вторник, 25 сентября 2018 г.

Kungens Män "Fuzz på svenska" (2018)

Затронув тему инструментального нео-краутрока, не могу обойти своим вниманием самую, пожалуй, примечательную новинку сезона – новый альбом шведской импро-инструментальной группы из Стокгольма KUNGENS MÄN.

Kungens Män

Двойной альбом “Fuzz på svenska” выпущен в самом конце лета: 2xCD – на собственном импринте музыкантов Kungens Ljud & Bild; 2xLP – немецким рекорд-лейблом Adansonia Records. Это, замечу, лишь первый альбом KUNGENS MÄN в этом году. Хотя буквально за месяц до его официального релиза в конце августа на другом немецком лейбле Tonzonen выходил альбом группы AUTOMATISM, которая фактически является спинн-офф проектом KUNGENS MÄN (см. заметку). Тем не менее, в смысле музыкально-художественной содержательности “Fuzz på svenska” скорее уж продолжает одну из линий с прошлогоднего альбома группы – я о весьма понравившемся мне “Dag & Natt” (см. заметку).



7 инструментальных импровизаций, составивших 82-минутный “Fuzz på svenska” (CD1: 4 трека, 44 минуты; CD2: 3 трека, 38 минут) записывались в составе секстета: Magnus Öhrn (бас), Hans Hjelm (гитара), Mattias Indy Pettersson (барабаны), Mikael Tuominen (гитара), Peter Erikson (синтезатор) и Gustav Nygren (саксофон). То есть, те же музыканты, что участвовали в создании “Dag & Natt” – только саксофонист (его основная группа называется из группы NEW ROSE) играет во всех композициях, а не в двух, как на прошлогоднем альбоме. И, как известно музыковедам-собирателям, Hans Hjelm, Mikael Tuominen, Gustav Nygren и Peter Erikson являются участниками проекта AUTOMATISM. Звукорежиссером записи традиционно выступил Mikael Tuominen; мастеринг столь же традиционно сделал «небезызвестный мастер Eroc» (Joachim Heinz Ehrig). Что касается музыки нового альбома, то тех, кто рассчитывал получить очередную дозу бодрого моторик-краутрока, ждёт некоторый сюрприз…

Kungens Män

Как и на заре своей блестящей карьеры, KUNGENS MÄN вновь обратились к экспериментам по скрещиванию импровизационного краут-рока с фри-джазом и дрон-нойз-эксперименталом. Эти опыты на “Fuzz på svenska” вышли за формат отдельных вещей (как то было в «ночной части» прошлогоднего альбома) и фактически стали самодостаточными, заняв буквально всё альбомное пространство. Как следствие, инструментальные импровизации на новом альбоме характеризуются очень высокой степенью вязкости текстурных наслоений и хаотичностью нагромождения каких бы то ни было форм. Неспешные и размеренные репетитивные бит-грувы – единственное, что как-то систематизирует импровизационный поток, но и те порой пробуксовывают в гипер-насыщенном контексте музыки. Роль озвучивания скупых мелодических тем на этот раз в основном отдана саксофону: в таких фрагментах ритм-секция монотонно аккомпанирует тоскливой песне солиста, в то время как гитаристы вкупе с синтезаторщиком занимаются поддержанием нойз-дронового панорамного фона (открывающая импровизация “Tesen” в этом плане весьма показательна). В иных номерах саксофонист делит сольный голос с кем-то из гитаристов, исполняющим, как правило, перегруженные фузз-дисторшеном партии. Какие-либо развития контента, если и имеют место быть, то носят очень условный характер. Импровизировать в таком ключе секстет может очень подолгу. На альбоме лишь 3 номера исполнены в хронометраже 5-7 минут звучания; прочие вещи звучат в диапазоне от 14 до 19 минут. От трека к треку динамика изложения меняется довольно слабо, и, вне зависимости от продолжительности, импровизации в целом оставляют впечатление определённой дефокусированности и размытости. Эффект подобное музицирование производит двойственный: либо оно гипнотизирует, убаюкивает и вводит в состояние близкое к безмедикаментозному трансу, либо, напротив, утомляет и может вызвать изрядное внутреннее возражение-неприятие.

Kungens Män

Альбом я прослушал неоднократно, стремясь уловить и прочувствовать смысл послания, заключённого в «Фуззе из Швеции». Признаюсь, что моё восприятие менялось то в одну сторону, то в другую сторону – так в результате я к какому-то однозначному заключению я и не пришёл. Одно мне совершенно очевидно: “Fuzz på svenska” – далеко не самый позитивно-жизнеутверждающий альбом в обширной дискографии KUNGENS MÄN. Деформализованный и расслабленный – пожалуй, да. Но щемяще тоскливый и пессимистичный тоже… Подчеркну, к творчеству этого шведского коллектива я отношусь с неизменным пиететом и причисляю группу к числу ведущих исполнителей современного нео-краутрока. Тем не менее, новый альбом группы – это даже не просто очередной краут-психоделический акт «урбанистического шаманства», а очень авангардистско-эксперименталистская «вещь в себе», мрачноватая, болезненная и с весьма специфическим индивидуальным воздействием на состояние души и ума каждого слушающего. Просто примите сие к сведению…

Kungens Män

Слушать/скачивать на Bandcamp | KUNGENS MÄN на Facebook