пятница, 16 марта 2018 г.

Moteur! "En Traits Libres" (2018)

15 марта с.г. французский DIY-импринт Bermuda Cruise, базирующийся в городе Монпелье и посвящённый «продвижению современных форм экспериментальной музыки», представил свой третий каталожный релиз. Это второй альбом группы MOTEUR!, который вышел в свет под названием “En Traits Libres”.

Moteur!

Bermuda Cruise – это коммунальный лейбл, который относительно недавно учредили участники группы FRANK SABBATH (неоднократно писал об этом коллективе, почитать можно здесь и здесь). А группа MOTEUR! (к слову, так назывался альбом 1981г. легендарной французской группы Ange) – это, соответственно, добровольный альянс Léo Minart (гитара, бас, голос), Guillaume Jankowski (барабаны, бас, голос) и Jude Mas (клавишные, голос). Первый является бессменным звукорежиссером и продюсером FRANK SABBATH, второй – штатным бас-гитаристом FRANK SABBATH, а третий – гитаристом-вокалистом этой группы. Заняв новые исполнительские позиции музыканты пустились во все тяжкие импровизационного авангарда-экспериментала и весной прошлого года представили дебютный альбом “Moteur” – весьма странный и смелый 49-минутный опус из трёх частей. Прошёл год, и наступило время второй пробы пера…



31-минутный “En Traits Libres” состоит из 4 импровизационных фрагментов, исполненных и записанных в декабре прошлого года на концерте в монпельерской художественной галерее, носящей аналогичное название. Léo Minart играет на гитаре, Jude Mas – на клавишных, Guillaume Jankowski – на барабанах, а в роли бас-гитариста выступает некто Yacine Rabia. Дисковая версия издания представляет собой самодельный CD-R в симпатичном завёртыше-конвертике ручной склейки. Что касается музыки, то никакого отношения к тому, что играют FRANK SABBATH, она не имеет. MOTEUR! полностью посвящают себя изучению областей, связанных с авангардом, прогрессивом, фьюжн, психоделией, эксперименталом, синематиком и пр.

Moteur!

Открывает альбом почти 7-минутная импровизация “Samourail” – довольно пространный трип-рок на пересечении эстетик раннего английского кентербери-прог-фьюжн и немецкого классического моторик-краут-рока – представьте ровную гладь свободного вязи-диалога электропианино и электрогитары, по которой время от времени пробегает грувовая рябь то набирающей, то сбрасывающей обороты ритм-секции… В следующей 11-минутной импровизации “No Go Zone” квартет поначалу звучит ещё более абстрактно, но вскоре хитросплетения электропианино и электрогитары подстраиваются под грув-моторик бас-гитары и ударных; потом динамика ломается, общий контекст распадается и всё больше начинает напоминать что-то из области авангардного джаз-рока; затем отдельные инструментальные партии вновь собираются в цельно пульсирующую краут-грувовую субстанцию, импровизация явно заходит на второй виток, но обрывается… Между тем, публике, пришедшей на концерт, происходящее явно нравится, и она выражает поддержку музыкантам одобрительными хлопками и выкриками…

Moteur!

Без малого 8-минутная импровизация “Locomoteur” напоминает саундтрек к неизвестному джалло-киношедевру Дарио Ардженто – есть в ней и должно утрированное сценическое напряжение, и показная загадочность, и изощрённый психологизм, и даже картинный эротизм, если дать волю фантазии… Заключительный 5-минутный номер “Chiaroscuro” выдержан примерно в том же джалло-синематическом эстетическом ключе, но с той лишь разницей, что художественный контекст становится утрировано туманным и двусмысленным, а музыка – соответственно, максимально абстрактной, расфокусированной и даже аморфной… Будто медленно покидает этот мир невинная секси-жертва загадочного убийцы-маньяка, и лишь в последние мгновенья жизни она вдруг видит-узнаёт душегуба, и образ его навсегда застывает в её уже остекленевших зрачках… Н-да, разыгралась-то фантазия, однако…

Moteur!

А всё почему? Потому что альбом у MOTEUR! удался на славу. А вот любопытное наблюдение – за всю программу музыканты ни слова не проронили! А помнится, на прошлогоднем дебюте тараторили на неведомых птичьих языках кукольными голосами почём зря… В общем, “En Traits Libres” – альбом в буквальном смысле полностью инструментальный. И озвучен он, как ни странно, гораздо лучше прошлогоднего «лайва» студийного. Так что, слушается музыка в большое удовольствие, если импро-инструментальный авант-рок-фьюжн синематик вам по душе. Единственный «комплэйнт» с моей стороны – это невысокий хронометраж альбома. Ну неужели нельзя было подлиннее программу подготовить для дискового издания! Ну да как есть… рекомендую к прослушиванию в любом случае!

Слушать/скачивать на Bandcamp | MOTEUR! на Facebook