вторник, 29 мая 2018 г.

Vibravoid "Vibrations From The Cosmic Void" + "Live At Rheinkraut Festival 2018" (2018)

Уж не знаю даже, как так получилось, но ни разу на страницах своего блога я ещё не писал о музыке группы из Дюссельдорфа земли Северный Рейн – Вестфалия VIBRAVOID, к которой питаю давние и искренние симпатии. Более того, группу эту, учреждённую Christian Alexander Koch в 2000 году, я полагаю одним из ключевых актов нео-краут движения. Влияние её на других современных краут-исполнителей огромно, и я считаю, что, если вам не близка «вибравойд-музыка», то суть нео-краута, как ни пытайтесь, вам постичь не удастся.

Christian Koch / Vibravoid

Однако исправляю упущенное. Благо повод отличный – на независимом дюссельдорфском лейбле Stoned Karma Records, который был создан в 2012 году специально для продвижения в массы музыки VIBRAVOID, 25 мая с.г. вышел новый, юбилейный десятый студийный альбом проекта, получивший название “Vibrations From The Cosmic Void”. Вообще, дискография группы весьма обширна, если принимать во внимание многочисленные синглы, миньоны, сплиты, компиляции, бутлеги и официальные концерты: все они издаются, переиздаются и множатся при участии сразу нескольких рекорд-лейблов (прежде то были Nasoni и Sulatron Records, ныне их сменили Stoned Karma, в роли основного издателя, и Krauted Mind Records, в качестве публикатора концертов и всевозможных внеальбомных изысканий). Но вернёмся к новой работе (официального полного стриминга нет, поэтому размещаю официальное промо-видео открывающего альбом трека)…



Должен сказать, что для архивариусов-коллекционеров этот релиз стал особым предметом интереса. Дело в том, что существует несколько сет-версий издания. Первая – это «предзаказной» сет, подписанный автором (200 экз.); он включает: постер, винил “Vibrations From The Cosmic Void” (5 треков, 42 минуты звучания; дюжина различных расцветок ваксы), компакт-диск “Vibrations From The Cosmic Void” (7 треков, 69 минут) и винил “Live At Rheinkraut Festival 2018” (2 трека, 47 минут; и опять-таки дюжина различных расцветок ваксы). Вторая версия – сет, включающий только винилы “Vibrations From The Cosmic Void” и “Live At Rheinkraut Festival 2018”. Третья версия – это сет, включающий CD “Vibrations From The Cosmic Void” (7 треков, 69 минут звучания) и CD “Live At Rheinkraut Festival 2018” (2 трека, 118 минут звучания); оба эти компакт-диска можно приобрести и по-отдельности. Важно: винил “Live At Rheinkraut Festival 2018” в сетах Два и Три – это будущий раритет, поскольку отдельно он не продаётся. Но на нём представлена лишь треть полной версии альбома. Соответственно, самая «редкая-коллекционная» сет-версия релиза – это «Первая» (она уже продана). А самая «полная-содержательная» и «бюджетно-интересная» – это сет «Три» (который есть в наличии на лейбле всего за 20 €). Так что, уважаемые меломаны, подумайте и взвесьте, что приобретать, пока есть из чего выбрать.

Мои впечатления основываются, разумеется, на прослушивании полных CD-версий “Vibrations From The Cosmic Void” и “Live At Rheinkraut Festival”. О них я предполагаю рассказать в одном обзоре, поскольку альбомы эти, как мне кажется, до определённой степени дополняют один другой.

Vibravoid

Начну с основного альбома – “Vibrations From The Cosmic Void”. Записан, смикширован и отмастерён он в дюссельдорфской студии Dr. Koch’а, как называет себя руководитель VIBRAVOID. В привычной студийно-лабораторной обстановке артист всё делает сам, поскольку связывает свой проект не просто с музыкой, но с «индивидуальным образом жизни» и с «персональным способом взаимодействия с реальностью». Christian Koch, как утверждают (в альбомных кредитах сей факт замалчивается), единолично играет партии всех инструментов, а задействованный им инструментарий довольно широк – гитары, клавишные, синтезаторы, ударные, перкуссионные, ситар и всевозможная экзотика. Вокала – точнее мелодекламации в фирменной фантомно-футуристической манере – на альбоме относительно мало, поэтому о какой-либо «ретро-шлягерности», столь ценимой поклонниками ранних этапов творчества группы, говорить не приходится. Лирика – в духе авангардно-китчевой манипуляции словоформами – представлена на “Vibrations From The Cosmic Void Part II” (используется английский язык), на “Melodies Of The Stars” (немецкий язык) и на “Frequencies Of The Cosmos” (неидентифицируемый язык). В треках “The Modular System”, “The Cosmic Playground”, “Mirrorspace” и “Milchstrasse 14, Köln” голос не используется вовсе. Речитатив, сильно искажённый специальными фильтрами-эффектами, сопровождается, как правило, громким и жёстким метрономным рифф-битом и плотно укутывается в многочисленно-густые текстурные слои, которые в процессе исполнения, как правило, беспощадно искажаются и коверкаются, схлёстываются и плодятся. Мелодические линии очень минималистичны, репетитивны, а порой и концептуально примитивны.

Vibravoid

В художественно-эстетическом плане “Vibrations From The Cosmic Void” продолжает авторские разработки Dr. Koch последних лет. Объектами исследования и селекции по-прежнему являются ритмические рисунки, характерные для моторик-краутрока, традиционной индо-ориенталистской музыкальной культуры и современной рэйв-электроники; тембральные аудио-текстуры, используемые в синтезаторной музыке различных направлений и в транс-электронике; игры со словоформами и фонемо-мелодикой в духе битнического авангарда и поп-арта; воздействие акустических частот на психику и способность восприятия музыкальных гармоний; приёмы и методы «алеаторической вариабельности», «сериализации», «спатиализации», «пространственной локализации» музыки и всего того, что воплощали в жизнь отцы-архитекторы «нового музыкального искусства» XX века. Я к тому, что при всей кажущейся простоте, альбом слушать нелегко – прежде всего в силу довольно резко-радикальных, буквально «кибер-панковских» подходов Dr. Koch к архитектонике композиции, аранжировки и звука. Давление на психику весьма ощутимо, но происходящее на “Vibrations From The Cosmic Void” затягивает и восхищает своим новаторством. Причём два бонус-трека CD-версии – это 20-минутный дрон-эмбиент скейп “Mirrorspace” и 7-минутный синт-секвенированный скейп “Milchstrasse 14, Köln” – номерам основной программы в этом смысле ничуть не уступают.

Итак, “Vibrations From The Cosmic Void” оказался интересным, весьма смелым и вариабельным альбомом. Он не для широкой публики, я полагаю, и не для поклонников «песенного» краута. Но слушатель, интересующийся в широком смысле креативно-экспериментальной аудио-художественной эклектикой и инновациями в области гибридной и полиморфной музыки, нео-авангарда, моторик-краутрока и синт-спэйс-краута – наверняка многое для себя откроют и оценят эту работу по достоинству. Посему – рекомендую настоятельно!



Альбом “Live At Rheinkraut Festival Düsseldorf 2018” (официального полного стриминга опять-таки нет, зато первую часть альбома можно послушать в видео-формате полностью, см. выше) можно назвать своеобразным компаньон-релизом “Vibrations From The Cosmic Void”. Но это совсем иная стилистическая и художественно-исполнительская история. VIBRAVOID на этом альбоме представлены как трио: Christian Koch (гитара, вокал), Frank Matenaar (барабаны) и ветеран сцены Ufo Walter, участник групп NICHTS и RIMAAK (бас). А материал, как и следует из названия, исполняется с концертной сцены без каких-либо последующих редактур-овердабов. Запись сделана 16 февраля с.г., то есть это самый свежий «концертник» группы. Состоит он всего из 2 треков: 47-минутная импровизация “Your Mind Is At Ease” (это диск 1) и 70-минутная импровизация “Ballspeaker” (это диск 2).

Vibravoid

Оригинальная студийная версия “Your Mind Is At Ease” фигурирует на альбоме “The Politics Of Ecstasy”, который в 2008 году выпускался на Nasoni Records – исходная продолжительность студийного трека 22 с половиной минуты. Так что, удлинив номер в два раза, VIBRAVOID сразу же наглядно продемонстрировали, что такое настоящий краут-импровизационный подход. По факту, особых отклонений от оригинала не наблюдается – это всё тот же эйсид-рок-трип в соединении среднетемповой краут-ритм-бит моторики и текстурного индо-ориенталистского рага-рока. Только инструментальная часть, следующая за непродолжительным фрагментом с речитатив-вокалом изрядно удлинена: ритм-секция размеренно массирует грувовую пульсацию, а Christian Koch демонстрирует навыки игры на своей «кастомной» электрогитаре и возможности арсенала своих дивайс-педалей. Имитировать ситар, играть рага-соло и раскручивать хоровод текстурных лупов ему удаётся превосходно. И при этом, замечу, он вполне обходится без синтезаторов. Но, как выяснилось, всё это только «цветочки», а настоящие «ягодки» слушателя поджидают на следующем диске.

Vibravoid

Студийный оригинал композиции “Ballspeaker” представлен на дебютном альбоме VIBRAVOID, который под названием “2001 (Love Is Freedom)” выпускался в 2000-ом Triggerfish Music и переиздавался Nasoni Records в 2001-ом. Продолжительность оригинальной версии – всего 7 с половиной минут. В этой концертной версии – к слову, не первой – музыканты удлинили её десятикратно. Вот это, я понимаю, размах! При таком подходе к делу из любой вещицы MOTLEY MOTION, VOID FORUM (это самые ранние инкарнации группы) и VIBRAVOID рубежа 90-00х можно сделать отдельный альбом! Но шутки в сторону… “Ballspeaker” – вещица темповая. И заинтригован я был совсем нешуточно: выдержат ли музыканты моторную динамику исполнения все 70 минут, и что вообще они предложат в столь продолжительном импровизационном сете? Услышанное, признаться, меня изумило. Ветераны сцены хороши как никогда. Связка Ufo Walter и Frank Matenaar великолепна. А Christian Koch, как ритм-н-соло гитарист-импровизатор и думающий бэнд-лидер просто бесподобен! Минуте на десятой он уходит в тень и изящно отдает первый план бас-гитаристу, который фактически ведёт импровизацию последующие пятнадцать минут. Темп трио сбрасывает первый раз лишь к середине трека: композиция трансформируется в гулко резонирующий дрон-скейп, но очень ненадолго. Вскоре всё возвращается на «краут-моторные» круги своя, да ещё и с возродившимся вокалом. Моторную динамику трио прервёт ещё только один раз и закончит свой «монстр-джем» на жизнеутверждающем подъёме к вящей радости вынырнувшей из продолжительного транса публики. В общем, с серьёзной даже для молодого исполнителя нагрузкой VIBRAVOID справились блестяще.

Vibravoid

Замечу так же, что звук этого концертного альбома спродюсирован превосходно и едва ли уступает качеству студийного “Vibrations From The Cosmic Void”. Ну а то, что Dr. Koch в принципе предпочитает громкий, резкий и агрессивный саунд – это своеобразный вызов той самой реальности, с которой артисту волей-неволей приходится взаимодействовать.

Альбомная пара “Vibrations From The Cosmic Void” и “Live At Rheinkraut Festival Düsseldorf 2018” хороша тем, что позволяет слушателю оценить феномен VIBRAVOID в двух разных измерениях: в одном – в качестве индивидуального, концептуально-экспериментального и идейно-опытного проекта; в другом – как коллективный, спонтанно-импровизационный, энергетически заряженный, сценический акт. Так что, даже если вам не особо близки «концертные импровизации по мотивам проверенных временем песен», я всё же рекомендую приобрести в коллекцию сет из двух альбомов. Аплодисменты Dr. Koch и Stoned Karma Records!

На сайт Stoned Karma Records | VIBRAVOID на Facebook