вторник, 1 мая 2018 г.

The Dustman Dilemma "On Second Thought" (2018)

Сегодня о релизе не просто долгожданном, но, можно сказать, о релизе, который поклонники и коллекционеры авант-прог-рока уж и отчаялись ждать. Речь пойдёт о новом альбоме французской группы THE DUSTMAN DILEMMA из города Кан в Нижней Нормандии.

The Dustman Dilemma

“On Second Thought”, выпущенный на компакт-дисках французской независимой ассоциацией из Кана L'étourneur в апреле сего года, – всего лишь второй альбом в дискографии группы, которая в той или иной форме существует уж лет семь. Напомню, что дебютный альбом THE DUSTMAN DILEMMA под названием “First trip to the Roaring Plains” выпускался на компакт-дисках в 2012 году независимым Baboon Fish Label из нижне-нормандского города Эрне. И собственно, состав самих THE DUSTMAN DILEMMA был сформирован из музыкантов, участвующих в других коллективах, что подвизались и издавались на том лейбле. О судьбе и перспективе коллектива практически ничего не было известно, но вот, новый альбом.



40-минутный “On Second Thought” включает 7 новых композиций, записанных существенно изменившимся составом. THE DUSTMAN DILEMMA на этой записи – это секстет: участники оригинального состава – Virgile Delesculier (бас), Samuel Frin (саксофоны, бэк-вокал) и Nicolas Tritschler (ударные, вокал) – теперь играют с Pierre Blin (клавишные), Bruno Godard (фагот) и Jocelyn Debart (скрипка). Обращаю внимание на то, что помимо своих основных инструментов Nicolas Tritschler, Samuel Frin и Pierre Blin также играют на множестве вспомогательных, поэтому аранжировки музыки отнюдь не ограничены официально указанным инструментарием. В арсенале нынешнего состава в качестве основного инструмента отсутствует электрогитара (на дебютном альбоме на ней играл ныне отсутствующий Maxime Métais из группы Nooumena). Для тех, кто нерегулярно следит за происходящим в славном «нижне-нормандском рок-андеграунде» (своего рода «нормандская школа» французского рока), пожалуй, стоит назвать самых «заслуженных» участников нового состава. Samuel Frin является действующим музыкантом групп Les Yeux De La Tête, они же Mosca Violenta и Hey Ho Anonimo; также он пел на альбоме группы Rhùn “Ïh” и саксофонил на альбомах группы Guns Of Brixton. Pierre Blin – участник группы Nooumena, а также создатель сольного проекта Heart In Mouth. Впрочем, все действующие музыканты THE DUSTMAN DILEMMA играют где-то ещё и ведут весьма активный художественно-сценический образ жизни.

The Dustman Dilemma

Свою музыку старожилы коллектива определяют как «нарративный психо-рок». Что сие означает? С лёгкой руки уважаемых «коллабораторов» Прог-Архивов THE DUSTMAN DILEMMA получили условную известность как группа, исполняющая (цитирую) «заряженный инструментальный авант-рок, приправленный дерзким саксофоном и джазовыми текстурами». Ключевое слово в приведённом описании – «инструментальный». На самом деле, реальное положение вещей в коллективе не совсем таково. Отдельные композиции группы действительно могут иметь полностью инструментальные формы, но они являются лишь фрагментами концептуального альбомного драматургического целого. А в этом драматургическом целом очень важную роль играет вокально-лирическая часть (кстати, на альбоме “First trip to the Roaring Plains” лирического текста нет лишь в 2 номерах из 6), которая исполняется на английском языке в манере, близкой к французскому «нувель-шансон» (nouvelle chanson), либо в театрализовано-ролевом стиле мелодекламации. Принимая во внимание сюрреалистический характер лирики и её место в общем музыкально-художественном контексте, я рискну предположить, что в этом и заключает причина, по которой авторы называют своё творчество «нарративным психо-роком» (кстати, «психо» в данном случае подразумевает скорее «психологический», чем «психоделический»). В общем, всё далеко не так просто в лагере THE DUSTMAN DILEMMA, что и делает их новый альбом заведомо привлекательным для любителей сложных форм и хитроумных содержаний, шарад и ребусов, эзопова языка и сатиры, а также театрализованного авангардистского джаз-рок-хэппининга.

The Dustman Dilemma

Итак, “On Second Thought”… С первой же композиции, носящей то же название, что и альбом, THE DUSTMAN DILEMMA погружают нас в удивительный мир сюрреалистической сказки-притчи для умных взрослых: плавное кружение клавишных и саксофона, мягкий грув ритм-секции и мелодичный, немного грустный и усталый вокал. По стилистике композиция очень близка к эдакому вечернему пост-джаз нуару – расслабленному и, пожалуй, успокаивающему. Если бы не нарастающие под занавес первого акта тревожные интонации в голосах задействованных инструментов… Беспокойные нотки, обозначенные в предшествующей пьесе, подхватываются, развиваются и переносятся на новый уровень в “Facing the Dilemma”. Это полностью инструментальная, динамичная композиция с доминирующим присутствием духовых, по стилистике – отличный прог-фьюжн с лёгким авангардным флёром… За этой пьесой следует полутора-минутная инструментальная миниатюра “Resignation” – возвращение к утомлённому пост-джаз нуару вокруг репетитивной басовой фразировки… В “Beyond the Veil” авансцену вновь занимают электро-пианино и саксофон, неспешно вальсирующие под ровный средне-темповый грув ритм-секции. Вскоре к ним присоединяется лирический вокал на два гармонизированных голоса. Напряжение постепенно нарастает, страсти накаляются, спираль повествования раскручивается, а стилистический акцент в очередной раз смещается – на этот раз в направлении захватывающего модернистского авант-прог-фьюжн-рока…

The Dustman Dilemma

До завершения постановки ещё три акта – “Back and Glad”, “Definitely Hammered” и “Foresigh”. Но я, пожалуй, своё по-этапное изложение развития сюжетной фабулы и модификаций музыкально-стилистического контекста альбома на том завершу, дабы не портить интригу. Поверьте, дальше всё будет ещё затейливее и причудливее… Но излагать это в словах – дело крайне пустое и неблагодарное. Такую музыку, как у THE DUSTMAN DILEMMA, нужно слушать и должно переслушивать, внемля своему собственному индивидуальному отклику-резонансу. Свою же задачу я вижу преимущественно в том, чтобы подвести читателя-слушателя к пониманию того, что… во-первых, “On Second Thought” является цельно-завершённым концептуально-драматургическим произведением; и во-вторых – для наилучшего восприятия-понимания музыки, альбом лучше слушать, не отрываясь и не отвлекаясь, желательно с либретто перед глазами. В этом случае канва повествования будет постепенно складываться воедино, дополняясь соответствующими драматическим образами, декорациями и подробностями. И удовольствие новый альбом коллектива принесёт огромное!

The Dustman Dilemma

При условии, конечно, что нетривиальная и нетрадиционная, полиморфная и полифоническая музыка на пересечении различных жанров и стилей вам близка. В принципе, новый альбом продолжает художественно-эстетическую линию, обозначенную авторами ещё шесть лет назад. Однако свои особенности у нового альбома безусловно есть. В заключение скажу, что при всём своём новаторстве THE DUSTMAN DILEMMA продолжают делать музыку в общем-то вполне слушабельную и приятную, чему немало способствует усиление значимости в общем музыкальном контексте пресловутого «наративно-вокального» элемента, который на новом альбоме в ещё большей степени уподоблен театрализованному нувель-шансону. Очень любопытный опыт, причём в современном французском рок-авангарде явно приобретающий характер «субжанрового тренда»… Одним словом, Браво! Мои поздравления авторам и их издателю по случаю отменного альбом-релиза. И самые настоятельные, разумеется, рекомендации российским меломанам!

The Dustman Dilemma

P.S. Экземпляры CD-альбомов THE DUSTMAN DILEMMA – “First trip to the Roaring Plains” (2012) и “On Second Thought” – очень скоро будут доступны в каталоге мэйл-ордера R.A.I.G.

Слушать/скачивать на Bandcamp | THE DUSTMAN DILEMMA на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий