понедельник, 28 августа 2017 г.

Papir "V" (2017)

Продолжает успешную карьеру датское инструментальное психоделик-рок трио PAPIR из Копенгагена.

Papir

Nicklas Sørensen (гитара), Christian Becher Clausen (бас) и Christoffer Brøchmann Christensen (барабаны) играть вместе начали, когда старшему из парней не было ещё и двадцати лет. Году в 2008-ом молодые музыканты пришли к заключению, что их привлекают исключительно инструментальные формы музицирования в эклектике различных стилистических веяний. В 2010-ом году на местном лейбле Red Tape Records на виниле вышел одноименный дебютный мини-альбом трио PAPIR (поначалу группа называлась Humming In Düsseldorf). А еще через год на датском лейбле El Paraiso Records (владельцами которого являются музыканты группы Causa Sui) вышел второй альбом, “Stundum”. Впоследствии на том же лейбле были выпущены и другие записи: альбомы “III” (2013) и “IIII” (2014), 10-дюймовый миньон “Papir” (2015), концертник “Live At Roadburn” (2015) и сольник Nicklas Sørensen под названием “Solo” (2016), на котором, кстати, трио играет в полном составе. Начиная года с 2012-ого, PAPIR буквально «пошли нарасхват»: с музыкантами группы стремились поджемовать многие «звёзды» евро-психоделического андеграунда, а независимые лейблы желали хоть в каком-то виде выпустить их запись. В итоге «папировцы» стали участниками известного датско-шведского конгломерата Øresund Space Collective, а дискография трио пополнилась релизами типа 7-дюймового сплита с ØSC (2013, Transubstans), коллаборациями с музыкантами немецкой группы Electric Moon (оба релиза на Sulatron) – “The Papermoon Sessions” (2013) и “The Papermoon Sessions Live At Roadburn” (2015).

Летом прошлого года стало известно, что PAPIR расстаются со своим лейблом El Paraiso и переходят на процветающий немецкий Stickman Records (учрежденный ещё в 1994-ом, первоначально для поддержки норвежской группы Motorpsycho). Ну а 18 августа этого года, в рамках нового контракта на виниле и компакт-дисках был выпущен альбом “V”.



Двухдисковый 95-минутный альбом состоит из 7 довольно продолжительных, как обычно, номеров: в диапазоне от 9 до 25 минут. Сведением материала занимался американский барабанщик, мульти-инструменталист и саунд-продюсер John McEntire (который является действующим участником групп Tortoise, The Sea And Cake, The Red Krayola). Выбор отнюдь не случайный, учитывая характер инструментальной музыки, которую создают PAPIR.

Так уж получилось, что о музыке PAPIR на страницах своего блога я никогда прежде не писал. Поэтому позволю себе немного порассуждать на тему «уникальности» и «феноменальности» того, что предлагает это датское трио.

Papir

Nicklas Sørensen, Christian Becher и Christoffer Brøchmann в своём творчестве отталкиваются от канонической психо-эйсид-трип импровизации. Но в отличие от большинства прочих составов аналогичной стилистической направленности, привносят в контекст очень много от экспериментал-пост-рока 90-х в самом широком спектре влияний этого субжанра. Из числа самых сильных влияний – музыка легендарных чикагцев Tortoise и Gastr Del Sol. Но с меньшими девиациями в экспериментальный фьюжн и усиленным эйсид-психоделическим акцентом. Сравнение, конечно, достаточно условное. Но тем не менее, я бы определил музыку PAPIR, причем со времени самых первых записей, как «импро-инструментальный пост-психоделический рок» – весьма оригинальный симбиоз гитарного пост-рока, шугейз-рока, эйсид-рока, краут-рока, модерн-прога, синематик-рока, спэйс-эйджа, эмбиент-скейпинга и пр. Самое удивительное, что каждый участник этого трио способен очень быстро перестраиваться по ходу исполнения пьесы, моментально меняя стиль исполнения, характер использования своего музыкального инструмента, специфику звучания и т.д. Ансамблевый знаменатель этих мимикрий и определяет то, как PAPIR звучат в конкретный момент времени. А полиморфность исполнительских манер всех троих музыкантов делает их весьма привлекательными партнёрами в поисках новых форм музыкально-звукового творчества.

Papir

Фактически каждый номер программы альбома “V” – это захватывающее путешествие. Будто ты скользишь на поезде-экспрессе сквозь какой-то незнакомый ландшафт, а пейзаж за окном меняется постоянно и самым неожиданно-диковинным образом. Оторвать взгляд от меняющейся за окнами картины просто невозможно, как невозможно и предугадать, что увидишь за окнами в ту или иную минуту… Как правило, каждый свой трип-экскурс PAPIR начинают мягко и убаюкивающе, в эдаких пасторально-атмосферных тонах аудио-панорамы, сотканной из гибких и подвижных текстурных флуктуаций. Постепенно ритм-секция ускоряет движение, формирует грувовую моторику… текстуры плотнеют, набирают массу; из них рождаются композиционные формы, которые развиваются, множатся, прогрессируют, образуют структуры, которые сворачиваются и вновь распрямляются с новой силой… И буквально каждый трип на “V” имеет собственный индивидуальный стилистический оттенок, а то и не один: пост-проговый (“V.I”), моторик-краутовый (“V.II”), пост-инди-роковый и дрон-эмбиентный (“V.III”), фьюжн-экспериментальный (“V.VI”), эмбиент-роковый (“V.V”), краут-спэйсовый (“V.VI”)…

Papir

При всей условности попыток обозначить характер каждой композиции на альбоме, очевидно одно – PAPIR сделали свой самый «пост-рок-экспериментальный» на сегодняшний день альбом. Утверждение одного из зарубежных обозревателей о том, что «освобождаясь от влияний, группа становится одним из лидеров хэви-психоделического субжанра», боюсь, вызывает у меня самые серьёзные сомнения. Поскольку “V” – это однозначно «ноу-хэви-фузз» музыка: по форме и содержанию своему очень настроенческая, пространственно-атмосферная, абстрактно-образная и синематичная (чего стоит один лишь заключительный 25-минутный скейп-трип “V.VII”). Полагаю, что у многих поклонников группы этот альбом вызовет если не неприятие, то уж точно удивление. Что суть дела не меняет – альбом получился чудесный. И если экспериментальные формы современной инструментальной рок-музыки вам близки, то прослушивание его на качественном аудиофильном оборудовании принесет огромное удовольствие. Красивая, стильная и высокопрофессиональная работа. Рекомендую!

Слушать/скачивать на Bandcamp | PAPIR на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий