вторник, 8 августа 2017 г.

Mouth "Vortex" (2017)

Неожиданность из разряда приятных – после почти десятилетнего перерыва свой второй альбом выпустила-таки немецкая ретро-прог группа из Кёльна под названием MOUTH.

Mouth

Её история уходит в 2000 год. Именно тогда Christian Koller (гитары, клавишные, вокал), Jan Wendeler (бас, синтезатор) и Nick Mavridis (ударные, клавишные, бэк-вокал) начали играть вместе, вдохновляясь славным наследием классик-рока, психоделик-рока и арт-прог-рока 60-70х. В 2006-2007 годы трио записало несколько демо, которые привели к контракту с солидным рекорд-лейблом bluNoise Records и на основе которых в 2009-ом был сделан отличный дебютный альбом “Rhizome”. Вскоре после его выпуска группу покинул барабанщик – правда, через год он вернулся. А в 2012-ом из группы ушёл бас-гитарист – его вскоре заменил Gerald Kirsch. С того времени главный идеолог и сонг-райтер группы Christian Koller написал около двух десятков песен. Большинство из них вошло в новый альбом “Vortex”, который вышел при поддержке лейбла bluNoise/Al!ve на виниле, на компакт-дисках и в цифре – официально 30 июня с.г.



CD-версия альбома от винила отличается: в неё включили 2 «спрятанных трека» (“Pedalboattrip” и “Floating - End Theme”), а хронометраж диска почти достигает 57 минут. Цифровая версия тождественна CD-изданию, но на физических носителях титульный 16-минутный трек “Vortex” представлен как сюита из 5 полноценных частей (“To The Centre”, “Turbulence”, “Silence”, “Vortex” и “Floating”). Записан материал в период с 2012 по 2015 год. Два любопытных наблюдения… Первое – бас-гитарист Gerald Kirsch в качестве участника группы в кредитах указан; вместе с тем, отдельно отмечено, что Nick Mavridis, помимо ударных, в одном из треков играет на бас-гитаре, а Christian Koller на альбоме играет на всех прочих инструментах и поёт. Иначе говоря, записан альбом дуэтом Koller-Mavridis. Второе – в отличие от дебютного альбома, Mavridis полномочия клавишника с себя сложил, и получается, что теперь всем инструментальным арсеналом MOUTH, за исключением ударных, заправляет единолично Koller. Что же касается стилистики музыки, то… «Давайте играть Прог, каким он был в 1972-ом!», – заявляют авторы.

Почему именно в 72-ом? Сложно сказать. Очевидно, для авторов этот год является в истории рок-музыки особенным. В любом случае, MOUTH, как и прежде, культивируют традиции «золотой эпохи» рок-музыки.

Mouth

Однако, если “Rhizome” был вдохновлен британским хард-прог-роком и глэм-роком первой половины 70-х (весьма своеобразное переплетение влияний Yes, Atomic Rooster, Gentle Giant, Greenslade, David Bowie того периода), то “Vortex”, помимо «британских» влияний, в большей степени обращен к западногерманской рок-сцене того времени (Can, Birth Control, Amon Düül II, Triumvirat, Grobschnitt, Frumpy и др.). Как следствие, новая работа группы – альбом с явными уклоном в ретро-психоделический краут-рок с характерными ритмическими паттернами и фактурами акустического пространства. Справедливости ради замечу, что моторик-краутрок привлекал коллектив всегда: например, еще в 2006-ом у группы была характерная вещица “Kraftwerkorange”, но из альбомного контекста “Rhizome” она выпадала, и в альбом ее не включили.

Mouth

Должен сказать, что усиление краут-спэйс-психоделических акцентов в новых композициях MOUTH очень удачно соединяется с драматургической фабулой “Vortex”. Поскольку сам альбом задуман, как цельное концептуальное повествование, лейтмотивом которого является предупреждение о том, что ждёт человечество за горизонтом событий. Речь идет о метафизическом путешествии сквозь время и пространство в не столь уж отдаленное будущее, представленное как футуристическая дистопия – общество изрядно продвинувшееся технологически, но утратившее смысл и надежду, духовно опустошённое и отчаявшееся. “Vortex” – альбом в меньшей степени песенный, чем дебют группы. Лирический вокал на английском языке присутствует, но в большинстве случаев ему отведена роль скорее «нарратива за кадром», призванного достаточно кратко пояснить суть той или иной сюжетной сцены, живописуемой музыкантами-инструменталистами, оживить её, усилив образность.

Mouth

Инструментальные пассажи, напротив, масштабны, развернуты и насыщены множеством переплетающихся созвучий – электрических и акустических гитар, ситара, электро-пианино, клавинета, меллотрона, хаммонда, муга и прочих синт-дивайсов, барабанов и перкуссий. Композиции на альбоме тщательно продуманы во всех деталях. Фронтальных соло на альбоме практически нет: все импровизированные пассажи клавишных и гитар элегантно инкорпорированы в структуру, отличающуюся высокой степенью динамической пластичности и гибкости. Одно из главных достоинств альбома – изумительный баланс между арт-драматургической образностью музыки и ее психоделической рефлексивностью. Иначе говоря, авторам удалось не только воспроизвести образ лирического героя, оказавшегося в дистопии, но и передать его психологическое состояние – стресс и депрессию, которые он переживает при виде «нового мира».

Mouth

Примечательно, что отсутствующие на виниле треки “Pedalboattrip” и “Floating - End Theme” – обе композиции полностью инструментальны – совокупный арт-психоделический эффект альбома приумножают и усиливают. По этой причине для полноты ощущений от “Vortex” я бы рекомендовал, конечно, CD-версию (ну или цифровую версию, если физическое издание для вас не актуально в принципе). В заключении скажу, что от новой работы MOUTH я нахожусь под очень сильным впечатлением. Альбом отличный – емкий, полистиличный, изобилующий нюансами, которые открываются отнюдь не с первого прослушивания. В общем, рекомендуется всенепременно – прежде всего, любителям ретроспективной «сай-файешной» арт-прог-психоделии.

Mouth

Слушать/скачивать на Bandcamp | MOUTH на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий