понедельник, 29 октября 2018 г.

Aton Five "Solarstalgia" (2018)

Десять-пятнадцать лет – для рок-музыкальной жизни в этой стране очень большой срок. Примерно столько я занимаюсь R.A.I.G. Records, пропагандируя за рубежом «инструментальную» (в основном) «рок» (преимущественно) музыку российского андеграунда. За это время через лейбл прошли практически все лучшие инструментальные группы страны – Suchilin's Band, Disen Gage, Infront, Группа Александра Костарева, Босх С Тобой, Я Слева Сверху, Kalutaliksuak, Vespero, Gdeva, Actual Music Quartet RSM, Tribal Logic, Белые Флаги Зажигайте Медленно, uSSSy, Rain Tongue, Endname, The Re-Stoned, Sehnsucht, byZero, Aican, Human Factor… Апогеем издательской и промоутерской деятельности R.A.I.G. стал лицензионный контракт с американской мейджор-компанией Cleopatra Records, по которому музыка пяти российских групп с R.A.I.G. была включена в ротации крупных американских коммерческих радиостанций и в итоге опубликована в 2016 году на амбициозном 6-дисковом бокс-сете "Space Rock: An Interstellar Traveler's Guide". С того времени многое изменилось: для одних «рэйговских» групп тот релиз стал своеобразной «путёвкой в новую зарубежную жизнь», а для других, посчитавших, что миссия выполнена, – «достойным завершением творческой карьеры». Интересно, однако, другое… пока суть да дело, в России как-то незаметно на андеграунд-сцену пришло совершенно иное поколение молодых музыкантов-инструменталистов, которое слыхом не слыхивало о славных «достижениях» старших коллег и, более того, даже не подозревает об их существовании. Как, впрочем, не подозревают о существовании «новой смены» российские рок-инструменталисты предшествующего поколения…

Aton Five

Что ж, как писал классик, «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» – сегодняшняя заметка посвящена как раз его представителям. А именно, молодой московской рок-инструментальной группе ATON FIVE. Формально она была создана в 2014-ом и на следующий год дебютировала с 3-трековым 22-минутным EP “Long Forgotten Tales”. «Будучи верны традициям 70-х, мы стремимся развить их и обогатить достижениями прогрессивной музыки последующих эпох», – так представили себя на своей соцстраничке ATON FIVE. Релиз не остался незамеченным, и в следующем году группа была приглашена открыть московский концерт американцев Elder. А там подоспел и второй релиз – цифровой 34-минутный «живо-студийный» мини-альбом “Live at Mars” из 4 композиций. Фактически то был своеобразный тестер-аппетайзер к готовящемуся студийному полноформату, который под названием “Solarstalgia” в сентябре был анонсирован в цифре, а в октябре материализовался в виде 50-штучного digipak-CDR (самиздат при участии Mars Records) и 50-штучной же микрокассеты (инди-импринт Noisy Forecast).



В отличие от дебютного EP, новый альбом – а это 7 треков общей продолжительностью более 62 минут – писался и продюсировался в профессиональной студии (звукорежиссёр Дмитрий Зайцев и др.). Музыка создана и исполнена талантами: Александра Селезнева (гитары), Михаила Зенкова (бас), Дмитрия Смирнова (ударные) и появившегося в составе уже после выхода дебютного EP Даниила Босак (синтезаторы, Родес-пиано, аккордеон). На одном из треков с квартетом играет Антон Аблов (электроорган). Исполняют ATON FIVE качественный ретро-винтажный прото-проговый рок-инструментал образца 70-х.

Aton Five

Примечательно, что к цифровому релизу прилагается неавторизованный «сай-файешный» текст, который, очевидно, должен наводить на мысль о драматургически-сюжетной подоплёке альбома… или, как минимум, должен выстроить у слушателя центральный лирический образ, который в отсутствие самой лирики нужно держать в сознании и отождествлять с полностью инструментальным музыкальным рядом. Что за образ? В общем-то, Мила Киселёва, оформившая уже вторую пластинку для группы, на обложке его отчасти запечатлела. Эдакий «космический волк-скиталец» – мужественный и рисковый мачо-обаяшка, которому любая авантюрная миссия по плечу (что-то в духе «гаррисоновского» Джеймса Боливара «Стальной Крысы» Ди Гриза). Любопытно, что в стилистическом плане музыка ATON FIVE прямого отношения к «спэйс-року» и «модерн-синематику», как можно было бы ожидать, не имеет. Да и к «психоделии» в буквальном понимании субжанра она тоже относится довольно опосредовано. Текстурные флуктуации и многозначительные англоязычные сэмплы-нарративы (к слову, «живо-самодельные», а не архивные, и с ужасным «прононсом» к тому же) едва ли можно соотносить с психоделической рок-музыкой – это скорее сценографический приём, опять-таки призванный вызвать ощущение наличия у альбома драматургической фабулы. Но дело, конечно, не в том, есть ли у альбома драматургическая концепция или нет, – на мой взгляд, если и есть, то не особо выраженная – дело, прежде всего, в характере самой музыки. Так что же, это за музыка?

Aton Five

Обобщая, я бы сказал, что ATON FIVE на своём нынешнем этапе творческого развития играют многочастно-структурный, композиционно-импровизационный, полиморфный, гитарно-клавишный нео-хард-прог-рок. Отсутствие в составе вокалиста, который при должной постановке дела, мог бы значительно усилить «хитовый» песенно-мелодический момент, вынуждает музыкантов обращаться к чисто инструментальным средствам художественного обогащения контента. Что приводит к некоторому усложнению композиционных построений посредством совмещения нескольких структурных фигур, использования эффектных бридж-переходов, инкорпорирования в контекст элементов то академической симфо-музыки (например, “The Dreadnought” звучит почти как свободная вариация по мотивам «Болеро» Мориса Ровеля), то фолка, эр-эн-би и фанка (“Journey”), то прог-фьюжн (“Time”), то экспериментал-авангарда (таковой, собственно, является вся полутора минутная миниатюра “Death?), то ориенталистской прог-психоделии (“The Endless Desert”)… А вообще, высокий исполнительский уровень участников квартета позволяет им играть практически в любой стилистике. Острой экспериментальной инновационности в музыке квартета нет, однако каждая пьеса на “Solarstalgia” имеет свой оригинальный профиль и свою индивидуальную специфику, что делает альбом весьма вариабельным и насыщенным в художественном плане. Полагаю, что особо музыка коллектива порадует поклонников классических гитарно-клавишных диалогов-дуэлей, виртуозной «блэкморовской» гитарной эквилибристики и акцентированных хэви-органных сольных пассажей.

Aton Five

Затрудняюсь в альбомном контексте определить свои треки-фавориты – все номера по своему хороши и отменно эффекты. Разве что отмечу заключительную 17-минутную эпик-пьесу “The Endless Desert” – во-первых, потому что это самый продолжительный альбомный трек; а во-вторых – потому что я, как и авторы, тоже неравнодушен к «восточной» ладовой музыке… Что ж, парни сумели реально удивить и порадовать широтой своего кругозора, зрелостью мышления, мудростью подходов и артистизмом решений. Посетовать я могу, пожалуй, только на уже упомянутые англоязычные сэмплы-наррации – их назначение мне понятно, но, на мой вкус, в общем контексте они звучат как-то инородно и, простите, банально. Впрочем вставки сии скоротечны, присутствуют не во всем номерах и общей картины не портят. Что касается аналогий… любая ретроделическая музыка наших дней провоцирует их великое множество. Очевидно, что в истоках творчества ATON FIVE лежит наследие Deep Purple, Atomic Rooster, The Nice и иже с ними… но у меня сложилось впечатление, что от подобной музыки группа постепенно будет уходить всё дальше и дальше – в пользу, как мне кажется, большей художественной эклектики и модернизма. Время, конечно, покажет… Но даже в своей нынешней ипостаси, выйди ATON FIVE из унылого российского подполья на глобальный международно-музыкальный рынок, то конкуренцию шведским ретродельным группам, которые в этой субжанрово-стилистической нише сейчас безраздельно господствуют, они составят весьма и весьма серьёзную… Завершая: большие молодцы парни и альбом они сделали отличный. Поклонникам интересной ретроспективной и инструментальной рок-музыки, безотносительно к стилистическим предпочтениям, рекомендуется всенепременно!

Aton Five

P.S. Ну а отсутствие в российском рок-андеграунде преемственности поколений и какой-то внутренней херитаж-традиции – то с чего, собственно, я начал эту свою заметку – это большая беда и грусть. Как-нибудь порассуждаю на эту тему, будет настроение…

Слушать/скачивать на Bandcamp | ATON FIVE на Facebook