вторник, 14 августа 2018 г.

Lucy "Lucy" (2018)

Знакомьтесь с бразильской «супергруппой» инструментального прог-фьюжн-рока под названием LUCY.


Родилась она в Сан-Пауло осенью 2016 года. Это – трио, в составе которого играют очень известные и опытные профессиональные музыканты, которые с начала 70-х годов выступали в различных бразильских рок, джаз и поп формациях, создавая то, что сейчас можно назвать «бразильской школой прогрессивного джаз-рока». Итак, LUCY – это: композитор, аранжировщик и гитарист Mauricio Nacif (играл в составах URSA MAIOR и JAZZCO, а также во множестве других джаз-фьюжн коллективов); барабанщик Malcolm Oakley (играл в группах URSA MAIOR, AZUL 29, VOGA, ZERO и др.); бас-гитарист Beto Birger (участник NAU, ZERO и многих прочих ансамблей). Весной этого года сии достойные мужи, согласовав свои рабочие планы, записали в Wah Wah Studio 10 авторских инструментальных композиций, объединённых в 44-минутных альбом “Lucy” (в некоторых источниках его также называют “World of Lucy” по названию серии комиксов, публикацией которых сопровождалась работа над альбомом).



Альбом вышел на компакт-дисках в августе с.г. Продюсировали его участники трио самостоятельно. В 4-х номерах с LUCY играет известный бразильский саксофонист Mário Aphonso; ещё в 2-х гостевым участием отметились перкуссионист Adriano Busko и гармонист Guappo Sauerbeck. На выходе – отличный инструментальный прог-фьюжн в комбинаторике различных направлений мировой прог-рок и джаз-рок сцены 70-80-х (в числе основных влияний музыканты называют музыку King Crimson, Miles Davis, Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever, Yes и Genesis), а также традиционалистского латино-фьюжн.

Lucy

Какое место LUCY занимают на бразильской прог-фьюжн сцене? Несмотря на перечисленные выше влияния, коллектив исполняет музыку весьма самобытную и индивидуальную. Пожалуй, коллектив несколько ближе к классической «ю-эс» прог-фьюжн традиции, чем, скажем, мои персональные фавориты субжанра Pequeno Céu из Белу-Оризонте (см. рецензию), и располагается абсолютно в той же эстетической нише, что и их земляки Dialeto (см. заметку об их последнем студийном альбоме). Lucy и Dialeto – и с точки зрения возраста, опыта, исполнительского мастерства участников, и в ракурсе занимаемой жанрово-стилистической ниши – группы очень и очень близкие. Различия между ними относятся к разряду специфики творческого мышления. У Dialeto последний альбом авторской музыки датирован 2013 годом (это “The Last Tribe”, выпускавшийся через MoonJune Records): в последние годы группа отдаёт предпочтение интерпретированию чужого материала. Если прог-фьюжн вариации на основе музыки Белы Бартока (альбом “Bartók in Rock”, выпускавшийся Chromatic Music) вызвали у меня самую позитивную реакцию, то концертный альбом этого года “Live with David Cross” откровенно разочаровал популистской тривиальностью художественного подхода (хотя не могу не признать, что художественный популизм и в наше время остается самым действенным инструментом для скорейшего достижения популярности и успеха). Впрочем речь, не о Dialeto (уж извините, не мог не высказаться по поводу их последнего опуса, коль скоро повод представился… а писать отдельную рецензию на такой альбом просто времени жалко), а о дебюте LUCY.

Lucy

Так вот, LUCY, с одной стороны, вполне традиционны для занимаемой ими стилистической ниши, да и корни их музыки вполне читаемы; с другой стороны – музыку они играют (пока, во всяком случае) авторскую, при этом явно стремятся привнести в классическую традицию субжанра известную оригинальность. Что находит выражение не только в обращении к бразильскому этно-фьюжн, но и в активном использовании в аранжировках пьес экспериментально-текстурной синт-электроники (на синтезаторе, к слову, играет гитарист трио). Выделить из альбомной программы пару-тройку самых эффектных номеров лично я не возьмусь – все композиции понравились без исключения, хотя музыка у коллектива вариативна и достаточно эклектична. LUCY звучат мощно, полифонично, грувово, насыщенно и захватывающе красочно, когда играют в формате квартетов – с саксофонистом (это “Friendship”, “Toast”, “Miles” и “Brooklyn”), или с перкуссионистом (это “Desert Sand”), или с гармонистом (“Even or Odd”). Возможности инструментального разноголосья в этих случаях они используются максимально, не только для формирования прото-оркестрованного саунда и выстраивания элегантных диалогов-дуэтов, как в случае привлечения саксофониста или гармониста, но и для смещения стилистического акцента в область этно-фольклорной и даже ориенталистско-психоделической экзотики, как в случае альянса с перкуссионистом. В номерах, исполненных базовым составом трио без гостей (это “Them”, “Open Sky”, “Gypsy” и “Gates”), художественный нерв несколько этой – это, прежде всего, необъятное поле для воплощения гитарных и синтезаторных фантазий и ассоциаций в исполнении Mauricio Nacif. Однако ритм-секция Beto Birger и Malcolm Oakley отнюдь не ограничивает себя грувовой поддержкой лидера-гитариста – оба музыканта принимают самое деятельное участие в созидании-оформлении композиционных структур, и их игра во многом определяет направление для прогрессивно-поступательного развития каждой пьесы. В этой своей ипостаси LUCY создают восхитительно подвижные и многомерные аудио-музыкальные фантасмагории, не лишённые лёгкого сатирического шарма.


Именно в ключе юмора и сатиры стоит воспринимать на первый взгляд зловещую «думстерскую» обложку альбома. Но достаточно связать музыкальные картинки LUCY с графическими иллюстрациями из сопутствующего еженедельного комикса «Мир Люси», и всё встанет на свои места: череп на обложке принадлежит мрачному скелетону-антагонисту комикса, который вожделенно охотится за сексапильной красоткой Люси, а по совместительству является талисманом группы… В общем, LUCY – это отнюдь не «свадебно-генеральская», но абсолютно «актуальная» супер-группа с индивидуальным подчерком, исполняющая феерический инструментальный прог-фьюжн-рок в оригинальном прочтении, обусловленном особой мифологией и специфическим образно-драматургическим рядом. Браво, Люси! Мои искренние поздравления авторам по случаю отличного альбома. И самые настоятельные рекомендации слушателям, интересующимся современным прог-фьюжн инструменталом. Ждём продолжения!

Lucy

Слушать/скачивать на Bandcamp | LUCY на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий