Ещё одна примечательная новинка немецкого музыкального андеграунда – дебютный альбом инструментального трио SPROINGG из старинного сказочно-пряничного града Фрайбург (или Фрайбург-им-Брайсгау) в федеральной земле Баден-Вюртемберг.
|
Sproingg |
Коллектив относительно молод – ему всего года два. Но в составе его играют очень опытные и мастеровитые музыканты: Erik Feder (ударные), Johannes Korn (чепмен-стик, электро-скрипка) и Prudi Bruschgo (гитары). Позволю себе коротко рассказать о каждом… Erik Feder родился в Соединенных Штатах, где и постигал барабанное искусство, в том числе в Институте Беркли у Kenwood Dennard (действующего профессора Калифорнийского университета, соратника Dizzy Gillespie, Pat Martino, Jaco Pastorius, Miles Davis, Quincy Jones и Howard Johnson, лидера групп Meta-Funk All Stars и Quintessence); играл в прог-группе E Motive, записывался в коллективах Obliteration Of The Self, Rob Sbar's Noesis и Compás; гастролировал по странам Америки, Европы и Африки; затем перебрался из шумного Нью-Йорка во Фрайбург… Johannes Korn – музыкант с классическим образованием по классу скрипки, участник многих симфонических коллективов; позже, увлекшись импровизацией, авангардом и панк-роком, он электрифицировал свой инструмент, а уже в зрелом карьерном возрасте освоил 10-струнный Чепмен-стик… Prudi Bruschgo – довольная заметная фигура левацкого крыла берлинского музыкального андеграунда; он является участником популярной авант-кор группы Moorpaul (к слову, в Россию этот коллектив приезжал дважды – в 1995-ом и по приглашению Института Гёте 1997-ом; выступал в Москве, Питере, Курске, Саратове и Волгограде)… Вот такие очень разные по увлечениям и бэкграунду персонажи создали SPROINGG и записали 8 инструментальных номеров, составивших 45-минутный альбом без специального названия (выпущен коллективом на заводских CD-R в начале июля).
SPROINGG – коллектив, ориентированный на сценический перформанс, в ходе которого сочиненные композиционные структуры в зависимости от настроя исполнителей подвергаются спонтанно-импровизационному переосмыслению, подчас весьма радикальному. Очевидцы отмечают особое свойство музыки трио: от концерта к концерту она трансформируется и видоизменяется, хотя остается вполне узнаваемой с точки зрения заложенной в каждый номер композиционно-мелодической основы.
|
Sproingg |
Другими словами, творческое кредо SPROINGG можно определить как очень пластичную с точки зрения стилистики инструментальную «структурную импровизацию», в которой драматургическая образность и ситуативность переплетены самым тесным образом. Среди принципиальных влияний музыканты называют King Crimson, Magma, Knifeworld, Tony Levin, Trey Gunn, Van Der Graaf Generator, Peter Hammill, Bela Bartok, Igor Stravinsky, Frank Zappa, Kronos Quartet, Gong… Одни и те же композиционные наработки музыканты могут интерпретировать то в авант-проговом, то арт-кор/ноу-вэйвовом, то во фьюжн-джазовом, то в спэйс-крут-психоделическом стилистическом ключе: продолжительность пьес, их темп, моторика, характер аранжировки, степень текстурного зашумления, баланс композиционных и импровизационных сегментов – все может быть трансформировано и адаптировано к конкретной аудитории. Однако вольные концертные эксперименты и студийная запись – две совершенно разные истории…
|
Sproingg |
Я имею в виду, что на студийном альбоме SPROINGG свои инструментальные пьесы исполняют и продюсируют именно в той форме, в которой хотят представить их слушателю. О том же, как эти же пьесы могли бы звучать при других обстоятельствах – например, на каком-нибудь общеевропейском краут-психоделическом слёте – слушатель может только догадываться… Так вот, если судить по альбому, SPROINGG – группа «РИОшно» авант-проговая. В музыке которой феерическая виртуозность исполнения соединяется с любовью к полиритмии, синкопе, странным тактовым размерам, причудливым гармоническим последовательностям, сонорным экспериментам… а также со склонностью к иронии, юмору и сатире. За исключением отдельных фрагментов (как правило, в прелюдиях), трио предпочитает динамичное, атлетическое, моторно-грувовое, достаточно плотное и жесткое риффовое исполнение.
|
Sproingg |
Что случится, когда «горная крыса увидит лик Господа»? В каком измерении «детям нет места»? Кто же они «приземлившиеся инопланетяне», и почему лирический герой считает себя «одним из них»? Обо всём этом и пойдет рассказ на альбоме “Sproingg”… Рассказ «без слов» – очень увлекательный, абсолютно непредсказуемый и исключительно оригинальный. Каждый из трех рассказчиков обладает собственным «голосом» и манерой повествования. Что открывает действительно уникальные возможности прослушивания – каждый раз с иным фокусом в музыке и каждый раз в существенно ином ракурсе её восприятия. Например, вы можете слушать альбом, как повествование от лица барабанщика – бесподобного Erik Feder, манера которого представляет собой уникальный сплав влияний (Bill Bruford и Dennis Chambers, Terry Bozzio и Chad Wackerman) и который не просто обеспечивает солидную ритмическую основу музыки, но созидает, конструирует, дирижирует и направляет партнеров… Или вы можете сосредоточится на утонченном эстетизме рассказа от лица истинного художника звука Johannes Korn, который невероятным образом совмещает исполнение ритмических фигур с солированием и текстурным декорированием, а переключаясь с чеп-стика на э-скрипку создает вокруг живописуемого образа осязаемый ореол загадки и тайны… А можете увидеть музыку с позиции удивительного и настроенчески переменчивого маэстро Prudi Bruschgo, голос которого звучит всегда и везде, полемизирует, оспаривает, настаивает, наставляет и т.д. Вскоре вы поймете, что не такой уж он хмурый и непримиримый, а уж скорее романтичный и лиричный…
|
Sproingg |
И конечно, SPROINGG можно попытаться услышать в одновременном звучании всех трех голосов рассказчиков сразу (это, пожалуй, самый правильный подход к прослушиванию, поскольку речь идет об ансамблевой работе… что, тем не менее, не исключает достоинств «персонификации» ракурса повествования, о котором шла речь выше). Как раз в этом случае в музыке трио полнозвучно заявит о себе Его Величество Хаос – то первичное пространственно-материальное, из которого SPROINGG творят формы, а потом вдыхают в них жизнь и смыслы… А неудач у этих искусников, похоже, просто не бывает, ибо номера на альбоме буквально один краше другого – не оторваться. Поклон музыкантам и аплодисменты за такой альбом.
|
Sproingg |
Восхищен, одним словом. И конечно же, самым настоятельным образом рекомендую обзавестись диском в личную коллекцию! Во-первых, потому что слушать и возвращаться к этому альбому можно много и много раз; а во-вторых – потому что диск звучит гораздо красочнее выложенной цифровой версии (кстати, звукорежиссером альбома является Johannes Korn)… Просто примите это во внимание.
Слушать/скачивать на Bandcamp |
SPROINGG на Facebook
Wow, thank you so much for this fantastic review - we are incredibly honored!!
ОтветитьУдалитьThanks to YOU for sending the disc and for your music! Definitely worth buying and highly recommended edition!
Удалить