Вторая приобретённая новинка от Constellation Records – естественно, новый альбом культовых GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR.
|
Godspeed You! Black Emperor |
Напомню, что этот инструментальный рок-экспериментальный ансамбль был создан в Монреале в 1994 году; название его скопировано с чёрно-белой кинодокументалки японского кинорежиссёра Мицуо Янагимати, рассказывающей о байкерах клана «Чёрный император». В том же году в составе трио Efrim Menuck, Mike Moya и Mauro Pezzente был записан и самостоятельно выпущен на магнитофонных кассетах демо-альбом “All Lights Fucked On The Hairy Amp Drooling”. В 1997-ом GY!BE присоединились к новосозданному монреальскому рекорд-лейблу Constellation, одновременно подписав контракт с американским Kranky Records; расширили состав, превратившись в активно концертирующий акт со свободным участием; и выпустили свой первый полноформат “F# A# ∞”. За ним последовали: 7-дюймовый сплит-винил с группой Fly Pan Am (1998), EP “Slow Riot For New Zero Kanada” (1999), второй полноформат “Lift Your Skinny Fists Like Antennas To Heaven” (2000) и третий полноформатный альбом “Yanqui U.X.O.” (2002). В 2003-ем музыканты объявили, что берут творческий тайм-аут на неопределённый срок в связи с увлечённостью участников другими проектами (их усилиями были созданы и получили известность группы Thee Silver Mt. Zion, Fly Pan Am, Hrsta, Esmerine, Set Fire To Flames и др.). На сцену GY!BE вернулись только в 2010-ом; успешно съездили в туры по Великобритании и Соединенным Штатам; ещё через два года выпустили четвёртый полноформат “Allelujah! Don't Bend Ascend” (2012), а ещё через три года 7-дюймовку “We Drift Like Worried Fire” (2015, на лейбле Joyful Noise) и пятый полноформат “Asunder, Sweet And Other Distress” (2015). 22 сентября с.г. – официальная дата релиза “Luciferian Towers”, шестого полноформатного альбома в дискографии GY!BE.
44-минутный альбом включает 4 инструментальные пьесы (“Undoing A Luciferian Tower”, “Bosses Hang” в 3-х частях, “Fam / Famine” и “Anthem For No State” в 3-х частях). Записывал и сводил материал Greg Norman; мастеринг готовил Harris Newman. Исполнительский состав GY!BE на этом альбоме хорошо знаком: Efrim Menuck (гитара, орган), Michael Moya (гитара), Mauro Pezzente (бас), David Bryant (гитара), Thierry Amar (контрабас, бас), Aidan Girt (ударные), Sophie Trudeau (скрипки, орган) и Timothy Herzog (ударные). В первой композиции альбома также играют Bonnie Kane (саксофон, флейта, электроника) и Craig Pederson (труба).
Что ж, каждая новая запись GY!BE – это очередная моя личная попытка постичь загадочный для меня феномен широкой популярности и востребованности музыки группы. Как бы ни относится к её художественным достоинствам или недостаткам, как бы ни оценивать уровень новаторства, креативности и прогрессивности коллектива, факт остаётся фактом – из исполнителей конца 90-х очень немногие могут сравнится с GY!BE по части столь сокрушительного влияния на дальнейшее развитие мировой рок-музыки как жанра и на формирование национальной рок-сцены. И едва ли кто-то ещё из музыкантов этого поколения может похвастаться тем, что стал праотцом действующей «музыкальной школы» (я имею в виду т.н. «монреальскую школу экспериментал-рока», сложившуюся вокруг GY!BE и Constellation Records).
|
Efrim Menuck of GY!BE |
И тем загадочней феномен! Поскольку GY!BE всегда создавали музыку «не для всех» – без лирических виршей и броских мелодий, слишком внеформатную, путанную и изощрённую, эстетскую и негативистскую, хмурую и, если угодно, нездоровую. Музыку, которая к тому же является проводником анархо-синдикалистских взглядов Efrim Menuck (было дело бдительное ФБР даже заводило на GY!BE дело о причастности к «экстремизму и террористической деятельности»… дело, правда, быстро закрыли, списав на досадную ошибку…). Только не говорите мне, что таков «пост-рок»! Истинные пост-рокеры тоже, конечно, экспериментаторы. Но в массе своей все они – совершенно безобидные энтертейнеры для представителей «нового потерянного поколения», эдакие печальные и удручённые романтики-мечтатели. О GY!BE такого никак не скажешь. А если уж говорить о жанрах и субжанрах, то GY!BE гораздо ближе к категории «контемпрери-классикал», переведённого на язык композиционного-текстурного, прото-оркестрованного и изобразительно-синематического рока.
|
Godspeed You! Black Emperor |
Писать о музыке GY!BE сложно. Да и в любом случае о музыке пишут для того, чтобы её слушали… “Luciferian Towers”, как и любой иной альбом группы, нужно слушать. И слушать очень внимательно, отбросив любую предвзятость и забыв о любом «авторитетном мнении». Тем не менее, позволю себе сообщить следующее: многое из ключевых компонентов художественно-музыкальной эстетики коллектива на новом альбоме представлено. Например, авторы вновь призывают прекратить любые экспансии за рубеж… открыть границы… положить конец сложившемуся тюремно-индустриальному комплексу… повсеместно обеспечить права людей на медицину, жилье, еду и воду… лишить права голоса «грёбаных» экспертов и политиканов, разрушающих мир… обеспечить процветание трудящихся… и возводить баррикады, если перечисленные требования не будут услышаны… Всё это изложено в пресс-ките к новому альбому GY!BE. А музыка, записанная на альбоме, по-прежнему являет собой безмолвно-инструментальное музыкалистское выражение этого манифеста, написанного, как указано, с надеждой на то, что осознание необходимости коллективной борьбы с хозяевами-поработителями таки будет услышано…
|
Godspeed You! Black Emperor |
Что касается самой музыки, то да – это инструментальный композиционного-текстурный и изобразительно-синематический экспериментал-рок. В мощном, насыщенном, распахнутом, прото-оркестрованном саунде, с постоянными интерполяциями из современной академической музыки, очень сложными интерсекционными партиями гитар, скрипки, клавишных и (на «гостевом» треке) духовых инструментов. Должен, однако, заметить, что “Luciferian Towers” производит впечатление одного из самых позитивистских альбомов в дискографии группы. Авторы избегают острых нойз-риффовых атак, не усугубляют текстурный контекст мрачными и зловещими дрон-шумами и мелодические рисунки своих пьес делают более доступно-народническими… будто действительно решили достучаться до пассивно-инертного человечества, комфортно сибаритствующего в дорогих хэдфонах и лениво слушающего новый альбом GY!BE (ну удивите меня чем-нибудь эдаким, любезные канадские анархо-инструменталисты… ну, всё это я уже слышал… ах, скучно мне, скучно…).
|
Godspeed You! Black Emperor |
Вслушайтесь в “Undoing A Luciferian Towers”, и услышите то-то похожее на вальс или шотландский фолк-бофи в переложении для симфо-оркестра, фри-джаз-бэнда и рок-группы – причём с дублированием ритм-секции. Первая часть “Bosses Hang” тоже выстроена вокруг какого-то фолк-мотива, который получает неожиданное минималистко-репетитивное развитие во второй части, а к третьей части набирает объем, усиливает динамику композиционной прогрессии и перерастает в темповый почти прог-фьюжн. “Fam/Famine” – это своеобразная электро-акустическая атмосферно-настроенческая реприза-интерлюдия, разделяющая две эпические сюиты альбома и способная нимало порадовать поклонников чембер-рока. Хрупкой, нежной и романтической мелодией открывается “Anthem For No State”, во второй части мелодия трансформируется, а в третьей приобретает оркестрованный объём и размах, звучит эпично, картинно, выразительно, дерзко, вызывая ощущение органической связи с наследием великого маэстро Эннио Морриконе…
|
Sophie Trudeau of GY!BE |
Альбом ошеломил буквально с первого же прослушивания. А с каждым новым – открывал всё больше тонких граней музыки GY!BE. Признаться, ни одна из записей группы после релизов 1997 и 2000 годов не оказывала на меня столь сильное воздействие. Удалось ли мне продвинуться в исследовании природы феномена популярности и успеха музыки группы? Увы, нет. Потому что “Luciferian Towers” по-прежнему являет эстетскую музыку «очень не для всех». Утверждениям, высказанным в рецензии уважаемого “Pitchfork”, о том, что GY!BE якобы «растеряли заряд злого нонконформизма» и «грустно смотреть, как они уходят от идеи музыки-угрозы и музыки-вызова», что коллектив «вместо разрушения башен, занимается строительством убежища среди руин», что их новая работа «не столь сложна, как прежние альбомы»… не доверяйте! Обязательно послушайте альбом сами – в максимально возможном качестве – настоятельно рекомендую!
|
Godspeed You! Black Emperor |
Ну а заключение приведу рейтинговую сводку альбомов GY!BE, представленных на том же “Pitchfork”. Рейтинг нового альбома “Luciferian Towers”: 7.3 из 10. У альбома “Lift Your Skinny Fists Like Antennas To Heaven” (2000) рейтинг 9.0; у “Yanqui U.X.O.” – 5.6; у “Allelujah! Don't Bend Ascend” (2012) – 9.3 (к слову, именно это альбом группы был удостоен национальной канадской премии Polaris Music Prize «за наивысшие художественные достоинства музыкального произведения, вне зависимости от жанра и объёма продаж»); у “Asunder, Sweet And Other Distress” – 7.6. Любопытно весьма…
Слушать/скачивать на Bandcamp |
фан-страница GY!BE на Facebook
Хотя группа одна из любимых но в этот альбом пока въезжаю с трудом - вроде все это уже слышал, а вот новый альбом esmerine понравился сразу и нравится на данный момент больше чем собственно сами gy!be
ОтветитьУдалить