пятница, 28 сентября 2018 г.

Stop Motion Orchestra "Lightworks" (2018)

28 августа с.г. партнёрство американских независимых лейблов Knock’em Dead/ Megaphone Records представило публике долгожданный второй альбом американской же инструментальной прог-рок формации STOP MOTION ORCHESTRA.

Stop Motion Orchestra

Этот коллектив был создан в 2013 году в городе Остин штата Техас под началом композитора, мульти-инструменталиста и саунд-продюсера по имени Mohadev (который коллекционерам может быть известен как создатель и лидер групп-проектов CALLE DEBAUCHE, EARTH SIZE DIAMOND и TERRAFORMATION. Дебют STOP MOTION ORCHESTRA состоялся в 2014 году, когда Mohadev выпустил на компакт-дисках собственного лейбла Egg Helmet Records альбом “Instant Everything!”, весьма тепло встреченный поклонниками «новой интеллектуальной рок-музыки». Второй записи, получившей название “Lightworks”, пришлось ждать три года.



Смею заверить, что ожидание того стоило. Пусть альбом и получился не особо продолжительный – всего 5 пьес совокупной продолжительностью 30 с небольшим минут. Состав STOP MOTION ORCHESTRA со времени дебюта претерпел существенные изменения. С участниками первого созыва – это Alden Doyle (скрипка), Henna Chou (виолончель, клавишные) и сам Mohadev (гитары, синтезаторы, пианино; музыка и звукорежиссура) – теперь играют Leila Henley (саксофон, вокал), Sam Arnold (бас, акустическая гитара, банджитар) и Charlie Duncan (барабаны, перкуссия). Что касается гостей, то таковых всего один – Phil Davidson (синт-бас), поучаствовавший в одной пьесе. Несмотря на все имеющие место изменения, коллектив остался на прежних художественно-эстетических позициях и продолжил развивать музыкальные формы-содержания, связанные с современной прогрессивно-инструментальной фьюжн-рок музыкой.

Stop Motion Orchestra

Будучи главным автором-композитором-аранжировщиком коллектива, Mohadev в числе своих учителей-кумиров называет американца Frank Zappa, англичанина Fred Frith и французского композитора-песенника-шутника Albert Marcoeur… а также группы Henry Cow, Magma и Cardiacs… Должен заметить, что хотя музыку STOP MOTION ORCHESTRA в среде знатоков принято соотносить с РИО-прогом и авант-прогом в широком смысле, Mohadev и Ко располагаются, если так можно сказать, в «светлом» спектре субжанра. Музыку они создают мелодично-поэтичную, добрую, светлую и иронично-шутливую – без какого-либо напряжения, социопатического надрыва, злого эпатажа и провокации. Всевозможные международно-фольклорные влияния смешивают с джаз-фьюжн, арт-прогрессивом, камерным контемпорари-классикал и мастерски придают получающемуся специфический синематический, отчасти анимационно-фэнтазийный шарм. Собственно, название нового альбома суть музыкально-художественного стиля ансамбля передаёт превосходно. Замечу также, что по сравнению с дебютным “Instant Everything!” музыка на “Lightworks” существенно более зрелая и серьёзная в композиционно-аранжировочном плане. Во всяком случае, звучит ансамбль гораздо более академично, филармонично, подтянуто, элегантно и виртуозно, не предпринимая никаких попыток примерить на себя маски эдаких «кантрёжных» простаков-балагуров или пококетничать с минимал-электроникой.

Stop Motion Orchestra

STOP MOTION ORCHESTRA на новом альбоме звучат удивительно живо, позитивно и красочно. Погружаясь в их музыкальную «сказку для взрослых», наполненную причудливыми и фантасмагорическими образами, невольно упускаешь из виду то, насколько сложна её музыкально-исполнительская архитектоника и насколько уникальны возводимые музыкантами конструкции. Пожалуй, главная отличительная особенность музыки коллектива на новом альбоме – отсутствие традиционных «одноголосых» соло. Инструментальных «голосов», способных вести и обыгрывать мелодическую тему, в ансамбле несколько (скрипка, виолончель, акустические и электрические гитары, саксофон, клавишные, барабаны, перкуссионные и загадочный «банджитар»), и, как правило, отталкиваясь от основной мелодической темы, свои партии они ведут одновременно – когда в унисон, когда в диссонанс, а чаще – и это воистину удивительные моменты – дополняя соло одного инструментального голоса другим (кстати, впервые на новом альбоме прозвучал и вокализ для женского голоса – в пьесе “Way to Sarov”). Красиво и артистично невероятно! Но расписать музыку секстета в словах-предложениях никак невозможно… хотя некоторые (включая и меня) пытаются… Получается, если честно, так себе. Прежде всего, потому что подвижной и переменчивой музыки на новом альбоме очень много, а журналисты, как известно, при всей своей увлечённости-посвященности «идеальным слухом» обладают редко. Вот и выходит, что каждый пишет ровно то, что услышал…

Stop Motion Orchestra

А веду я, собственно, к тому, что “Lightworks” – альбом удивительный и восхитительный. Из лучших в этом году в своей стилистической нише – несомненно. Короткий – увы, да. Но бесподобный от первой и до последней секунды звучания, в каждой сыгранной музыкантами ноте. И потому… если высокохудожественная и красивая, полистилистическая и полиморфная инструментальная музыка на пересечении рока, джаза, фолка, новой классики и саундтрек-синематика вас привлекает – послушайте обязательно! А ещё лучше приобретите прекрасно изданный digipak-CD, потому что слушать и открывать для себя заново такую музыку можно бесконечно. Аплодисменты её создателям! STOP MOTION ORCHESTRA невероятны.

Слушать/скачивать на Bandcamp | STOP MOTION ORCHESTRA на Facebook