«Репетитивные гитарные фигуры Афробит музыки по сути очень близки риффам Хэви-рока. Основа моей музыки – афро-кубинский клэйв. Это музыкальный алгоритм, на котором строится вся ритмика. Это то, что придает музыке целостность и создает основу для любых развитий. Я стремлюсь к тому, чтобы моя музыка была психоделичной и массивной. И я просто развиваю древнюю музыкальную традицию, не притворяясь, что создаю нечто новое», – так говорит о своем творчестве нью-йоркский композитор и мульти-инструменталист Marcos Garcia (он же Chico Mann), который публике известен как гитарист известного афробит-ансамбля ANTIBALAS п/у Martin Perna.
В прошлом году, перебравшись в Лос-Анжелес, Marcos Garcia для реализации собственных творческих замыслов учредил ансабль под названием HERE LIES MAN. В состав которого также вошли: барабанщик Geoff Mann (сын известного джазового флейтиста-саксофониста-кларнетиста Herbie Mann, участник ANTIBALAS, лидер собсвенной группы YUGANAUT и успешный кино-композитор соло), Rich Panta (перкуссия), JP Maramba (бас) и Kris Casto (электроорган). В апреле сего года коллектив представил публике дебютный 40-минутный альбом из 8 композиций: выпущен он на компакт-дисках и виниле лейблом RidingEasy Records.
Хороший повод освежить познания об Афробит-музыке, тем паче что термин этот сейчас почему-то повсеместно популярен, но не всегда используется корректно. Начнем с того, что такое «клэйв» или «клаве» (сlave). Это общепринятое обозначение двухтактового ритмического паттерна в размере 4/4, происхождение которого связывают с аутентичной музыкой сахарского суб-региона Западной Африки, и который традиционно используется для пространственно-временной организации в современной афро-кубинской музыке. Клэйв дает сложную, специфически синкопированную неровность в ритмической структуре и является главным стилеобразующим признаком Афробита.
Происхождение стиля и самого термина традиционно связывают с именем нигерийского музыканта Fela Anikulapo-Kuti: свою авторскую музыку, происходящую из аутентичной музыкальной культуры народности йоруба (фуджи, хайлайф), он назвал «афробитом» еще в начале 60-х, а мировую известность придуманный им стиль приобрел в 70-е, когда в него были привнесены элементы фанка, джаза, а также социально-лирические темы борьбы чернокожего населения за свои гражданские права. В те годы Афробит был музыкой больших оркестро-ансамблевых составов (от 15 до 30 музыкантов) и характеризовался гипер-интенсивной ритмической организацией, многоголосными вокальными построения в фольклорной манере диалогов-отзывов, развернутыми джем-импровизациями всего ансамблевого состава (многие композиции Fela Kuti звучали по 30 и более минут). Уже более сорока лет афробит интерпретируется в самых различных стилях джаз, рок и электронной музыки: в дискографии таких «звезд» как Roy Ayers, Randy Weston, Paul Simon, David Byrne… есть альбомы, полностью посвященные оригинальной эстетической концепции афробита.
Что ж, настало время, когда свою авторскую интерпретацию афробита обнародовал и Marcos Garcia, которого считают большим знатоком этой музыки. Как ни странно, сама идея соединить хэви-гитарные фузз-риффы с ритмической организацией в манере клэйв-афробит ничуть не абсурдна. Нечто подобное уже делали и Bill Laswell, и ‘Buckethead’ Brian Patrick Carroll, и William Earl ‘Bootsy’ Collins, и ‘Prince' Rogers Nelson, и многие другие, в той или иной форме стремившиеся соединить хэви-рифф с фанком, и получалось у них очень даже убедительно. Если принять во внимание, что фанк является одной из комплектующих афробита, и что современная риффовая хэви-психоделия, как и афробит, отталкиваются от остинатного грува и импровизации – то никаких проблем с исполнением и восприятием результатов селекции, которую предлагают HERE LIES MAN быть не должно.
Фактически все номера на дебютном альбоме HERE LIES MAN повторяют с некоторыми вариациями мелодических гармоний и ритмических рисунков одну и ту же художественную формулу: эпизодические скоротечные инструментальные синт-эмбиент-интерлюдии, предваряющие начало характерного моторный клэйв-афробит грува; перегруженная фузз-эффектом риффующуя электрогитара; рефлексирующий на ее фразировку электроорган; и в какой-то момент рождающийся в контексте вокал – изрядно обработанный эхо-эффектом и методично повторяющий нараспев простенькие куплеты. Примечательно, что саунд коллектива стилизован под ретро-винтаж 70-х: спродюсировано все очень грамотно и с очевидным желанием заставить слушателя вкусить сполна от первобытных подвально-гаражных прелестей афробита и эйсид-хард-рока. Вместе с тем Chico Mann ни на секунду не забывают о том, что, в отличие от хэви-эйсид-психоделии, афробит суть музыка танцевабельно-двигательная. В смысле нахождения оптимального баланса между афробитовым и хэви-психоделическим началами, а также в плане вариативности художественного контекста в числе, на мой взгляд, самых удачных вещей на альбоме я бы назвал “You Ain’t Goin’ Nowhere” (эта песня, к слову, выпускалась и отдельно, на 7-дюймовом пикчер-винильчике), почти-инструментальную “So Far Away” и титульный номер “Here Lies Man”.
В совокупности всех представленных композиций “Here Lies Man” – альбом небезынтересный и вполне многообещающий, если, конечно, проект будет продолжен. Полагаю, однако, что однозначно-положительно релиз не будет воспринят ни в хэви-психоделическом сообществе, ни в среде ценителей винтажного фанка и афробита. Для первых опыты коллектива могут показаться излишне игривыми, для вторых – чересчур упрощенными и бесцветными. Послушать все же стоит – хотя бы для того, чтобы составить индивидуальное представление.
Слушать/скачивать на Bandcamp | HERE LIES MAN на Facebook
Chico Mann of Here Lies Man |
В прошлом году, перебравшись в Лос-Анжелес, Marcos Garcia для реализации собственных творческих замыслов учредил ансабль под названием HERE LIES MAN. В состав которого также вошли: барабанщик Geoff Mann (сын известного джазового флейтиста-саксофониста-кларнетиста Herbie Mann, участник ANTIBALAS, лидер собсвенной группы YUGANAUT и успешный кино-композитор соло), Rich Panta (перкуссия), JP Maramba (бас) и Kris Casto (электроорган). В апреле сего года коллектив представил публике дебютный 40-минутный альбом из 8 композиций: выпущен он на компакт-дисках и виниле лейблом RidingEasy Records.
Хороший повод освежить познания об Афробит-музыке, тем паче что термин этот сейчас почему-то повсеместно популярен, но не всегда используется корректно. Начнем с того, что такое «клэйв» или «клаве» (сlave). Это общепринятое обозначение двухтактового ритмического паттерна в размере 4/4, происхождение которого связывают с аутентичной музыкой сахарского суб-региона Западной Африки, и который традиционно используется для пространственно-временной организации в современной афро-кубинской музыке. Клэйв дает сложную, специфически синкопированную неровность в ритмической структуре и является главным стилеобразующим признаком Афробита.
Происхождение стиля и самого термина традиционно связывают с именем нигерийского музыканта Fela Anikulapo-Kuti: свою авторскую музыку, происходящую из аутентичной музыкальной культуры народности йоруба (фуджи, хайлайф), он назвал «афробитом» еще в начале 60-х, а мировую известность придуманный им стиль приобрел в 70-е, когда в него были привнесены элементы фанка, джаза, а также социально-лирические темы борьбы чернокожего населения за свои гражданские права. В те годы Афробит был музыкой больших оркестро-ансамблевых составов (от 15 до 30 музыкантов) и характеризовался гипер-интенсивной ритмической организацией, многоголосными вокальными построения в фольклорной манере диалогов-отзывов, развернутыми джем-импровизациями всего ансамблевого состава (многие композиции Fela Kuti звучали по 30 и более минут). Уже более сорока лет афробит интерпретируется в самых различных стилях джаз, рок и электронной музыки: в дискографии таких «звезд» как Roy Ayers, Randy Weston, Paul Simon, David Byrne… есть альбомы, полностью посвященные оригинальной эстетической концепции афробита.
Here Lies Man |
Что ж, настало время, когда свою авторскую интерпретацию афробита обнародовал и Marcos Garcia, которого считают большим знатоком этой музыки. Как ни странно, сама идея соединить хэви-гитарные фузз-риффы с ритмической организацией в манере клэйв-афробит ничуть не абсурдна. Нечто подобное уже делали и Bill Laswell, и ‘Buckethead’ Brian Patrick Carroll, и William Earl ‘Bootsy’ Collins, и ‘Prince' Rogers Nelson, и многие другие, в той или иной форме стремившиеся соединить хэви-рифф с фанком, и получалось у них очень даже убедительно. Если принять во внимание, что фанк является одной из комплектующих афробита, и что современная риффовая хэви-психоделия, как и афробит, отталкиваются от остинатного грува и импровизации – то никаких проблем с исполнением и восприятием результатов селекции, которую предлагают HERE LIES MAN быть не должно.
Here Lies Man |
Фактически все номера на дебютном альбоме HERE LIES MAN повторяют с некоторыми вариациями мелодических гармоний и ритмических рисунков одну и ту же художественную формулу: эпизодические скоротечные инструментальные синт-эмбиент-интерлюдии, предваряющие начало характерного моторный клэйв-афробит грува; перегруженная фузз-эффектом риффующуя электрогитара; рефлексирующий на ее фразировку электроорган; и в какой-то момент рождающийся в контексте вокал – изрядно обработанный эхо-эффектом и методично повторяющий нараспев простенькие куплеты. Примечательно, что саунд коллектива стилизован под ретро-винтаж 70-х: спродюсировано все очень грамотно и с очевидным желанием заставить слушателя вкусить сполна от первобытных подвально-гаражных прелестей афробита и эйсид-хард-рока. Вместе с тем Chico Mann ни на секунду не забывают о том, что, в отличие от хэви-эйсид-психоделии, афробит суть музыка танцевабельно-двигательная. В смысле нахождения оптимального баланса между афробитовым и хэви-психоделическим началами, а также в плане вариативности художественного контекста в числе, на мой взгляд, самых удачных вещей на альбоме я бы назвал “You Ain’t Goin’ Nowhere” (эта песня, к слову, выпускалась и отдельно, на 7-дюймовом пикчер-винильчике), почти-инструментальную “So Far Away” и титульный номер “Here Lies Man”.
В совокупности всех представленных композиций “Here Lies Man” – альбом небезынтересный и вполне многообещающий, если, конечно, проект будет продолжен. Полагаю, однако, что однозначно-положительно релиз не будет воспринят ни в хэви-психоделическом сообществе, ни в среде ценителей винтажного фанка и афробита. Для первых опыты коллектива могут показаться излишне игривыми, для вторых – чересчур упрощенными и бесцветными. Послушать все же стоит – хотя бы для того, чтобы составить индивидуальное представление.
Слушать/скачивать на Bandcamp | HERE LIES MAN на Facebook
Комментариев нет:
Отправить комментарий