slowness" (2018)

Две недели назад в свет вышел новый альбом итальянского экспериментального «ансамбля-одного-музыканта» EX, специализирующегося на инструментальной «гибридной» рок-музыке различной стилистической направленности.

Ex

EX – это по сути «другое я» композитора, мульти-инструменталиста и саунд-продюсера Eugenio Di Giacomantonio, который проживает в местечке Фано-Абриано в живописном регионе Абруццо, возглавляет бутик-импринт ExLab Records и по совместительству играет в хэви-группах TURBOMATT, MAHATMA, GARUDAS и пр. С сольным проектом EX музыкант дебютировал ещё в 2005 году. С того времени на возглавляемом им лейбле вышли альбомы: “Cassiopea” (2005), “Sleep” (2006), “Ex” (2009), “Abuse” (2011), “Contrasts” (2013) и “The Condition of Love” (2016). Новый альбом “Songs About Dreams and Slowness”, выпущенный на заводских CD-R в гейтфолде под мини-винил, – соответственно, седьмой релиз в дискографии проекта.



9 инструментальных номеров, составивших 45-минутную программу, Eugenio Di Giacomantonio придумывал, исполнял, записывал и продюсировал в период с 2016 по 2018 год. В этом нелёгком, но приятном деле ему посильно помогли Giancarlo Di Marco (исполнивший клавишные в композиции “Game Discovered”) и Andrea Marramà (гитара в “La Terra Trema”). “Songs about Dreams and Slowness” продолжает интригующую девиацию EX от изначальных жанрово-стилистических ориентиров и постулатов.

Хотя Eugenio Di Giacomantonio уже давно декларировал, что EX является проектом, абсолютно свободным от каких-либо жанрово-стилистических предпочтений, участие его в качестве гитариста во всевозможных стоунер, дум и хэви-психо составах, на сольном творчестве не сказаться не могло (да и в числе персональных «гуру» рок-музыки музыкант называет достаточно показательные имена, типа Black Sabbath, Motörhead, Hawkwind, Blue Cheer, The Stooges, Sir Lord Baltimore, Leaf Hound, Atomic Rooster…). В силу этого ранние записи EX, на мой взгляд, прекрасно вписываются в андеграундно-популярный несколько лет назад тренд «фуззо-моторного стоунер-хэви-рока». На “Songs about Dreams and Slowness”, однако, полномасштабное развитие получили несколько иные тенденции.

Eugenio Di Giacomantonio

Впервые эти тенденции проявили себя в 2011-ом на альбоме “Abuse” и связаны они были, прежде всего, с желанием автора придать музыке больший «иллюстративно-саундтрековый» характер. По моему глубокому убеждению, любая современная инструментальная рок-музыка, в каком бы стиле ни была она исполнена, от подобной «синематической» девиации премного выигрывает, поскольку неизбежно катализирует креативную эклектику форм и в конечном итоге приводит к появлению оригинальных и интересных художественно-музыкальных содержаний. Причём «гибридная» природа студийно-лабораторного звукотворчества для этого открывает очень широкий простор. Новые идеи Eugenio Di Giacomantonio получили весьма убедительную реализацию в 2013-ом на альбоме “Contrasts” и в 2016-ом на альбоме “The Condition of Love”. Образно-драматургическая интрига музыки была существенно усилена, а стилистическая форма музыки была уподоблена психоделическому стоунер-дезерт-року в его неторопливо-минималистко-мелодической разновидности. “Songs about Dreams and Slowness” эту линию продолжает, развивает и концептуализирует. По сути новый альбом является продуманно-связанной аудио-музыкальной постановкой, призванной проиллюстрировать ни много ни мало… математическую теорию «нечётких множеств», которую в 1965 году сформулировал азербайджанско-американский математик и логик, профессор Калифорнийского университета Лотфи Заде. В самых общих чертах – понятие «нечёткого множества» связано с логико-математическим объяснением интуитивных способов самоидентификации человека и его взаимодействия с окружающим миром… Вот, о том и альбом. Столь необычное для рок-музыки иллюстрирование проистекает, разумеется, при полном отсутствии какого-либо вербально-лирического комментария со стороны автора – звучит полностью инструментальная музыка, по стилистической форме максимально приближенная к категории «прогрессивно-психоделический экспериментал-рок». Эпизодически очень напоминает Yawning Man и другие группы-проекты Gary Arce – но без выраженных влияний эйсид-психо-рока и с явным пиететом к кинематографической музыке великого Ennio Morricone.

Ex

Упомянутые влияния особо наглядно представлены в самой продолжительной композиции альбома “Game Discovered”. Это единственная пьеса альбома, в аранжировке которой наряду с привычными гитарами во множество слоёв и традиционных барабанов, звучит элегантное классическое пианино и (в странном хайд-финале после скоротечной паузы) программированная бит-электроника. Что, на мой вкус, общий саунд варьирует, украшает и облагораживает. Также отмечу пьесу “La Terra Trema”, в аранжировке которой использованы струнные инструменты. Эти два «гостевых» трека – мои однозначные «альбомные фавориты». Что ничуть не умаляет изящества и артистизма других композиций, которые весьма красивы и в совокупности превращают “Songs about Dreams and Slowness” в очень приятное, расслабленно-созерцательное, мечтательно-лиричное и философское музыкальное шоу.

Резюме: альбом восхитительно артистичен и эстетичен. Вопреки сложному концептуально-математическому посылу и технологически-гибридной природе музыки, программа лишена каких-либо авангардно-экспериментальных радикальностей, надуманностей, излишеств и искусственности. Это одна из лучших работ Eugenio Di Giacomantonio на сегодняшний день. Поклонникам современной оригинальной рок-инструментальной музыки однозначно рекомендуется.

Слушать/скачивать на Bandcamp | EX на Facebook