К вящей радости поклонников неоклассического симфо-прог-рока 6 июля с.г. о выходе нового студийного альбома сообщила известная испанская группа KOTEBEL из Мадрида. Компакт-диски выпущены, как и следовало ожидать, респектабельной французской компанией Musea Records.
|
Kotebel |
Не думаю, что KOTEBEL нуждаются в представлении, но всё же… В 1999 году венесуэльский пианист и композитор с академическим образованием Carlos Plaza Vegas, учредил авторский студийный проект для исследования форм взаимодействия классической музыки и рока. Carlos Plaza сочинял, аранжировал, играл не только на фортепьяно и прочих клавишных инструментах, но также на бас-гитаре и ударных. К сессиям по мере необходимости привлекал знакомых музыкантов. Так были созданы первые три альбома: “Structures” (2000), “Mysticae Visiones” (2002) и “Fragments Of Light” (2003). Следующая работа “Omphalos” (2006) появилась лишь три года спустя, когда студийный проект уже трансформировался в постоянно действующий ансамбль, ядро которого с той поры остается неизменным. Свои последние три альбома – “Ouroboros” (2009), “Concerto for Piano and Electric Ensemble” (2011) и “Live at Prog-Résiste 2013” (2016) – коллектив записывал как полностью инструментальный квинтет Carlos Plaza Vegas (клавишные), César García Forero (гитары), Adriana Plaza Engelke (клавишные), Jaime Pascual Summers (бас) и Carlos Franco Vivas (ударные, перкуссия). Именно эти музыканты и являются авторами нового альбома “Cosmology” (2017). А на правах «очень особого гостя» в записи принял участие флейтист Omar Acosta – соратник Carlos Plaza в «лабораторно-студийный» период 2000-2003 гг.
Итак, “Cosmology” – восьмой альбом в общей дискографии KOTEBEL. Это 62-минутный опус из 9 номеров: концептуальная сюита из 4 частей, посвящённая космогоническим теориям устройства мироздания; и 5 самостоятельных пьес, одна из которых (“Canto XXVIII”) является ре-мастированной версией композиции, записанной в 2010 году для музыкального проекта «Данте. Божественная комедия». Что касается титульной сюиты, то она представляет собой весьма амбициозную попытку проиллюстрировать музыкой теории: «Геоцентрической Вселенной» (в которой Земля является абсолютный центром божественного мироздания), «Механистической Вселенной» (представляющей собой сложную систему взаимодействия элементов, подчиняющихся лишь законам физики), «Запутанной Вселенной» (все микро- и макро-элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы) и «Вселенной-Единства» (в которой нет ни элементов, ни связей, поскольку всё есть неделимое целое и единое). Главный композитор альбома – Carlos Vegas; автором двух пьес является Cesar Forero.
|
Kotebel |
Что ж, драматургическая концепция нового альбома, безусловно, увлекательна и познавательна. Но лично для меня главная интрига “Cosmology” заключалась в вопросе, сохранит ли коллектив приверженность к полностью инструментальным формам самовыражения. На мой взгляд, именно в инструментальной своей ипостаси KOTEBEL звучат наиболее ярко, выразительно и эклектично с точки зрения креативного переосмысления различных музыкально-жанровых традиций – не только классических и симфо-роковых, но и относящихся к сфере фьюжн-джаза, нью-эйджа, этно-фолка и уорлд-музыки. Я бы сказал, что с альбомом “Ouroboros” – изумительным по своей силе произведением – испанский коллектив взял твердый курс на разработку девиантной, инструментальной, драматически-образной музыки из категории «авангардно-прогрессивный симфо-рок». Музыки академически сложной, полифонической, интеллектуальной и неизменно высокохудожественной – основывающейся на принципах композиционно-структурного развития обозначаемой драматургической темы. Я очень надеялся, что “Cosmology” будет задуман и реализован именно в этом ключе.
|
Kotebel |
И мои надежды полностью оправдались… “Cosmology” – альбом инструментальный. И музыка, представленная на нем, буквально искрится композиционными идеями и затеями, художественными аллюзиями и мифологемами – радует как свежей оригинальностью форм, так и живой выразительностью образных содержаний, рождающихся в чарующих плетениях полиголосых тем, которые ансамблево и сольно ведут электро-клавишные, рояль, флейта, электрогитара, акустическая гитара в изысканном ритмическом оформлении электро-баса, традиционных ударных и акустической перкуссии. Контекст настолько насыщен, что оторваться от альбома не представляется возможным: минутное отвлечение от музыки – и вы рискуете не только пропустить нечто значимое и красивое, но и просто потерять нить повествования. KOTEBEL буквально играют, рассказывают и показывают нам сказку: даже в рамках одного отдельного акта динамика смены отдельных сцен и появления новых образов просто калейдоскопическая. А сами акты постановки, между тем, порой едва обозначаются – так что, если решите, образно говоря, ненадолго покинуть зрительный зал, то, вернувшись, можете просто не узнать, какой акт пьесы в этот момент исполняется…
|
Kotebel |
Музыка на “Cosmology” по замыслу, исполнению и природе своей очень театрализована и синематична – я бы даже сказал, что это самый «синематичный» альбом в дискографии KOTEBEL. И как в случае с любым высокохудожественным синематическо-музыкальным произведением, попытки классифицировать музыку просто обречены. Поскольку для усиления того или иного драматургического аспекта или акцента исполнители могут использовать стилистические приёмы практически любого известного им жанра. Слушатель же, при условии требуемого от него участия в постановке, неизбежно свяжет все элементы на свой собственный эстетическо-вкусовой лад. Кого-то порадуют усилившиеся интонации классического барокко-арт-рока; других восхитит экстраполяция неоклассики в латино-фьюжн и смут-джаз; третьих вдохновит кафедральная суровость зеул-прога и авант-проговое лицедейство; иных удивит экспериментально-краутовый механизацизм и сэмплоделизм… И никто не ошибется. Поскольку не только все перечисленное выше, но и многое другое действительно будет иметь место на уровне микро-сегментов оформления общего эпического замысла. Так что, слушайте и слышьте, включайте воображение, отталкивайтесь от очевидного и довершайте едва обозначенное.
|
Kotebel |
KOTEBEL предлагают изумительный альбом, который каждый раз будет звучать по-новому, радовать и доказывать, что при всей прозаичности и прагматичности современного музыкального искусства в нем все же есть место сказке и красоте. Браво, авторы! Настоятельные рекомендации!
Слушать/скачивать/приобрести CD на Bandcamp |
KOTEBEL на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий