пятница, 2 марта 2018 г.

Mother Turtle "Zea Mice" (2018)

Чуть более недели назад свой третий альбом представила публике замечательная греческая прог-рок группа MOTHER TURTLE из города Салоники.

Mother Turtle

Эта группа начинала в 2011 году – первоначально как джем-импровизационный коллектив под названием HOGWEED, сложившийся из довольно опытных и умелых местных музыкантов. Однако вскоре участники почувствовали вкус к композиционно-эклектическому прог-песенному творчеству с англоязычной лирикой. Что обусловило изменение названия на MOTHER TURTLE, под которым осенью 2013-ого и был выпущен одноимённый дебютный альбом. В 2016-ом, внеся изменения в действующий состав, группа также самиздатом выпустила второй альбом, обозначенный как “Mother Turtle II”. В отличие от этих релизов, недавно вышедший третий альбом “Zea Mice” пока существует только в цифре.



Записан материал тем же составом, что и «Двойка»: участники оригинального созыва Kostas Konstantinidis (гитары) и George Theodoropoulos (клавишные, программирование), а с ними George Filopelou (бас), George Baltas (барабаны), Alexander Kiourntziadis (скрипка) и Babis Prodromidis (саксофон). Запись и саунд-продюсирование проходили с октября 2017-ого по январь 2018-ого: как и в случае с предшествующими релизами, в студии Blueberry Productions под звукорежиссёрским началом Kofinas Kostas. Как и два предыдущих альбома, “Zea Mice” – работа чрезвычайно эклектическая. Креативный эклектизм я бы вообще назвал основой творчества MOTHER TURTLE. Полагаю, что именно приверженность этому художественному методу и сделала возможным создание “Zea Mice” – альбома столь непохожего на “Mother Turtle I” и “Mother Turtle II”.

Mother Turtle

По сути каждый альбом MOTHER TURTLE – это своеобразная интроспективная попурри-иллюзия, лоскутная комбинаторика. Причём даже не влияний, а специфических приёмов, ходов и гармоний совершенно конкретных исполнителей, начиная с конца 60-х годов и по настоящее время. Например, альбом “Mother Turtle I” сделан преимущественно в манере и стиле арт-проговых, симфо-проговых и нео-проговых коллективов (от King Crimson, Styx и Rush, до Marillion, Arena, Spock's Beard и The Flower Kings и т.п.). На альбоме “Mother Turtle II” возобладали ретро-проговые, фолк-проговые и кентерберийские тенденции (Gentle Giant, Caravan, Delivery, Egg, Zobe, Matching Mole, Camel, Hatfield And The North, National Health, Discipline и т.д. и т.п.). Широта кругозора и обширные познания участников MOTHER TURTLE в области истории «прогрессивной» рок-музыки не могут не вызывать уважения. Как и их уникальное умение соединять «чужое-частное» в «личное-обобщённое». Разумеется, MOTHER TURTLE далеко не единственная группа, использующая подобный метод «прогрессивно-эклектического обобщения» для создания собственной музыки, стилизуя творчество под различные тренды прошлого и настоящего. Однако далеко не все современные исполнители-реставраторы умеют добиваться столь высокой степени убедительности создаваемой ими музыкальной иллюзии, как этот греческий коллектив.

Mother Turtle

В известном смысле “Zea Mice” – это возвращение коллектива к джем-импровизационным истокам своего творчества, но на совершенно ином уровне приобретенного опыта и с совершенно иным багажом знаний. Как следствие, «Кукурузные мыши» (так переводится название альбома) – запись полностью инструментальная. Лирический вокал на английском языке на этот раз отсутствует. Зато представлены вокализы и декламации-наррации (впрочем, аналогичный приём использовался и на других альбомах), в частности: женские вокализы и забавный монолог на русском языке («Хочу назад мою кукурузу») принадлежат Elpida Papakosma (треки “Kukuruzu”, “Cornhub” и “Vermins”); а Aristotelis Mavropoulos на греческом языке читает фрагменты поэм Редьярда Киплинга и Хью МакДиармида (в треке “Zeitenlik”). Построение альбома наводит на мысль о концептуальном характере опуса “Zea Mice”: без малого 50-минутная программа состоит из 3 актов, каждый из них подразделяется на 2-4 сцены-композиции, порой довольно скоротечные (как “Fourward” и “Vermins Reprise”). Кстати, в каждом номере программы в качестве гостя играет перкуссию Apostolis Georgiadis.

Mother Turtle

Отчасти в силу того, что музыка на альбоме полностью инструментальная, «прочитать влияния» или «частности», которые MOTHER TURTLE «обобщают» в своих пьесах гораздо сложнее – всё зависит от индивидуального багажа знаний конкретного слушающего. Субъективно – представьте себе что-то в духе Djam Karet, Ozric Tentacles, Porcupine Tree, Guapo образца 90-х, помноженное на джаз-рок традицию Mahavishnu Orchestra и Return To Forever 70-х… на прог-фьюжн Soft Machine Legacy, Duty Free Area, Mahogany Frog, Wrong Object, Slivovitz и многих иных представителей славного семейства MoonJune Records… на эйсид-джаз, этно-фьюжн, уорлд-бит… И все эти ингредиенты тщательно перемешаны и интенсивно взбиты в плотный сливочный крем «эклектик-прог инструментала». За каждой из пьес, каков бы ни был в ней удельный вес структурной импровизации, стоит тщательно взвешенная и чётко реализованная композиционная мысль. Аранжировки пьес восхищают затейливостью и точностью расставленных акцентов: к слову, ощущение импровизационности музыки усиливается, когда на первые роли выходят скрипка и саксофон. Ну а индивидуальное исполнительское искусство каждого участника коллектива, уровень ансамблевого взаимодействия и взаимопонимания музыкантов, как и качество постановки звучания – изумляют и завораживают. Причудливый полистилизм, многомерность, артистизм и искусность музыки MOTHER TURTLE, пожалуй, лучше всего демонстрирует самый продолжительный на альбоме номер – эпическая 16-минутная пьеса “Nostos”. Впрочем, все номера в программе “Zea Mice” равно хороши и захватывающи.

Mother Turtle

Отлично, одним словом! MOTHER TURTLE создали роскошный альбом, к которому так и тянет возвращаться снова и снова. Сравнивать его с предшествующими работами, пожалуй, не будет правильным, поскольку все три альбома у коллектива получились не похожими один на другой. Но всё же, на “Zea Mice” коллектив продемонстрировал не просто другую музыку, но иное художественное мышление – то, что приходит только с опытом, да и то не каждому исполнителю. Мне весьма по душе прежние вокальные постановки у MOTHER TURTLE – и сольные в исполнении Kostas Konstantinidis, и гармонизированные хоровые (в особенности они хороши на “II”). Но скажем так – на новом альбоме я нехватку вокально-лирической части совершенно не ощущаю, настолько хороша и выразительна часть инструментальная… Искренне поздравляю авторов с отличным результатом и выражаю надежду, что альбом будет-таки опубликован ими (или заинтересованным рекорд-лейблом) на компакт-дисках. И конечно, настоятельно рекомендую альбом поклонникам «прогрессивного» инструментал-рока.

Mother Turtle

Слушать/скачивать на Bandcamp | MOTHER TURTLE на Facebook