Ещё один примечательный дебют этого года в области внеформатной инструментальной музыки – одноимённый альбом американского ансамбля из Чикаго под названием ROBERT J. ZIMMER? (вопросительный знак является частью названия).
|
Robert J. Zimmer? |
Коллектив собран в 2013 году из студентов Чикагского университета и назван в честь Роберта Джеффри Зиммера – известного американского математика, председателя всевозможных академических советов и обществ, а также 13-ого президента Университета Чикаго. Свой дебютный альбом RJZ? делали очень долго – почти пять лет. В процессе работы выступали с концертами, выигрывали какие-то студенческие конкурсы и даже анонсировали цифровой миньон “Live at Alpha Delt” (2015), который ныне с аккаунта ансамбля удалён. На смену ему пришёл полноформат “Robert J Zimmer?”: 8 инструментальных пьес общей продолжительностью 45 минут.
В работе над материалом принимали участие: Psalm Brown (гитара), Louis Clark (пианино, клавишные, синтезаторы), Benno Giammarinaro (кларнет), Isaac Krone (труба), Mike Harrison (туба), Will Davis (ударные) и Jivan Gandhi (перкуссия). Записано всё в июне прошлого года в режиме «живого» исполнения в Центре искусств Ривы и Дэвида Логанов, который является одним из учебных корпусов Чикагского университета. Сведением и мастерингом занимался Quentin Poynter – известный чикагский продюсер хэви-метал-музыки, звукоинженер, владелец студии Gunpoint Recording (в своё время он был участником групп Withering Soul и Veneficum; в качестве аудио-продюсера работает с группами Earthen Grave, The Skull, Trials, Black Sites и др.). Должен сразу оговорить, что никакого отношения к хэви-метал музыка RJZ? не имеет. Хотя, как справедливо говорят участники ансамбля, вдохновение они черпают «из всех уголков музыкальной вселенной».
В числе небезусловных кумиров молодые музыканты называют Miles Davis, Meshuggah, The Mars Volta и своих земляков-современников Monobody…
|
Robert J. Zimmer? |
Жанрово-стилистическую принадлежность музыки RJZ? определить очень непросто. Я бы сказал, что это ещё один великолепный образец того, что называют «контемпорари классикал» драматически-синематического толка в переложении для филармонического биг-бэнда… Конечно, RJZ? вовсе не биг-бэнд в традиционном понимании – ни с точки зрения формальной организации, ни в смысле самого характера исполнения. Во-первых, RJZ? – не децимет, который считают формальным минимумом состава для биг-бэнда; во-вторых – в ансамбле лишь две формальные секции, вместо положенных четырёх («трубы», «тромбоны», «саксофоны» и «ритм-секция», к которой относят ударно-перкуссионные, клавишные инструменты, бас-контрабас и нередко гитару). RJZ? – септет, в котором есть секция духовых инструментов, секция ударно-перкуссионных инструментов, манипулирующий контроллерами клавишник-синтезоторщик и гитарист. Однако, как и биг-бэнды эпохи расцвета свинга 30-х годов, RJZ? не делают акцент на импровизацию, но полностью зависят от написанных композиций и аранжировок; соответственно, главенствующая роль в их музыке отводится не импровизирующим солистам, но роли отдельных инструментальных секций. К слову, состав коллектива довольно пластичен и легко может быть как расширен, так и сокращён. Да и по манере исполнения RJZ? очень напоминают аккомпанирующие оркестры для танцевальных вечеров… Другое дело, что музыка коллектива едва ли подойдёт для танцпола – ни для ретроспективно-джазового, ни для современного.
|
Robert J. Zimmer? |
Уж больно стилистически сложна, эклектична, полиморфно затейлива и полиритмична их музыка. Причём всё движение – постоянные смены размеров, смещение акцентов ритмических рисунков, перераспределение ролей отдельных голосов ансамбля и т.п. – происходит в относительно коротких временных интервалах. Послушайте, например, открывающую пьесу “Group Thinktank” – блестящий пример индивидуального стиля, выработанного RJZ? за годы совместного музицирования. Фрагменты со стилистическими акцентами на биг-бэнд-джаз и босса-нова, экспериментал-рок и мэт-рок, чамбер-прог и авант-прог, прог-метал и уорлд-мьюзик, т.д. и т.п. в пьесах ансамбля сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. При этом все номера альбома выдержаны в хронометраже от 3 до 7 минут максимум. А сам альбом, хотя авторы нигде о том не пишут, напоминает концептуально-драматургический саунд-трек к сюжетной киноленте. Слушателю остаётся лишь внимательно слушать, что играют музыканты, и самостоятельно рисовать в воображении образы, формировать сценки-акты и складывать всё в единое повествование. Но вот потанцевать едва ли удастся… хотя сейчас под что только народ не пляшет.
|
Robert J. Zimmer? |
Собственно, общий тон музыки – если не углубляться в исследование контекста – к тому вполне располагает. Открытые экстремально-авангардные и эпатажно-провокационные форм самовыражения RJZ? совсем не свойственны – они неизменно высокохудожественны, артистичны, пластичны, интеллектуальны, не по возрасту мудры и сдержаны, весьма доброжелательны по отношению к гипотетической аудитории, которая склонна принять участие в разгадывании предложенной шоу-головоломки… Расписывать особенности развития каждой отдельной пьесы не стану. Замечу лишь, что буквально в каждом номере программы есть масса очаровательных и весьма инновационных нюансов, которые гураманы-эстеты инструментальной музыки, уверен, будут расслушивать и смаковать очень подолгу. Также хочу обратить внимание слушателя на роль в аранжировках пьес тубы, которая заменяет – и делает это очень весомо и убедительно – бас-гитару или контрабас. Фактически звучание тубы – ключ к пониманию специфики массированно-оркестрованного саунда ансамбля. Не могу также обойти вниманием и качество звука, поставленного на альбоме – выше любых похвал, к тому же прямо способствует прослушиванию музыки, которая отличается весьма высокой степенью насыщенности и плотности.
|
Robert J. Zimmer? |
Одним словом, браво! Я в восторге от дебюта ROBERT J. ZIMMER?. И настоятельно рекомендую альбом поклонникам девиантного, пост-академического, кросс-жанрового и синематического инструментала. “Robert J Zimmer?” – несомненно один из самых ярких альбомов первой половины текущего года! Очень надеюсь, что этот студенческий коллектив не самораспустится, когда его участники завершат университетское обучение, и мы еще услышим новые записи этого удивительного ансамбля.
Слушать/скачивать на Bandcamp |
ROBERT J. ZIMMER? на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий