понедельник, 11 декабря 2017 г.

King Gizzard & The Lizard Wizard "Polygondwanaland" (2017)

И ещё о паре примечательных новинок австралийского музыкального рок-андеграунда, который в этом году переживает несомненный подъём. Первая новинка – четвёртый в этом году (!) полноформатный альбом известной рок-группы KING GIZZARD & THE LIZARD WIZARD из Мельбурна.

King Gizzard & The Lizard Wizard

“Polygondwanaland” – хронологически 12-ый полноформат за семь лет существования KG&TLW. Организовали эту группу в 2010 году друзья-подростки, а название коллектива, согласно легенде, родилось спонтанно, буквально перед первым выходом юных рок-героев на сцену. С того времени группа обзавелась армией поклонников и у себя на родине, и за рубежом. А нынешняя дискография KG&TLW включает: три сингла, два EP (“Anglesea” и “Willoughby's Beach”, оба 2011г.) и дюжину полноформатов (“12 Bar Bruise”, 2012г.; “Eyes Like The Sky” и “Float Along - Fill Your Lungs”, 2013г., “Oddments” и “I'm In Your Mind Fuzz”, 2014г.; “Quarters!” и “Paper Mâché Dream Balloon”, 2015г.; “Nonagon Infinity”, 2016г., а в 2017г. - “Flying Microtonal Banana”, “Murder Of The Universe”, “Sketches Of Brunswick East” и “Polygondwanaland”). Альбом “Paper Mâché Dream Balloon”, выпущенный по контракту с ATO Records, был первым релизом группы в США. К слову, в год выхода этого альбома KG&TLW решили организовать общенациональный музыкальный фестиваль: назвали его “Gizzfest”, собрали нужные средства и успешно провели на коротком отрезке в пяти городах (Мельбурн, Аделаида, Перт, Сидней и Брисбен). И в каждом городе группа выходила на сцену, разумеется, в качестве «хэдлайнера». Вообще, музыканты KG&TLW горазды на различные маркетинговые придумки, связанные с публикацией, промоушеном и распространением своих записей. Менеджментом и маркетингом в коллективе занимается барабанщик Eric Moore – он же возглавляет и собственный импринт-лейбл под названием Flightless Records, где первично публикуются записи KG&TLW.

Очередная маркетинговая затея сопровождает и релиз альбома “Polygondwanaland”. Музыканты группы заявили, что выкладывают альбом официально в бесплатный цифровой доступ, но приглашают все желающие рекорд-лейблы без стеснения издавать его на физических носителях. 17 ноября, в день официального релиза альбома выяснилось, что опубликован он также на компакт-дисках, виниле и магнитофонных кассетах более чем десятью лейблами из США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Польши и Франции – причём не «вскладчину», как это частенько сейчас практикуется, а совершенно автономными тиражами от 100 до 1000 экз. Такая вот любопытная история…



Итак, к альбому. 10 песен, составивших 44-минутную программу записаны во «вне-ансамблевой» конфигурации состава (что KG&TLW практикуют достаточно регулярно). Во всех номерах участвуют только два музыканта – Stu Mackenzie (вокал, гитары, бас, синтезаторы, флейта, гласс-маримба, меллотрон, перкуссия) и Joey Walker (гитары, бас, синтезаторы, вокал, перкуссия). В 9-ти номерах им ассистирует Michael Cavanagh (барабаны, перкуссия, гласс-маримба). Остальные музыканты задействованы эпизодически: Cook Craig (гитара, синтезаторы) в 5-ти песнях, Ambrose Kenny-Smith (гармоника, вокал) в 4-х, и Lucas Skinner (бас, синтезатор) в 2-х. Eric Moore на этом альбоме не барабанит вообще, но числится в кредитах как менеджер. Нарраторством на одном из треков занимается мельбурнская поэтесса-бард Leah Senior. Записывался материал преимущественно в собственной студии Flightless HQ. Общее продюсирование и звукорежиссуру осуществлял Stu Mackenzie; сведением занимался Sam Joseph; мастеринг готовил Joe Carra. Ну а что касается стилистики музыки, то это, пожалуй, главная сюрприз-интрига “Polygondwanaland”.

King Gizzard & The Lizard Wizard

Начну с того, что за годы сценической и студийной активности музыка KING GIZZARD & THE LIZARD WIZARD поступательно претерпевала значительные стилистические мутации. Первые записи группы были связаны с эстетикой психоделического гараж-рока и сёрфа, но потом музыканты стали обращаться и к синематическому «спагетти-вестерн» (альбом “Eyes Like The Sky”), и к джаз-фьюжн (“Quarters!”), и к прог-року (“Paper Mâché Dream Balloon”), и к стоунер-поп-альтернативе (“Nonagon Infinity”). Как правило, каждый альбом группы полностью посвящен отработке одной конкретной художественно-стилистической идее. Что, очевидно, и обуславливает большое число альбомных релизов, причём не импровизационной, а песенно-сочинённой музыки. Иногда, если вслушаться в контент, возникает ощущение, что та или иная альбомная программа коллектива составлена из результатов, так сказать, различных вариантов воплощения одной и той же идеи-придумки – авторы не стесняются заимствовать и повторяться, но, как ни странно, внутреннего отторжения их творческий метод не вызывает… 2017-ый публикационный год KG&TLW начали в феврале с чудесного альбома “Flying Microtonal Banana”, выдержанного в общей эстетике моторик-краутрока и ориентал-рока; к концу июня выпустили запутанную спэйс-прог-рок-ореру “Murder Of The Universe” из 3-х сценических актов, фабулу которой обозначили как «история о завершении всех концепций и идей как таковых»; в августе опубликовали экспериментальный фьюжн-эйсид-джазовый альбом “Sketches Of Brunswick East”, вдохновлённый музыкой Miles Davis рубежа 50-60х (в частности альбомом “Sketches Of Spain”, 1960г.). Ну а в ноябре последовал “Polygondwanaland”, который ни на одну из трёх предшествующих историй этого года не похож…

King Gizzard & The Lizard Wizard

Что будет, если смешать элементы фолка, психоделии, арт-рока и джаз-фьюжн, сдобрив получившееся юмором и иронией? На рубеже 60-70х в Великобритании подобное ассоциировали с «кентерберийской сценой» или в более современном варианте с «кентербери-прогом». Вот что-то очень и очень близкое к кентербери-прог-року и исполняет коллектив на “Polygondwanaland”. С той лишь оговоркой, что KG&TLW ориентированы не на буквальный ретро-винтаж, а на создание из ретроспекции современно-актуальной рок-альтернативы. Ассоциаций рождается много, и, кстати, некоторые песни на новом альбоме звучат будто в развитие идей, впервые заявленных ещё два года назад (на альбоме “Paper Mâché Dream Balloon”). Открыв программу головокружительной 11-минутной сагой “Crumbling Castle”, KG&TLW берут паузу, чтобы далее в «нон-стоп» режиме выдать связку из трёх отличных радиоформатных хит-пьес – “Polygondwanaland”, “The Castle In The Air” и “Deserted Dunes Welcome Weary Feet”. Вторая пауза. И новая связка из “Inner Cell”, “Loyalty” и “Horology”. Третья пауза. И заключительная акт-связка в составе “Tetrachromacy”, “Searching” и “The Fourth Colour”. Общее всех композиций – специфическая пульсирующая динамика ритмических линий, складывающихся из осевого гитарного риффа, синтезаторных секвенций и барабанно-перкуссионного бит-грува. Общая моторика движения-развития контента определяет и пульсирующий характер вокальных построений-повествований, которые несут основную мелодическую нагрузку. Иногда пение – это повторение одной и той же фразы на манер мантры-заклинания. Меняются размеры, появляются новые нюансы в аранжировках, видоизменяются изначальные композиционные формы… И в какой-то момент возникает устойчивое ощущение, что все 10 номеров альбома представляют собой взаимосвязанные части единого музыкально-драматургического опуса с характерными динамическими, тематическими и гармоническими сплетениями-отсылками.

King Gizzard & The Lizard Wizard

Именно с такой позиции я бы и рекомендовал подходить к прослушиванию альбома – это цельное органическое вокально-музыкальное произведение с оригинальной фабулой повествования и сквозными-повторяющимися образами-характерами. Выделить можно разве что открывающую пьесу “Crumbling Castle” – в качестве своеобразной матрицы образов и тем, которые по ходу действа будут развиваться и видоизменяться. Но все последующие номера нужно слушать именно в альбомном контексте и в той последовательности, которую выстроили авторы… Что ж, KING GIZZARD & THE LIZARD WIZARD в очередной раз очень приятно удивили – не только порадовали присущим им артистизмом, эстетизмом и жизнелюбием, но предложили нечто совершенное новое в музыкально-художественном плане. Согласитесь, далеко не каждый, даже очень талантливый коллектив способен создать за год четыре качественных полноформатных альбома, совершенно непохожих друг на друга. И что удивительно – абсолютно равноценных с точки зрения музыкально-художественной содержательности. Какому альбому отдать предпочтение? Это дело исключительно индивидуального вкуса. Лично мне ближе всех из четвёрки этого года “Polygondwanaland”. И вообще, я склонен считать этот альбом лучшим на сегодняшний день в довольно обширной дискографии группы. Молодцы, парни! Рекомендую всенепременно!

King Gizzard & The Lizard Wizard

Слушать/скачивать на Bandcamp | KING GIZZARD & THE LIZARD WIZARD на Facebook