понедельник, 24 сентября 2018 г.

Zacht Automaat "Memory Of The World" (2018)

Очень непростой для меня оказалась прошедшая неделя. На душе осталась тяжесть, а в голове – мысли о суетной бессмысленности всего, что делалось и делается… Новый альбом канадской группы ZACHT AUTOMAAT в подобном смятение ума и смущение сердца к себе весьма расположил.

Zacht Automaat

ZACHT AUTOMAAT – это дуэт мультиинструменталистов-композиторов Carl Didur и Michael McLean из Торонто, Онтарио. История гласит, что их альянс состоялся в 2010 году, чтобы предметно записать сразу семь альбомов. Ими стали “Electrische Duo”, “We're Glad You Agree”, “Smart Candle”, “I Can Feel the Mold in Me (Dead Slow, No Wake)”, “As It Is Spoken, It Shall Be Done”, “The Smiling Wilderness” и “Get Back EP”. Все они были обнародованы в 2010-ом, но на том история группы не закончилась. В последующие годы музыканты записали: “We Can't Help You, if We Can't Find You” (2011), “There's Nobody Home EP” (2012), “Bags Inside Bags” (2012), “Disturbed Ground” (2013), “Normality Bias” (2014), “More Down Than Out” (2015), “Cover Tape” (2015) и “Commercial Waste” (2017). В основном всё выпускалось в цифре, хотя некоторые альбомы были опубликованы и на кассетах. В 2013-ом канадский независимый лейбл Calico Corp выпустил на двойном виниле восхитительную компиляцию “Zacht Automaat”, собравшую треки с первых одиннадцати альбомов группы (первый прессинг 333 экз., второй 222 экз.; к экземплярам первопресса также прилагался компакт-диск с не попавшими на винил треками). Новый альбом ZACHT AUTOMAAT, получивший название “Memory Of The World”, выпущен неделю назад – также на виниле, дизайнерским бутик-шопом Alicia’s Klassic Kool Shoppe (250 экз.).



34-минутный альбом включает 7 инструментальных пьес, которые Carl Didur (орган, барабаны, бас, гитары, осциллятор) и Michael McLean (бас, гитара, другие инструменты) записали в прошлом году. В одной из композиций партию ударных сыграл давний друг-партнёр дуэта Louis Percival. Как заведено у авторов, вся музыка принципиально записывалась на дому на 4-х дорожечный магнитофон с использованием исключительно «традиционного рок-инструментария». О музыке альбома «мягкие автоматы» (к слову, существует мнение, что название группы навеяно легендарной британской формацией Soft Machine) говорят следующее:

- Наше музыка сродни блужданию по волшебному лесу. Мы стремимся исследовать и понять это загадочное и удивительное пространство, но оно невероятно огромно. И даже возвращаясь к месту, где мы уже были, мы обнаруживаем, что оно уже изменилось. В итоге мы не знаем, ни куда мы движемся, ни где мы уже были…

Zacht Automaat

Очень честная и точная аллюзия, должен заметить. Однако перевести её в плоскость музыковедческих классификаторов и терминов вполне возможно. Музыкально-художественные изыскания ZACHT AUTOMAAT – это синтезаторно-электроорганная импровизационно-инструментальная рок-музыка в тесном сплетении влияний немецкого психоделик-краут-рока и британского кентербери-прог-рока рубежа 60-70х годов. При этом композиции-импровизации дуэта имеют выраженный иллюстративно-синематический и отчасти экспериментально-коллажный характер, будто авторы и вправду создают электро-акустические музыкальные зарисовки своих блужданий по «загадочному лесу». Новый альбом я бы назвал убедительно выразительным образцом музыкально-художественного стиля и метода канадского дуэта. И не случайно “Memory Of The World” авторы считают лучшей своей записью на сегодняшний день.

Каждая пьеса-импровизация в программе исполнена в комбинаторике мягких, мелодических, порой кафедрально-классических наигрышей Фарфиса-электрооргана, абстрактных текстурных флуктуаций Роланд-синтезатора, пассов электрогитары, восходящих и ниспадающих волн электронных микро-дрон-шумов, минималистских барабанных паттернов, ритмических секвенций, обрывочной фразировки вспомогательных струнных и духовых инструментов (к сожалению, регулярный партнёр дуэта, саксофонист Colin Fisher в записи этого альбома участия не принимал). В отдельных номерах (как например, в “The Cavern pts I,II,III & IV”) ритмические рисунки уподоблены джазово-психоделическому фланёрству в поисках подходящих форм; в других – они приобретают характерные размеры и моторные свойства хрестоматийного краут-рока (“The View From Inside”, “For Zappi and Jean”, “It Doesn't Matter What You Say”); а иногда звучат будто их заимствовали из ретроспективного арсенала прото-прог-арт-роковых групп полувековой давности (“Fake It Till You Make It”, “Wall of Sand”), или их и вовсе может не быть (как в заключительно-титульной “Memory of the World”).

Zacht Automaat

Практически каждый номер на альбоме индивидуален, но при этом прекрасно вписывается в программно-альбомное единство. Музыка содержательна, вариативна и иллюстративна. А тона её изобразительной палитры от трека к треку меняются – что-то звучит печально, потеряно и даже обречённо, а что-то вполне романтично, сентиментально, позитивно и ободряюще. Что касается качества звучания, то оно скорее рассчитано на эстетов ретроделической лоу-фай психоделии – несколько приглушённое и обесцвеченное, очень напоминающие старые виниловые пластинки прото-прогрессива и психоделии. В общем, интересная и непростая работа, которую обязательно стоит послушать всем интересующимся современной экспериментально-синематической рок-музыкой – попадая в настроение, альбом производит весьма сильный эффект.

Слушать/скачивать на Bandcamp | ZACHT AUTOMAAT на Facebook