понедельник, 3 сентября 2018 г.

Heavy Moon "13" (2018)

Обзорную неделю начну с представления новинок канадского независимого импринт-лейбла из Arachnidiscs Recordings из Торонто, которым руководит композитор-мультиинструменталист, саунд-продюсер и дизайнер Jakob Rehlinger – зачинатель и руководитель действующих проектов и групп Heavy Moon, Moonwood, Babel, Reverend Moon, King Pong Dub System, Tranzit и др.

Jakob Rehlinger aka Heavy Moon

На повестке дня новый альбом проекта HEAVY MOON – главного, пожалуй, детища Jakob Rehlinger. В части которого с 2006 года он – сам себе и швец, и жнец, и на дуде игрец. А если серьёзно, то HEAVY MOON – это абсолютно профессиональный и высокохудожественный пример современной музыкальной субкультуры, появившейся в результате смешения DIY-идеологии (буквально «сделай это сам»), уникальной персональной композиторско-исполнительской одарённости отдельных самоучек-самородков и новейших достижений технологического прогресса. Для музыки, рождающейся в этой субкультуре, даже существует специальный термин – «гибридная музыка». Который подразумевает, что создаётся эта музыка на пересечении традиционного музицирования и компьютерно-аппаратного программирования. Фактически в рамках «гибридного» музотворчества можно воспроизвести любой жанр, субжанр и стиль. Причём иногда всё бывает сделано столь тонко, что определить на слух по цифровому файлу (и даже с физического носителя), где звучат традиционные рок-инструменты, а где компьютерная программа – практически невозможно. Итак, HEAVY MOON – это проект современной «гибридной музыки», стилизованный под спэйс-рок, синт-эйдж, эмбиент, хэви-психоделик-рок и стоунер-эйсид-рок. И сделано в рамках этого проекта уже тринадцать(!) альбомов. “Heavy Moon 13”, как нетрудно догадаться, и есть «тринадцатый альбом».



Выпущен он, как констатирует пресс-кит, «в пятницу 13-ого (июля) в 13 часов (по местному времени)» и включает 13 номеров общей продолжительностью… не пугайтесь, не 13, а почти 48 минут. Придумано, исполнено, записано, сведено и отмастерено всё единолично Jakob Rehlinger’ом в период с февраля по июнь 2018-ого. В записи использовались (для интересующихся подробностями): электрогитары компаний Fender и Tanglewood, процессоры мульти-эффектов компании Zoom, педали модуляционных эффектов компаний Nux и Electro-Harmonix, синтезаторы компаний Arturia, Roland и Yamaha, а также духовой инструмент под названием «хафун». Ну и всё прочее – по умолчанию.



Как я понял, именно пресловутый «хафун» и звучит в открывающем альбом треке “One O'clock - Spider Queen”, создавая, в сочетании с гитарной акустикой и электричеством, с винтажно-мелотронно звучащими синт-клавишными и с мягко постукивающими про-ударными, оригинальный аудио-антураж альбома и задавая стилистический тон звучания для всей программы. Композиции “Two O'clock - Circles of Stone” и “Three O'clock - Deep Crimson Om”, “Four O'clock - Dragon Blood Motor Spirit” и “Five O'clock - Hookah Mirage” этот тон – условно обозначу его как ретроделическо-арт-проговый – подхватывают и даже привносят в него какие-то витиеватые интонации Ближнего Востока и Магриба. Ну а с началом шестого трека “Six O'clock - Meat Grinder” ни остаётся ни малейшего сомнения в том, что Jakob Rehlinger развернул проект от своеобразной «электронише-флойдианы», которая была представлена на февральском этого года альбоме “Heavy Moon 12” (см. заметку) в сторону «арт-прогрессивно-психоделического фэнтази», причём концептуально-драматургически-повествовательного толка. Фабула, правда, нигде автором не излагается. Но я возьму на себя смелость пофантазировать, что это какая-то сказка, действие которой, судя по образам музыки, происходит где-то на песчаных просторах древнего Магриба, и её протагонисту обязательно нужно что-то свершить за тринадцать отведённых часов…

Heavy Moon

Всё, возможно, совсем не так. Но если инструментальная музыка «без слов» заставляет нас фантазировать и что-то живописать в сознании, то для меня это показатель «правильной» инструментальной музыки – не пустой, но с таинственным посланием, которое, слушая диск, и стремишься принять. Ну а когда загадочное драматургическое послание сопровождается хорошей мелодической проработкой контекста и пластичным артистизмом изложения, то невольно скажешь: хороший ведь альбом! И это при том, что поклонником инструментальной прог-рок музыки с ритм-программированием я не являюсь. Я даже допускаю, что будь материал нового альбома исполнен в альянсе с каким-нибудь «живо» думающим и «умно» вариативным барабанщиком, то “Heavy Moon 13” стал бы ещё краше и загадочнее. Однако действительно хорошего барабанщика-перкуссиониста для такого «магрибского» прог-рока ещё поискать надо… Поэтому остановлюсь на констатации того, что Jakob Rehlinger принял верное решение, отказавшись от метода «проб и ошибок» в части «живой» перкуссии и сохранив характерное для истории HEAVY MOON электронное ритм-программирование.


Под итог: хороший альбом – я бы даже сказал, на сегодняшний день самый интересный и оригинальный альбом из тех, что я у этого проекта слышал. Здорово всё задумано и реализовано. Так что, если захочется красивой, качественно спродюсированной и художественно-содержательной инструментальной рок-музыкальной сказки – то очень стоит послушать.

Ну а если всё же отсутствие вокала и программированность барабанов-ударных вас смущает, то есть и ещё одна новинка на Arachnidiscs Recordings. Это новый альбом “Arrivals & Departures” группы MOONWOOD, в которой Jakob Rehlinger играет на гитарах и синтезаторах вместе с партнёрами: Jacqueline Noire (вокал, синтезатор), Matthew Fava (бас) и Luca Capone (барабаны). О предыдущем альбоме группы “Desert Ghosts” я писал пару лет назад (см. заметку). “Arrivals & Departures” – это 5-трековый студийный EP, дополненный длинным концертным треком. Музыка – эдакая песенная рок-эклектика спэйс-психоделии, фолка, пост-панка и пр. Выпущен альбом в цифре и на магнитофонных кассетах. Пишут, что после этого релиза MOONWOOD якобы «вернутся к своим эйсид-фолковым корням». Интересно будет послушать.



Слушать/скачивать на Bandcamp | HEAVY MOON на Facebook