четверг, 7 декабря 2017 г.

Deluge Grander "Oceanarium" (2017)

К полностью инструментальным формам прог-рок-музыки в рамках своего проекта DELUGE GRANDER решил обратиться композитор, клавишник, мульти-инструменталист и продюсер Dan Britton из Балтимора штата Мэриленд.

Dan Britton

Напомню, что известность музыкант получил в авант-прог группе CEREBUS EFFECT, к которой присоединился в 2005 году для записи альбома “Acts Of Deception”. Этот релиз стал последним в истории группы: Dan Britton вместе с барабанщиком Patrick Gaffney решил учредить новую группу, которую партнёры назвали DELUGE GRANDER. Дискография этой формации включает три альбома: “August In The Urals” (2006), “The Form Of The God” (2009) и “Heliotians” (2014). Помимо этого проекта Dan Britton является создателем группы BIRDS AND BUILDINGS, записавшей альбомы “Bantam To Behemoth” (2008) и “Multipurpose Trap” (2013), а также группы ALL OVER EVERYWHERE с единственным альбомом “Inner Firmaments Decay” (2010). Анонсированный в середине ноября альбом “Oceanarium” – четвёртый, соответственно, альбом под именем DELUGE GRANDER. Выпускается он, как и все прочие записи артиста, на собственном импринте Emkog Records: пару сотен двойного винила и столько же заводских CD-R.



80-минутная программа альбома включает 8 инструментальных композиций. Сам релиз позиционируется как «новый этап грандиозной художественно-публикационной стратегии», декларированной три года назад в связи с выпуском альбома “Heliotians” (см. заметку, в которой элементы этой «стратегии» кратко обозначались). Если следовать замыслам автора, то “Oceanarium” – второй альбом из предполагаемой 4-альбомной серии; эти предполагаемые 4 альбома затем должны быть объединены в 2 специальных CD-альбома, из которых в свою очередь должен получиться 7-ой “The Best Of” альбом… Учитывая, что между 1-ым и 2-ым релизом серии пролегает период в три года, резонно предположить, что до успешного завершения амбициозной публикационной программы ещё далеко (кстати, 3-ий альбом серии под названием “Lunarians” запланирован на 2018-ый год). Поживём увидим, однако… Ну а с точки зрения эстетики и стилистики – и новый альбом, и вся серия посвящены «прогрессивному року» в самом традиционном понимании этого субжанра.

Deluge Grander

Никогда прежде Dan Britton не записывал полностью инструментальный альбом. И поскольку для меня драматургия музыки DELUGE GRANDER во многом определяется ролевой постановкой вокально-лирической части, анонс полностью инструментального “Oceanarium” был воспринят мной с некоторой настороженностью. Ну а фраза из пресс-кита о том, что «альбом содержит идеи, которые развёрнуты в предшествующем и предстоящем альбомах» (т.е. на “Heliotians” и на готовящемся “Lunarians”) навела на мысль о том, что “Oceanarium” – не что иное, как собрание инструментальных набросков к композициям, которые в своём окончательном виде либо уже звучали три года назад, либо только прозвучат в будущем году. Кроме того, меня несколько озадачил состав участников записи: Dan Britton (клавишные, гитары, другие инструменты), Brett d’Anon (бас, гитары), Natalie Spehar (виолончель в 4-х номерах), Brian Falkowski (флейта – в 2-х номерах, саксофон – в 1-ом номере, кларнет – в 1-ом номере), Denis Malloy (бас-кларнет – в 4-х номерах), Steve Churchill (гобой – в 2-х номерах), Zack Stachowski (скрипка – в 2-х номерах), Neil Brown (труба – в 1-ом номере), Corey Sansolo (тромбон – в 1-ом номере), Dave Berggren (электро-гитара и «вклад в композицию» – в 1-ом номере), Patrick Gaffney и Christopher West («вклад в композицию» – в 2-х номерах)... Детали участия я привел отнюдь не случайно. Картинка получается следующая: (а) альбом – по сути сольный проект Dan Britton, который записан в партнерстве с Brett d’Anon, бас-гитаристом состава первых двух альбомов; (б) прочие музыканты играют фактически на правах гостей, приглашённых добавить шарма в отдельные номера; (в) со-основатель группы, барабанщик Patrick Gaffney впервые участвует в записи как «немного соавтор» двух композиций, примерно аналогичный статус и у двух других старожилов группы – гитариста Dave Berggren и басиста-флейтиста-вокалиста Christopher West… А кто же на новом альбоме играет барабаны-перкуссию??

Dan Britton

В общем, к прослушиванию альбома я приступил в изрядном смятении чувств. Послушал раз, другой… отложил, послушал ещё раз… и чем больше я “Oceanarium” слушал, тем больше крепло моё недоумение и разочарование… Фактически это «полумедийная» инструментальная музыка, сделанная на стилистическом пересечении контемпорари-классикал, симфо-прог-рок, фьюжн, нью-эйдж и синематик. Особенности: прото-оркестрованные аранжировки и сэмплированно-программированная ритмика. Арсенал задействованных в «оркестрации» инструментов действительно довольно широк: виолончель, скрипка, труба, кларнеты, флейта, саксофон, гобой, дульцимер, банджо, мандолина, клавишные, гитары и пр. Однако этот инструментарий задействован в аранжировках отнюдь не каждой пьесы. Возьмём, например, самую продолжительную альбомную пьесу, 15-минутную “The Blunt Sun and the Hardened Moon”: если верить кредитам, в ней участвуют всего четыре музыканты, в том числе двое гостей – саксофонист и кларнетист; всё прочее в аранжировке – это исполнение, овердаббинг и программирование, осуществлённое силами и талантами Dan Britton и Brett d'Anon. Композиционная построение включает несколько довольно интересно сплетённых тематических частей-актов; интерсекционное взаимодействие клавишника, гитариста и духовиков весьма интересно; чего никак не скажешь о ритмическом рисунке пьеса – удивительно незатейливом и примитивном (негативно усугублённым к тому же пластмассово-целлулоидным саундом барабанчиков). К 10-ой минуте авторы явно исчерпывают запас идей и начинают повторяться: концовка пьесы изрядно подзатянута и скучна, несмотря на усилия саксофониста… Кстати, к вопросу оригинальности композиционных идей в этой пьесе: они, безусловно, интересны, но, по заявлению самого автора, навеяны творчеством конкретно Herman Poole Blount ‘Sun Ra’ и Louis Thomas Hardin ‘Moondog’ (вообще, Dan Britton обозначает, чем навеяна буквально каждая пьеса, в числе ключевых инспирантов упомянуты также Can, Marillion, PFM, Happy The Man, Kenso, Miriodor, Kotebel… иногда даже с отсылкой к конкретным альбомам и композициям). Тривиальностей по поводу связей музыки Dan Britton с классической арт-прог-рок сценой 70-х повторять не буду. Тем более, что “Oceanarium” – это не «ретро-альбом» и не «винтажный прог-рок», как восторженно пишут поклонники субжанра, а скорее «модернистское переосмысление и композиционно-технологическая интерпретация» чужих композиторских идей почти полувековой давности…

Oceanarium

Полагаю, что для среднестатистического прого-люба и ретро-хеда сие не имеет ровно никакого значения. Главное чтобы замысловато, причудливо, с большим числом нот и ходов-перестроений. Так оно в принципе и есть… Но каждому, что говорится, своё. Лично меня “Oceanarium” после нескольких прослушиваний утомил. Как я и опасался, отсутствие в новой работе DELUGE GRANDER ролевого вокально-лирического начала существенно снизило уровень образного драматизма музыки, обезличило и лишило её индивидуальности – а именно это меня в творчестве Dan Britton всегда привлекало и увлекало. С грустью констатирую, что “Oceanarium” – едва ли не самая неудачная работа этого потрясающе талантливого композитора и музыканта. Я очень рекомендую любителям современного прог-рока и рок-инструментала не следовать слепо хвалебным (или критическим) отзывам и не обращать внимание на высокие рейтинги (на Прог-Архивах, в частности, «эксперты» просто очень-таки возбуждены и воодушевлены) – но внимательно послушать альбом хотя бы пару раз и сделать собственное заключение относительно того, насколько силён (или слаб) этот альбом.

P.S. Для любителей художественно-интеллектуальных шарад: композиция “Marooned and Torn Asunder” основывается на идее пьесы “Saruned” (с альбома “Heliotians”), которую автор композиционно скрестил с основной идеей пьесы “Torn Amoonder” (она будет представлена на альбоме “Lunarians”). Вопрос знатокам – сколько ещё идей-тем с альбома “Heliotians” использовано в музыке “Oceanarium”? И вопросы инсайдерам. Какую форму примут селекцированные идеи-темы с альбома “Oceanarium” на альбоме “Lunarians”? Будет ли готовящемся альбоме вокально-лирическая часть?

Слушать/скачивать на Bandcamp | DELUGE GRANDER на Facebook

4 комментария:

  1. Спасибо автору за интересный обзор, я также прослушал несколько раз этот альбом и пока ни разу не наскучил - буду слушать его точно не один раз и в моем топе альбомов за 2017 год он вряд ли опустится ниже третьего места

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий. Я восхищаюсь работами Dan Britton. И это отлично, что его музыка вызывает разный отклик у разных слушателей.
      А какие альбомы, если не секрет, вашем топе за 2017? Кто обошёл Deluge Grander?

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. у меня топ постоянно меняется кроме DG в лидерах были pain of salvation, cast, esmerine,обiйми дощу, Jessica Moss. а вообще сейчас запал на нашу канадо-российскую формацию half past four - очееь интересная команда

    ОтветитьУдалить