вторник, 13 февраля 2018 г.

Fu Manchu "Clone Of The Universe" (2018)

Ещё один ожидаемый релиз февраля – новый, вышедший после четырёхлетнего перерыва, альбом калифорнийской стоунер-группы FU MANCHU из Сан-Клементе.

Fu Manchu

“Clone Of The Universe” – хронологически двенадцатый студийный альбом группы; выпущен он, как и предыдущий альбом, на на CD и виниле собственного импринта At The Dojo Records: 7 песен, 37 минут звучания. Релиз сопровождается бурной гастрольной активностью: группа только что отыграла два концерта-презентации в Лос-Анджелесе и Сан-Диего; в начале марта отправится на месяц в Европу, где отыграет 21 концерт; а на май запланирован национальный американский тур из 15 концертов.



В коммерческом успехе и альбома, и запланированных концертов никто не сомневается. FU MANCHU – живая легенда и икона мировой стоунер-музыки, и интерес к творчеству Scott Hill (он единственный представитель оригинального состава группы, на свет появившейся в 1985 году как VIRULENCE и под этим названием выпустившей в 1989-ом дебютный альбом “This Isn't A Dream” на Alchemy Records) и Ко. очень высок. С момента выхода в 1990-ом семидюймовки “Kept Between Trees” (именно тогда музыканты сменили название на FU MANCHU), коллектив своему художественно-музыкальному кредо в принципе не изменял, исполняя динамичный, напористый и рок-н-роллистый стоунер-панк-рок. Правда, с новым альбомом связана определённая интрига…

Fu Manchu

“Clone Of The Universe” исполнен и записан известным составом: Scott Hill (вокал, гитара), Brad Davis (бас, вокал; в группе с 1994г.), Bob Balch (гитара, вокал; с 1996г.) и Scott Reeder (барабаны, вокал; с 2001г. – не путать с бас-гитаристом Kyuss, Unida и Goatsnake). Звукорежиссурой и мастерингом альбома занимались многоопытные Jim Monroe и Carl Saff. Но, пожалуй, самое примечательное событие альбома – гостевое участие в заключительном 18-минутном эпике “Il Monstro Atomico” легендарного гитариста Alex Lifeson из группы RUSH. В пресс-ките альбома участие ветерана канадской прог-сцены особо акцентировано: утверждают, что оно обусловлено «усложнившейся динамикой музыки группы». И вообще, промоутеры ещё с конца прошлого года обещают, что «альбом откроет совершенно новую главу в истории пионеров фузз-рока». Слушаем, однако…

Fu Manchu

FU MANCHU с первой же песни “Intelligent Worship” ясно дают понять, что ни к каким полистилистическим изысканиям, экспериментам и компромиссам они не склонны. Последующие номера – “(I've Been) Hexed” и “Don't Panic” – лишь убеждают в том, что своей приверженности к исполнению жёсткого, энергичного, нонконформистского, рифф-н-фуззового панк-н-ролл-стоунера они не изменят. Да не обманут вас вкрадчивые вступления к “Slower Than Light” и “Nowhere Left To Hide”. Это не более чем образные вариации на тему типичного для коллектива песнетворчества – что ни номер, то реальный лозунгово-прокламационный «боевичок» с фирменным «ором» в припевах на четыре звонких мужицких глотки. Под такую музыку, наверное, хорошо «погонять доску» и «отграффитить» запретную частную или муниципальную собственность… Славно! Ну а после ударной титульной вещицы “Clone Of The Universe” остаётся лишь развести руками и задать горе-пиарщикам вопрос, а где она, собственно, «новая глава» в летописи FU MANCHU? И что они понимают под пресловутым «усложнением динамики музыки»?

Fu Manchu

Тут-то и начинается 18-минутный монстр-трек “Il Mostro Atomico”, в котором прорекламировано участие маэстро Alex Lifeson. Первые 4 минуты этой композиции – самый настоящий тяжелючий и злой стоунер-дум-метал… на 5-ой минуте риффовый пресс вдруг сбоит, комкается и вовсе тонет в каком-то экспериментально-импровизационном эмбиентном мареве… Потом туман рассеивается, миражи исчезают, рифф на 7-ой минуте возвращается, темповые обороты наращиваются, и «фу-манчу» локомотив набирает привычный ход… ближе к 9-ой минуте ненадолго включается вокал, музыка приобретает форму, привычную для большинства фанатов FU MANCHU… конец. Что ж, если подобное пошаговое движение считать «прогрессивным развитием» композиции, то да – коллектив таки-сыграл «динамически очень сложную» музыку…

Fu Manchu

В общем, заключительный трек с гостевым участием «звезды прог-рока», которого многие ждали (кстати, привлечь внимание к “Clone Of The Universe” и тем расширить потребительскую аудиторию релиза продюсерам и промоутерам действительно удалось), в итоге оказался преимущественно инструментальным экскурсом – на мой вкус, довольно схематичным и предсказуемым, несмотря на все имевшие место попытки как-то варьировать музыкальный контент. Нет, я совсем не против поиска, эксперимента и инновации… в следующий раз можно, например, и Robert Fripp пригласить… Но, пожалуй, эксперименты такого рода было бы уместнее услышать на альбоме каких-нибудь начинающих импро-инструментальных хэви-психоделических групп. От FU MANCHU я всё же жду иной музыки – фокусированной, броской, хлёсткой и, да, хитово-цепкой (поскольку группа-то «песенная»). А сказать, что Scott Hill с новым альбомом добавил что-то весомое к тому, что FU MANCHU за свою карьеру уже высказали, – я, к сожалению, не могу.

Fu Manchu

Но в целом альбом мне понравился – работа профессиональная, с живым огоньком и куражным напором, в фирменном исполнительском стиле и в отличном звуке. Послушал с удовольствием. Поставил диск на полочку. И, возможно, в соответствующем «бунтарском» настрое послушаю ещё раз-другой… А там глядишь, и что-то новенькое в аналогичном стиле подоспеет. Музыка нынче делается споро и скоро, но «срок годности» у неё истекает, увы, очень быстро… P.S. К вопросу о «новеньком-аналогичном», к концу марта на Napalm Records должен новый Monster Magnet выйти… “Mindfucker” называется или «Выносмозга» на литературном нашем. Забавно.

Слушать/скачивать на Bandcamp | FU MANCHU на Facebook