В 2019 году своё 50-летие отметит голландская рок-группа Focus из Амстердама, чьё название известно во всём мире, пожалуй, каждому любителю «прогрессивного рока». Со-учредителями группы в 1969 году были клавишник-вокалист-флейтист Thijs van Leer и гитарист Jan Akkerman: первый музыкант возглавляет Focus и ныне (последний студийный альбом “Golden Oldies” был записан и выпущен в 2014 г.), второй – покинул коллектив ещё в начале 1976-ого. В 1985-ом партнёры вновь ненадолго воссоединились, чтобы выпустить альбом “Jan Akkerman & Thijs van Leer. Focus” и поконцертировать. Но в коммерческом смысле реюнион себя не оправдал, и музыканты вновь разошлись своими путями (в 1990-ом Focus в классическом составе собирались и играли ещё раз – по заявке голландского телевидения, но без последствий). В 70-е Focus были очень популярны по обе стороны Атлантики – возможно, не столь успешны как те же Shocking Blue и Golden Earring (чьи хиты “Venus” и “Radar Love” возглавляли музыкальные чарты стран по обе стороны Атлантики), но след они оставили, безусловно, очень заметный.
|
Steffen Staugaard |
Спустя почти пятьдесят лет, у Focus по-прежнему много преданных поклонников и даже последователей среди музыкантов более молодых поколений. К таковым, в частности, относятся датский клавишник Steffen Staugaard и английский гитарист Neil Gowland. Оба – сложившиеся, профессиональные музыканты, играющие самую разную музыку. И оба полагают, что Focus годы назад сумели создать уникальный «прогрессивный саунд», который следует изучать, сохранять и развивать. Несколько лет назад они учредили он-лайн проект TEXEL (по названию голландского острова, где в 1971-ом проходил один из концертов Focus), а в этом году завершили работу над альбомом “Zooming Into Focus”, который выпускается на компакт-дисках (7 треков, 43 минуты звучания).
TEXEL на этом альбомы представлены как настоящая интернациональная рок-группа: Steffen Staugaard (клавишные), Neil Gowland (гитары), Max Saidi (ударные), Phil Wood (бас) и Thorstein Quebec Hemmet (флейта), которого на одном из треков замещает Gerard McDonald. Однако в реальности этот состав никогда не собирался ни для репетиций, ни для концертов: все партии записывались индивидуально каждым участников, пересылались друг другу через Интернет, редактировались и сводились централизовано. Автором всей музыки (и обложки) является Steffen Staugaard; тогда как за звукорежиссуру, сведение и общее саунд-продюсирование отвечал Neil Gowland. Создатели TEXEL не считают, что их музыкальные вкусы формировались исключительно под влиянием Focus. К слову, ещё в середине 90-х Steffen Staugaard возглавлял группу PEACHES, которая играла инструментальные кавер-версии композиций ELP, Toto, Return To Forever, Frank Zappa, Brand X, Camel, Focus и др. Однако предварительные результаты сведения авторы решили показать действующим участникам легендарной группы, поскольку “Zooming Into Focus” позиционируется ими как «инструментальный альбом, вдохновлённый музыкой Focus и созданным группой музыкальным стилем».
Не спешите, однако, ликовать, дорогие поклонники винтажного ретро-прога. TEXEL – ничуть ни «копикэт-группа» и ни в малейшей степени не «ретродельная».
|
Neil Gowland |
Этот виртуальный коллектив играет феерический современный рок-инструментал в «прогрессивном» переплетении элементов барокко-рока, мелодического классик-рока и джаз-фьюжн. Все без исключения пьесы на альбоме отличаются композиционной стройностью, вариативностью мелодических гармоний, аранжировочной элегантностью, а также продуманной сочетаемостью и изяществом индивидуальных партий всех участников проекта. Особо хороши, конечно, клавишник и гитарист, которые нередко играют в унисон и вместе с флейтистом создают восхитительно трепетную трёхголосую гармонию. Самых лестных слов заслуживает и ритм-секция квинтета, которая играет слаженно, вариабельно и принимает самое живое, но аккуратное участие структурном строительстве музыкально-художественного контента. Если всё же проводить аналогии с Focus (ну не зря же альбом носит название “Zooming Into Focus” – это своеобразная игра слов, которую переводить можно и как «Акцентируя внимание на Focus», и как «Настраивая фокус»), то я бы сказал, что TEXEL ближе всего к Focus нового времени, то есть периода 2002-2012 гг., но со своими нюансами. В частности, в контексте музыки нет, конечно, фирменных «фокусовских» йодлей и йойков, как нет и разреженных пианинно-джазовых импровизационных меланхолий. Всё у TEXEL, простите за каламбур, очень «фокусировано» и позитивно динамично. А вообще, “Zooming Into Focus” может вызвать множество ассоциаций с известными актами современной прог-фьюжн сцены – от альбомов супер группы CAB (в которой восемнадцать уж лет назад объединились Tony MacAlpine, Bunny Brunel, Dennis Chambers и Brian Auger) до недавнего альбома Soft Machine (воспроизведённого усилиями John Etheridge, Theo Travis, Roy Babbington и John Marshall). Отличия несомненно есть, но это именно те отличия, которые в субжанре прог-фьюжн и определяют индивидуальность любой из перечисленных групп.
|
Max Saidi |
Ну а что касается пресловутой «органики саунда» и «живой искры», то TEXEL ни в чём не уступают мэтрам-грандам. И в очередной раз заставляют задуматься о воистину безграничных возможностях современных звукозаписывающих технологий, которые в руках опытного саунд-продюсера могут принести результат, подобный дебютному альбому TEXEL. Прекрасно понимаю, что в массе своей публика в первую очередь «ведётся» на известные ей имена (а уж для современных коллекционеров-собирателей так некоторые звонкие названия буквально являются «кодовыми» словами, запускающими потребительскую лихорадку души и тела). Но всё же… слушайте музыку! Ведь её для этого авторы и создают. Так что, если интеллигентный, мудрый и нетривиальный прог-фьюжн инструментал вам люб, послушайте дебютный альбом TEXEL обязательно! Большой респект музыкантам за такой релиз.
Слушать/скачивать на Bandcamp |
TEXEL на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий