пятница, 28 апреля 2017 г.

Here Lies Man "Here Lies Man" (2018)

«Репетитивные гитарные фигуры Афробит музыки по сути очень близки риффам Хэви-рока. Основа моей музыки – афро-кубинский клэйв. Это музыкальный алгоритм, на котором строится вся ритмика. Это то, что придает музыке целостность и создает основу для любых развитий. Я стремлюсь к тому, чтобы моя музыка была психоделичной и массивной. И я просто развиваю древнюю музыкальную традицию, не притворяясь, что создаю нечто новое», – так говорит о своем творчестве нью-йоркский композитор и мульти-инструменталист Marcos Garcia (он же Chico Mann), который публике известен как гитарист известного афробит-ансамбля ANTIBALAS п/у Martin Perna.

Chico Mann of Here Lies Man

В прошлом году, перебравшись в Лос-Анжелес, Marcos Garcia для реализации собственных творческих замыслов учредил ансабль под названием HERE LIES MAN. В состав которого также вошли: барабанщик Geoff Mann (сын известного джазового флейтиста-саксофониста-кларнетиста Herbie Mann, участник ANTIBALAS, лидер собсвенной группы YUGANAUT и успешный кино-композитор соло), Rich Panta (перкуссия), JP Maramba (бас) и Kris Casto (электроорган). В апреле сего года коллектив представил публике дебютный 40-минутный альбом из 8 композиций: выпущен он на компакт-дисках и виниле лейблом RidingEasy Records.



Хороший повод освежить познания об Афробит-музыке, тем паче что термин этот сейчас почему-то повсеместно популярен, но не всегда используется корректно. Начнем с того, что такое «клэйв» или «клаве» (сlave). Это общепринятое обозначение двухтактового ритмического паттерна в размере 4/4, происхождение которого связывают с аутентичной музыкой сахарского суб-региона Западной Африки, и который традиционно используется для пространственно-временной организации в современной афро-кубинской музыке. Клэйв дает сложную, специфически синкопированную неровность в ритмической структуре и является главным стилеобразующим признаком Афробита.

Происхождение стиля и самого термина традиционно связывают с именем нигерийского музыканта Fela Anikulapo-Kuti: свою авторскую музыку, происходящую из аутентичной музыкальной культуры народности йоруба (фуджи, хайлайф), он назвал «афробитом» еще в начале 60-х, а мировую известность придуманный им стиль приобрел в 70-е, когда в него были привнесены элементы фанка, джаза, а также социально-лирические темы борьбы чернокожего населения за свои гражданские права. В те годы Афробит был музыкой больших оркестро-ансамблевых составов (от 15 до 30 музыкантов) и характеризовался гипер-интенсивной ритмической организацией, многоголосными вокальными построения в фольклорной манере диалогов-отзывов, развернутыми джем-импровизациями всего ансамблевого состава (многие композиции Fela Kuti звучали по 30 и более минут). Уже более сорока лет афробит интерпретируется в самых различных стилях джаз, рок и электронной музыки: в дискографии таких «звезд» как Roy Ayers, Randy Weston, Paul Simon, David Byrne… есть альбомы, полностью посвященные оригинальной эстетической концепции афробита.

Here Lies Man

Что ж, настало время, когда свою авторскую интерпретацию афробита обнародовал и Marcos Garcia, которого считают большим знатоком этой музыки. Как ни странно, сама идея соединить хэви-гитарные фузз-риффы с ритмической организацией в манере клэйв-афробит ничуть не абсурдна. Нечто подобное уже делали и Bill Laswell, и ‘Buckethead’ Brian Patrick Carroll, и William Earl ‘Bootsy’ Collins, и ‘Prince' Rogers Nelson, и многие другие, в той или иной форме стремившиеся соединить хэви-рифф с фанком, и получалось у них очень даже убедительно. Если принять во внимание, что фанк является одной из комплектующих афробита, и что современная риффовая хэви-психоделия, как и афробит, отталкиваются от остинатного грува и импровизации – то никаких проблем с исполнением и восприятием результатов селекции, которую предлагают HERE LIES MAN быть не должно.

Here Lies Man

Фактически все номера на дебютном альбоме HERE LIES MAN повторяют с некоторыми вариациями мелодических гармоний и ритмических рисунков одну и ту же художественную формулу: эпизодические скоротечные инструментальные синт-эмбиент-интерлюдии, предваряющие начало характерного моторный клэйв-афробит грува; перегруженная фузз-эффектом риффующуя электрогитара; рефлексирующий на ее фразировку электроорган; и в какой-то момент рождающийся в контексте вокал – изрядно обработанный эхо-эффектом и методично повторяющий нараспев простенькие куплеты. Примечательно, что саунд коллектива стилизован под ретро-винтаж 70-х: спродюсировано все очень грамотно и с очевидным желанием заставить слушателя вкусить сполна от первобытных подвально-гаражных прелестей афробита и эйсид-хард-рока. Вместе с тем Chico Mann ни на секунду не забывают о том, что, в отличие от хэви-эйсид-психоделии, афробит суть музыка танцевабельно-двигательная. В смысле нахождения оптимального баланса между афробитовым и хэви-психоделическим началами, а также в плане вариативности художественного контекста в числе, на мой взгляд, самых удачных вещей на альбоме я бы назвал “You Ain’t Goin’ Nowhere” (эта песня, к слову, выпускалась и отдельно, на 7-дюймовом пикчер-винильчике), почти-инструментальную “So Far Away” и титульный номер “Here Lies Man”.

В совокупности всех представленных композиций “Here Lies Man” – альбом небезынтересный и вполне многообещающий, если, конечно, проект будет продолжен. Полагаю, однако, что однозначно-положительно релиз не будет воспринят ни в хэви-психоделическом сообществе, ни в среде ценителей винтажного фанка и афробита. Для первых опыты коллектива могут показаться излишне игривыми, для вторых – чересчур упрощенными и бесцветными. Послушать все же стоит – хотя бы для того, чтобы составить индивидуальное представление.

Слушать/скачивать на Bandcamp | HERE LIES MAN на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий