четверг, 6 сентября 2018 г.

Wyatt E. "Exile to Beyn Neharot" (2018)

Интересно, какую музыку слушают нынешние небожители? Я о богах, ангелах и иных высших сущностях… Вот участники бельгийского инструментального трио WYATT E. знают это наверняка, поскольку, по их утверждению, создают они музыку именно «для богов»…

Wyatt E.

WYATT E. образовались году в 2011-ом в городе Льеж и с того времени подготовили всего две виниловые пластинки – это 27-минутный EP-альбом “Mount Sinai / Aswan” (2015) и 39-минутный LP-альбом “Exile to Beyn Neharot” (2017). О последней работе коллектива речь сегодня и пойдёт.



На каждом альбоме группы всего по 2 трека по принципу сторона винил-диска равна отдельной композиции. На “Exile to Beyn Neharot” эти два трека – “Nebuchadnezzar II” и “Ode to Ishtar”. Каждый по 19 с лишним минут. Пластинка выпущена израильским лейблом Shalosh Cult Records, но сведением и мастерингом занимались бельгийские саунд-продюсеры. Участники группы не особо склонны афишировать свои имена, но для протокола я их всё же назову: Sebastien von Landau из группы THE K. (гитары, синтезаторы), Stéphane Rondia из группы LEAF HOUSE (гитары, синтезаторы) и Romain Hoedt из группы DEUIL (барабаны)… Так что же слушают современный боги?

Wyatt E.

Если судить по записям WYATT E., то слушают они то, что в среде музыкальных критиков, называют «ориенталистский дум-метал». Если конкретизировать – то это скорее пост-дум-метал с выраженным ближневосточным колоритом и с очень сильным влиянием экспериментального дрон-нойза и вейрдо-синематика. Треки, как уже говорилось, весьма продолжительные, с очевидным ритуальным подтекстом и транс-гипнотическим эффектом, который достигается и нагнетается методичным повторением скупой музыкально-риффовой фразы в контексте очень медленного и минималистичного композиционно-гармонического развития. Настроение у музыки реально «думовое», то есть довольно мрачное и тревожно-угрожающее. Будто музыканты настойчиво пытаются донести до слушателя мысль о том, что «музыка для богов» – это не пустое развлечение, но серьёзный и ответственный процесс воспевание… или отпевания… В этом смысле отсылки авторов к их якобы вдохновителям, типа Nusrat Fateh Ali Khan, Shujaat Khan, Mohammad Reza Shadjarian и пр. мне представляются пусть и не буквальными, но вполне обоснованными. Поскольку 700-летняя традиция музыки «Каввали» (Qawalli), которая представляет собой исполнение по случаю религиозных празднеств и ритуалов суфийской поэзии под размеренный аккомпанемент, действительно предполагает многократное повторение одой и той же фразы множество раз на разные голоса и под минималистский аккомпанемент. При этом и исполнители и слушатели, когда ощущают своё единение с Богом, впадают в состояние религиозного экстаза, которое называют «Вадж». В его достижении и заключается суть и смысл «Каввали». А способность музыки «Каввали» вызывать «Вадж» особо ценима как адептами ислама, так, очевидно, и небожителями.

Wyatt E.

Должен заметить, что “Exile to Beyn Neharot” всё же мелодически поколоритнее дебютной пластинки будет. Обе композиции на альбоме по своему хороши, да и звук поставлен превосходно. Но попробуйте услышать альбом именно в его метафизическом и обрядовом значении, а потом уже в музыкальном… А вообще, идейно заряженный и грамотно сделанный ориентал-дум суть явление в культурологическом смысле весьма любопытное. Так что, приобщитесь к музыке богов и глубокого вам Ваджа!

Слушать/скачивать на Bandcamp | WYATT E. на Facebook