четверг, 20 апреля 2017 г.

Grombira "Grombira" (2017)

Слушаем первый студийный альбом немецкой инструментальной спэйс-рок группы GROMBIRA из Вюрцбурга. Вышел «одноименник» в каталоге славного рекорд-лейбла из Крефельда Tonzonen Records: компакт-диски выпущены еще в феврале (приобрести экземпляр можно здесь), а разноцветье винила – буквально только что (заказы уже принимаются).

Grombira

Об этом коллективе я узнал относительно недавно, хотя GROMBIRA на сцене с 2007 года. Отмечая в этом году десятилетие творческой деятельности, Ralph ‘Sheyk Raleph’ Nebl (саз, ситар, уд, перкуссионные, флейта, зурна, синтезатор, вокал), Tommi ‘Tarek’ Neubauer (бас) и Fred ‘Al Fezer’ Lampe (ударные) выпустили сразу два альбома: “Live” (на Kantuffelbrey Records) и студийный “Grombira” (на Tonzonen). Увы, на BCamp альбом полностью так и не выложили, поэтому приложу видео композиции, которая фигурирует и на концертном, и на студийном альбомах.



46-минутный студийный альбом был записан и сведен в октябре-декабре 2016-ого в вюрцбургской студии Nassau Bahamas под началом Volker Heller (барабанщик регги-группы Leo’s Den); мастеринг готовился в берлинской студии TrueBusyness (мастеринг винил-версии готовил известный мастер Eroc).

Некоторые из 6 композиций, включенных в альбом, трио исполняет уже давно (например, “Püree”, “Carpe Noctem” и “Priest Of The Horny Kong” в концертных версиях присутствуют на альбоме “Live”); другие являются относительно новыми вещами (“Caravan”, “Goats In Space” и “Selma”).

Grombira

В свое время Ralph Nebl изучал персидскую и индийскую музыку в Роттердамской консерватории в Голландии, и его знания восточной аутентичной музыки прямо отразились в музыке, которую исполняют GROMBIRA. Участники коллектива ее обозначают как «ориенталистский спэйс-рок». Пожалуй, более правильно было бы сказать: прог-психоделик-рок с колоритом ориенталистского уорлд-фьюжн, или просто – ориентал-рок. В аранжировках всех пьес на альбоме задействован огромный арсенал восточных струнных, духовых и перкуссионых инструментов. Если судить по исполнительским кредитам, то все сольные мелодические партии исполняются на народных струнных инструментах, тогда как электрогитара в инструментарии трио не используется вообще (любопытно, что в некоторых фрагментах, например, в “Goats In Space” электрогитара звучит очень даже отчетливо). Ритмическая основа композиций достаточно вариативна и с точки зрения исполнения тяготеет к прог-фьюжн, нежели к каноническому грувовому мото-спэйс-року. Синтезаторы, которые в классическом спэйс-роке являются основным источником текстурализации музыкального контекста, на этом альбоме используются довольно скромно и аккуратно – в оформлении саунда доминируют томные и загадочные созвучия ситара.

Grombira

Альбом практически полностью инструментальный. Вокал присутствует лишь в двух композициях: “Carpe Noctem” (лирика на латыни) и “Goats In Space” (лирика на английском). Ralph Nebl поет в эдакой загадочной полу-сказительной манере, практически не тонируя и не искажая голос психоделическими эффектами: его пение композиции не портит, хотя я бы отдал предпочтение полностью инструментальным номерам – они достаточно выразительны и образны сами по себе, тогда как инкорпорирование европеизированного вокала в восточный инструментальный контекст органическую целостность образно-музыкального орнамента несколько нарушает. Но это мнение сугубо субъективное.

Grombira

В целом студийный альбом очень хорош – и с точки зрения художественной содержательности, и в плане саунд-продюсирования (винил не слышал, но CD звучит изумительно). Те, кто помнит субкультурный феномен британской «Свободной фестивальной сцены» 80-90 годов, «кассетную» психоделическую культуру, каталог легендарного лейбла Delerium Records, молодых Ozric Tentacles, Omnia Opera, Zuvuya, Nukli, Saddar Bazaar, Nine Invisibles и иже с ними – от дебюта GROMBIRA получит немалое удовольствие. Рекомендую!

GROMBIRA на Facebook

1 комментарий: