пятница, 24 февраля 2017 г.

Djam Karet "Sonic Celluloid" (2017)

27 января анонсировали свой новый студийный альбом ветераны американской инструментальной рок-сцены – базирующаяся в калифорнийской Топанге, группа DJAM KARET.

Djam Karet

“Sonic Celluloid”, выпущенный, как и все релизы последних семи лет, на собственном рекорд-лейбле HC Productions, – восемнадцатый альбом, согласно официальной каталогизации релизов группы, которая за тридцать с лишним лет деятельности известна сейчас, пожалуй, каждому меломану, увлекающемуся современным рок-инструменталом. Новых записей DJAM KARET не публиковали без малого три года: их семнадцатый альбом “Regenerator 3017” выходил в феврале 2014-ого и был вполне неплох (см. заметку), а последний альбом “Swamp Of Dreams”, выпущенный в октябре 2015-ого, являлся сборником малоизвестных широкой публики «эксклюзивов» 1990-2006 годов (см. заметку). Так что, 10 новых инструментальных композиций группы, составивших 45-минутный альбом – как раз то, чего явно заждались поклонники.



Звукорежиссурой и продюсированием материала занимался Gayle Ellett – что сюрпризом не стало. А вот то, что DJAM KARET на этом альбоме фактически представлены дуэтом Gayle Ellett (гитары, бузуки, клавишные, синтезаторы) и Chuck Oken, Jr. (барабаны, клавишные, электроника) – это до некоторой степени неожиданность. Другие участники группы на альбоме появляются лишь эпизодически: Mike Henderson (гитара) играет в 2 номерах, Henry J. Osborne (бас) – в 6 номерах, Aaron Kenyon (бас) – в 1 номере, а Mike Murray (гитара) – в 2 номерах (и еще в 1-ом в качестве пианиста; он же выполнил и оформление альбома). Любопытно, что работать дуэтом Gayle Ellett и Chuck Oken, Jr. начали в 2007 году, а результаты их совместного творчества были впервые представлены в 2015-ом – на альбоме “The Waiting Room” экспериментал-эмбиент проекта UKAB MARED. Но вот опыты тандема получили продолжение.

Gayle Ellett

Полагаю, что с творчеством Gayle Ellett для кинематографа (он написал музыку к более чем 50 телевизионным проектам, включая саундтреки к фильмам “Year Of The Dog”, 2007 и “Everything Must Go”, 2010, а также к сериалам “General Hospital”, “Next”, “Strange Sex” и многим другим), а также с его участием в различных сайд-проектах (прежде всего, THE MASKIT и FERNWOOD) художественная концепция альбома “Sonic Celluloid” связана самым тесным образом. Пресс-релиз обозначает ее формулой «звук – как кино», и каждая пьеса на альбоме преподносится, соответственно, как «киноминиатюра, формируемая в сознании слушателя». Свои композиции авторы называют «миниатюрами», очевидно, в силу относительно невысокой продолжительности звучания вещей на альбоме – в хронометраже от 3 до 6 минут.

Chuck Oken, Jr. of Djam Karet
Открывает альбом самая продолжительная пьеса – “Saul Says So”, звучание которой немного заходит за 6-минутный рубеж. В плане стилистики это мелодичный инструментальный эклектик-прог-фьюжн с расслабляющей «нью-эйджистской» аурой. DJAM KARET соединяют в единую композиционно-художественную целостность пространственный синт-эмбиент, электронно-программированные ритм-секвенции, мягкий рок-грув и сольные партии акустических и электрических гитар. В той или иной степени все эти ингредиенты представлены и в двух последующих номерах – “Forced Perspective” и “Long Shot”. Каждая из этих трех пьес имеет четкий и довольно простой мелодико-ритмический рисунок, от которого музыканты практически не отклоняются – если и импровизируют то строго на-тему. Играет коллектив легко, непринужденно и изящно – аккуратно складывает мозаику аккордов, плетет ажуры акустики и электроники, со знанием дела создает умиротворенно-позитивистское настроение.

Djam Karet
На четвертом альбомном треке “No Narration Needed” авторы интеллигентно сворачивают экстраполяции в рок и фьюжн, дабы пригласить слушателя в неторопливое путешествие по загадочно мерцающим просторам музыкального эмбиент-скейпинга: муги, меллотроны, хаммонды, родесы… в отдельных фрагментах фолк-инспирированная струнная и духовая акустика… электронные секвенции, поддерживающие ритмическую организацию… коротенький авторский нарратив на “Numerous Mechanical Circles”… звуки волн и крики чаек на “Oceanside Exterior”… В какой-то момент погружение в синт-эмбиент приобретает черты просвещенного нью-эйджа: треки “Au Revoir Au Reve”, “Flashback” и “Lower” ласкают и убаюкивают, явно способствуя «раскрепощению сознания и расслаблению тела». Мечтательность и романтизм созвучий не исключает, однако, загадочно-тревожных интонаций, которые нет-нет да и проскользнут в возвышенных сольных пассажах электро-гитар и органов… Ну а завершают свой альбом DJAM KARET все же в «прогрессивной» рок-стилистике треком “The Denouement Device”, который, впрочем, окончательно освободить от нью-эйджистского томления все же не сможет.

Djam Karet
Возвращаясь к тезису о «синематическом» характере музыки нового альбома DJAM KARET, я бы сказал, что, пожалуй, более очевидным этот характер становится на треках с 4-ого по 10-ый. И «синематизм» этот имеет стилистическую форму нью-эйджа – вполне завершенную и самодостаточную, то есть по большому счету не требующую ни зрительно-визуального образного ряда, ни созидательного включения воображения у слушателя для условного «достраивания» образов музыки в сознании. Спродюсирован материал прекрасно – как, собственно, того и требует сам субжанр синематик-рок-эмбиента, построенного на многослойном текстурировании саунда и, как в случае с этой работой, нюансированного в многочисленных электро-акустических деталях композиционно-аранжировочного контекста. Можно слушать в наушниках для достижения эффекта полного погружения в музыку, но и фоном альбом тоже слушается вполне неплохо.

Djam Karet
“Sonic Celluloid” – это отнюдь не первый альбом в дискографии DJAM KARET, обращенный преимущественно к эмбиенту, нью-эйджу и электронной музыке (достаточно вспомнить тот же “Collaborator” 1994 г.). И, наверное, к чему-то подобному, принимая во внимание сольные опыты участников группы, я подсознательно был готов… Отказ от шаблонности в творчестве и способность коллектива на тридцать третьем году существования к неожиданным стилистическим девиациям – не могут не восхищать. Но все же чуточку жаль, что коллектив свои творческие девиации нового времени связывает не с инновационными формами и содержаниями, а, напротив, – со смягчением и даже отказом от сколь-нибудь острых и провокационных художественных вызовов. “Sonic Celluloid” – это альбом для тех, кто ценит в инструментальной музыке профессионализм, качество, респектабельность, артистизм и полистилизм, но при этом не приветствует проявлений в формах и содержаниях экспериментально-авангардного радикализма. Для такого слушателя новая работа DJAM KARET может стать настоящим подарком и занять место в числе «топовых» инструментальных альбомов года.

Слушать/скачивать на Bandcamp | DJAM KARET на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий