среда, 10 мая 2017 г.

Krautwerk "Computerrock" (2017)

Nico Seel
Поклонники моторик-краутрока наверняка уже знают, что на июль месяц сего года на гамбургском рекорд-импринте Bureau B запланирован выход на виниле и компакт-дисках альбома под названием “Krautwerk”. Это результат партнерства двух легендарных немецких музыкантов – Eberhard Kranemann (он же Fritz Müller, участник групп Pissoff, Kraftwerk, Neu!, Homme Pomme, Haldol, Bluepoint Underground и др., автор дюжины сольных и коллаборационных альбомов) и Harald Grosskopf (известен как барабанщик групп Wallenstein, The Cosmic Joker, Ash Ra Tempel, Ashra, Kosmische Kuriere, партнер Klaus Schulze, участник множества проектов и автор семи сольных альбомов). Это действительно событие в мире краут-музыки – и дело не в культовых именах участников, а в том, что, судя по крутящимся в сети сниппетам, “Krautwerk” представит новую оригинальную концепцию музыки и звука. Дуэт ветеранов сейчас активно гастролирует с концертами в поддержку альбома…

Но разговор об альбоме “Krautwerk” еще впереди. Сегодня же речь пойдет о проекте KRAUTWERK – еще одном немецком «краутовом уан-мэн-бэнде». Учредил его года три назад молодой экспериментатор-гитарист Nico Seel, проживающий в городке Фокбек в земле Шлезвиг-Гольштейн. В настоящее время он также является единственным участником некогда-группы THE SPACE SPECTRUM и выпускает экспериментальную музыку сольно. А затеять еще один «сам-себе-ансамбль» его подтолкнула конкретно любовь к творчеству группы Neu!. За пару лет в рамках проекта выпущено в цифре уже шесть альбомов: “1971” (2014), “1972” (2015), “1973: Demos & Rarities” (2016), “1974” (2016), “1975” (2016) и недавний “Computerrock” (2017).



Ди-ай-уай умельцев, лабораторно занимающихся краут-музыкой, по всему миру сейчас разбросано велико много, что, очевидно, обусловлено технологической простотой изготовления краут-музыки. Условно я бы разделили их на две категории…

Первая – это действительно творческие индивиды (например, Johannes Schulz ака Vintage Cucumber), которые «краут» воспринимают как идейную платформу для теоретико-академических, психо-акустических и кроссжанрово-стилистических изысканий, подчас весьма рискованных и инновационных; вторая – это те, кто из эстетическо-музыкальной теории «краута» вычленил лишь одну, самую простую составляющую – моторную бит-ритмическую репетитивность, которая очень легко программируется на любом персональном дивайсе и по большому счету не требует от исполнителя ни особых навыков исполнения, ни воображения (воздержусь от примеров).

Krautwerk

Что касается KRAUTWERK, то здесь все честно и все прозрачно. Проект изначально позиционируется как «трибьют Neu! и ранним Kraftwerk». Из довольно обширного наследия этих групп при желании можно бесконечно заимствовать какие-то отдельные фразировки, паттерны, минималистические мелодические скетчи и пр., пропускать и обрабатывать их в компьютерных программах, растягивать, резать, склеивать, дописывать и строить из секундных сниппетов получасовые транс-скейпы (как правило, их делают 20-минутными, чтобы умещалось на сторону винила). Первопроходцы краут-музыки, как правило, были весьма образованными и утонченными искателями (например, тот же Eberhard Kranemann является выпускником Дортмундской консерватории по классу контрабаса, прекрасно знает и легко исполняет музыку Баха и Моцарта): для них эксперименты с ритмической организацией музыки, мелодико-гармоническими рядами, с распределением звука и т.п. были прямо связаны с идеей «музыки будущего». Большинство же современных краут-исполнителей столь широким художественным кругозором, увы, не обладает: их главная мотивация – сделать так «как у… (вставьте любимого краут-исполнителя 70-х)». Забавно, что иногда ими тратятся месяцы и годы на то, чтобы приблизиться к тому, что по сути для краутера-шестидесятника является лишь «промежуточным результатом проб и ошибок»… Впрочем, всякому свое и каждому по заслугам.

Но если все же говорить о том, что оставит о себе в музыке нынешнее поколение «революционеров музыкального андеграунда», то вот, например, оставит 43-минутный альбом “Computerrock” из 5 инструментальных мотор-краутовых пьес. Компьюторное драм-программирование, синтезатор, бас-гитара, гитара, запись, сведение и оформление – все Nico Seel. И замечу, что с точки зрения уровня исполнения и продюсирования звучит альбом на порядок качественнее предшествующих трудов. Стало быть, мастерство автора растет, и это не может не приветствоваться. Что до содержания, то лучше в него не вникать и ассоциаций-аналогий не строить (хотя есть, конечно, с кем и чем). На самом деле все просто в этом музыкальном мире – если вам нравится, то лучше оставить в покое вопросы авторской компетентности, мотивации, добросовестности… и просто получать удовольствие. Ну а если затягивающий-завораживающий бит-грув, размеренный постук-позвякиванье про-ударных, повторяющаяся фразировка минимализированной гитары, таинственные вздохи-сполохи синтов и т.п. вас утомляют, то просто не слушайте – не потеряете ровным счетом ничего.

Я же послушал с удовольствием… кстати, как терапевтическое антистрессовое слушание, альбом работает наилучшим образом. Молодец все-таки Nico Seel – вырос изрядно на музыке краут-легенд, как исполнитель, и авторский альбом сделал-таки хороший. Осталось дождаться обещанного “Krautwerk” от Eberhard Kranemann + Harald Grosskopf. Что же такого «неслыханного» гранды-семидесятники нам покажут?

Слушать/скачивать на Bandcamp

Комментариев нет:

Отправить комментарий