пятница, 10 августа 2018 г.

Koi Kingdom "Menagerie" (2018)

Согласно музыковедческим справочникам, камерная музыка – это музыка, которая исполняется малым коллективом музыкантов. И каждая отдельная партия в ней играется только одним инструментом или голосом. В отличие, скажем, от оркестровой музыки, в которой ту же партию могут играть несколько инструментов в унисон. Канонические инструментальные составы камерных ансамблей сложились исторически – например, фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет и пр. Однако в камерный ансамбль может входить и до двух десятков музыкантов, и даже больше – это то, что называется «камерным оркестром»… Так вот, сегодня я приглашаю послушать австралийское камерно-инструментальное трио из Мельбурна под названием KOI KINGDOM.

Koi Kingdom

Гитарист Marcos Villalta, саксофонистка Cheryl Durongpisitkul и контрабасист Stephen Hornby начали выступать вместе в 2016 году. Но несмотря на молодой возраст, все трое уже зарекомендовали себя как талантливые композиторы и исполнители с серьёзным академическим бэкграундом, записывающиеся как сольно, так и в составе различных ансамблей. В прошлом году, в частности, сольный альбом “Follow Me Through The Red Ash” выпустила саксофонистка: другие участники трио в его записи тоже участвовали. Точно также как и все трое музыкантов участвовали в записи альбомов групп BAT COUNTRY, где играет контрабасист, и MAKA KHAN, которую возглавляет гитарист. В общем, KOI KINGDOM неразлучны, а в начале августа этого года они выпустили и дебютный альбом трио.



9 инструментальных композиций, составивших без малого 63-минутный альбом “Menagerie”, записывались в Homestead Studio (звукорежиссёр Tom Robinson) и сводились в Paper Mache Studio (звукорежиссёр Phil Rex). Играют KOI KINGDOM колоритный композиционно-импровизационный джаз-уорлд-фьюжн модерн – абсолютно «камерный» по сути своей.

Koi Kingdom

В исполнительском арсенале коллектива всего три инструмента – гитара, саксофон и контрабас. Причём электрическое подключение использует только гитарист. Музыка KOI KINGDOM полностью инструментальна, хотя изредка музыканты вокализируют (как например, в “Cloud Forest”) и даже читают нарратив (в “Gliese 667 Cc”). Некоторая девиация от традиционной «камерной» концепции наблюдается лишь в те отдельные моменты, когда гитарист и саксофонистка исполняют унисон-дуэты. В стилистическом ракурсе композиции на альбоме условно можно разделить на две группы: те, что ближе к классическому джаз-фьюжн (отмечу “Peg Castle” и “Three Little Koi”), и те, в структурах которых более ощутимы влияния национальных музыкальных традиций Бразилии, Кубы, Индии, Балкан и других стран (например, “Corey T”, “Way Station” и “Head Back Smoking the Sun”). Как и должно в хорошей джаз-фьюжн музыке, композиционная часть любой пьесы трио изобилует интересными деталями, а сама структура всегда остаётся открытой для перехода в фазу тематической импровизации.

Koi Kingdom

Должен сказать, что, окажись вы на каком-нибудь европейском, а тем паче латиноамериканском, фестивале «уличных бэндов», то, бродя по улочкам и площадям неспящего города, наверняка бы услышали десяток-другой камерно-уличных ансамблей, очень похожих на KOI KINGDOM… Похожих, но едва ли идентичных. Австралийское трио исполняет музыку весьма самобытную и, я бы сказал, утончённо эстетскую – для тех, кто предпочитает в музыке академическую камерность. То есть любит по-старинке слушать два, три, максимум четыре индивидуальных инструментальных голоса, которые неспешно ведут между собой «светскую беседу», звучат всегда с достоинством и внятно, соблюдая приличия, о которых забывают в толчее оркестровой массовки… KOI KINGDOM располагаются примерно в той же жанрово-эстетической нише, что и известный итальянский коллектив «новой камерной» музыки Gatto Marte, хотя и обладают несколько иным, более «джазовым», если угодно, художественным видением.

Koi Kingdom

Как сказано в пресс-ките альбома, KOI KINGDOM продолжают учиться, впитывая многообразие окружающего их мира музыки и звука. Они молоды и открыты к эксперименту. И я не думаю, что сохранение академической камерности является для музыкантов самоцелью. Вполне возможно, что когда-нибудь состав ансамбля расширится и даже электрифицируется, а в аранжировках его пьес зазвучат барабанно-ударные инструменты… Всё возможно. Но хороших альбомов электрического джаз-фьюжн каждый год появляется предостаточно. А вот настолько интересной камерной полуакустической музыки вокруг джаза, этно-уорлда и контемпорари-классикал мне уже давно не попадалось. Большое удовольствие получил от прослушивания, и другим того же желаю.

Слушать/скачивать на Bandcamp | KOI KINGDOM на Facebook