вторник, 19 декабря 2017 г.

Notopia "Celebrating Life" (2017)

С большим удовольствием представляю сегодня дебютный альбом рок-инструментальной формации NOTOPIA, которая родилась в прошлом году в старинном немецком граде Изерлон в земле Северный Рейн-Вестфалия. Это новый арт-музыкальный проект известного фотографа-портретиста, композитора, мульти-инструменталиста, пианиста и стикмена Marc Mennigmann.

Marc Mennigmann

Свою музыкальную карьеру Marc Mennigmann начинал в середине 80-х: играл на клавишных, Чапмен-стике, барабанах и бас-гитаре в различных коллективах. В середине 90-х занялся бизнесом, основал две успешные компании: одну по производству оптики, другую – по веб-дизайну, программированию и разработке компьютерных приложений. Без отрыва от предпринимательства учился фотоискусству у многих известных современных мастеров. Что касается музыки, то помимо сольных записей, Mennigmann являлся со-учредителем прог-фьюжн групп FUSED, RAPED GUYS, SAAL и SLIGHT RETURN PROJECT. Вместе с известной американской бас-гитаристкой Julie Slick (участница The Adrian Belew Power Trio, The Crimson ProjeKct, Echo Test, Paper Cat и др.) в 2012-ом он организовал проект SAM и выпустил отличный альбом “Another Life” (2013). Музыканты, участвовавшие в том проекте – Peter Alexius (гитары) и Sven Kosakowski (ударные) – вместе с Marc Mennigmann (клавишные) и составили ядро NOTOPIA. Арендовав студию Goldsound в Хоэнлимбурге, учредители проекта пригласили друзей из Америки – гитариста Mike Keneally (в прошлом участника группы Drop Control и группы сопровождения Frank Zappa, известного сольного музыканта и сессионщинка многих звёзд прог-фьюжн музыки) и его соратника, бас-гитариста Jaan Wessman (участник The Mike Keneally Trio). Этим квинтетом и был записан базовый материал для дебютного альбома NOTOPIA.



“Celebrating Life” спродюсирован и срежиссирован Marc Mennigmann при участии Sven Kosakowski и в свет выпущен независимо от рекорд-лейблов на тиражных компакт-дисках (в симпатичном картонном гейт-фолде с буклетом) в середине ноября. CD-версия включает 19 треков общей продолжительностью 71 минута; цифровая также содержит 20-ый бонус-трек “Relax” (который, увы, на физическом носителе отсутствует). Хотя авторы подчёркивают преемственность проектов SAM и NOTOPIA, я бы сказал, что “Celebrating Life” – это совсем иная в эстетическом и стилистическо-музыкальном ракурсах история.

Notopia

Конечно, музыка на “Celebrating Life” по-прежнему тесно связана с эстетикой инструментальной прог-фьюжн музыки, но есть два существенных момента. Во-первых, всё, что звучит на альбоме – это «живая» коллективная импровизация в реальном времени, без каких-либо предварительных композиционных планов и тематических набросков, а также без последующей редактуры и овер-дабов; во-вторых – в отдельных номерах участие принимают вокалисты и чтецы, их партии записывались удалённо и интегрировались в микс позже (собственно, это единственные овер-дабы в музыке). И о вокалистах и нарраторах. Лирику и вокал для 2 композиций написал и исполнил маэстро Peter Hammill (это треки “Celebrate” и “Connect”); ещё для одного номера (“Dream”) – немецкая шансонье Mimi Ventura; в 3-х номерах (“Play”, “Create” и “Care”) текст «за кадром» читает американская бас-гитаристка Divinity Roxx. Такой вот воистину «звёздный» интернациональный состав собрал Marc Mennigmann для дебютного альбома NOTOPIA (кстати, на своём излюбленном Чапмен-стике он на этом альбоме не играет – только на клавишных инструментах). Но дело, конечно, не в том, кто и какой именно внёс вклад в создание альбома. А в том, какая в итоге музыка получилась…

Notopia

Музыка же получилась без преувеличения новаторская и, несмотря на её импровизационный характер, глубоко образно-драматическая. В интуитивной эклектической комбинаторике многочисленных элементов различных направлений джаз-фьюжн, рок-прогрессива, экспериментала, академического авангарда и пр., NOTOPIA создают завораживающий и переменчивый инструментал-синематик – своеобразный саунд-трек к несуществующему фильму, призванный условно проиллюстрировать различные аспекты современной жизни и людских взаимоотношений. Музыкальный контекст – это по сути встреча давних и хороших друзей, во время которой они откровенно и непредвзято обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся персональным опытом, строят суждения и предположения… Форма общения – монологи, диалоги, полилоги. Только вместо слов, собеседники используют музыкальные инструменты. Постановка звука очень важна для адекватности восприятия происходящего. И звук на альбоме, должен отметить, выведен превосходно – каждый голос абсолютно различим и воспринимаем в любом ракурсе ансамблевого взаимодействия… Важный момент связан с настроением, которое создают своими рассказами участники. Похоже, они далеки от того, чтобы идеализировать современную жизнь, хотя и превозносят сам её факт. По этой причине “Celebrating Life” – это отнюдь не очередной благозвучно-умиротворённый альбом «ресторанно-клубного» прог-фьюжн для эстаблишмента. Но весьма переменчиво-настроенческое, загадочно недосказанное, по своему напряженное, достаточно сложное и, как мне показалось, несколько грустно-тревожное музыкальное произведение.

Notopia

Когда в чисто инструментальное общение, начатое в первых двух композициях («Играй» и «Создавай»), вторгается шокирующий в своей откровенности глас Peter Hammill («Празднуй»), призывающий «отбросить все заботы и раздоры, возрадоваться жизни… замедлить бег, признав, что прилив уже спадает…» и утверждающий, что только так мы сможем уйти с миром… становится понятно, что послание альбома очень и очень непростое. И суть его вовсе не в воспевании очередной «харе-кришна» мантры для достижения просветления. И не в том, чтобы снова заявить о возможности приобщения к сокровенной истине через незамутнённое импровизационное музицирование… Энергично-позитивистский настрой следующей фьюжн-фанк пьесы («Доверяй») оказывается довольно скоротечным – с композициями («Заботься» и «Изучай») музыка вновь возвращается в философско-метафизическое русло экспериментально-синематического фьюжн. И дальше, в захватывающем скольжении от настроения к настроению, от истории к истории (отмечу отличные интерсекционные инструменталы «Улыбайся», «Меняй» и «Вдохновляй»), от образа к образу мы добираемся до следующего вокально-инструментального номера («Мечтай»). Mimi Ventura нашёптывает что-то о загадочных глазах, наблюдающих за нами из-за облаков, «они повсюду, они смотрят, они найдут… так что ты будешь делать?». Довольно зловещая, надо сказать, вещица. И стильная – вполне в духе первого вокального номера с Peter Hammill… А маэстро Hammill, между тем, вернётся буквально через три номера (из них отмечу инструментал «Радуйся» и номер с нарративным некрологом под названием «Путешествуй», которую посвятил своему другу и начитал Peter Alexius). Вернётся со странно гипнотической мантрой («Соединись») – вещью необычной и двусмысленной как с точки зрения исполнения, так и в смысле лирического послания… Ну а дальше останется лишь не менее двусмысленная связка из двух инструментальных номеров, заключающая альбом («Люби» и «Танцуй») – достойнейший финал для такого альбома! Пожалуй, весь он о том, что жизнь сама по себе есть благословение и торжество, и портим её мы сами, в том числе и поддавшись червоточине сожалений и сомнений…

Jaan Wessman & Mike Keneally

Впрочем, дебютный альбом NOTOPIA адекватно оценить, тем более как-то проанализировать и классифицировать очень сложно. Музыка, как и эпизодическая лирика в форме речитатива и пения, несет в себе очень много смыслов и значений. Каждая картинка требует фокусированного внимания к мелочам и деталям, а каждая история – серьезных психологических усилий для её достройки и завершения. Думаю, что для среднестатистического слушателя удерживать концентрацию на 70-минутном шоу, распадающимся на два десятка перегруженных идеями сегментов-актов, и разгадывать при этом ускользающие смыслы художественно-философского послания авторов будет весьма непросто. Разгадать их вообще едва ли возможно. Можно, наверное, лишь прочувствовать интуитивно, если суметь настроиться на волну музыкантов. Или не прочувствовать вовсе… и тогда “Celebrating Life” может обернуться непонятным и тягостным арт-синематическим опусом. Всё так: этот альбом – предложение очень не для всех. И оценить его по достоинству смогут лишь эстеты-аудиофилы, привычные к музыкально-философско-экзистенциальным ребусам и хорошо ориентирующиеся в модернистской музыкально-изобразительной инструментальной эклектике. Таковым мастерам прослушиваний я дебют NOTOPIA и рекомендую настоятельно, ибо альбом действительно хорош!


P.S. Искренне поздравляю Marc Mennigmann и его друзей-коллег с выходом столь впечатляющей работы и приношу благодарность за предоставленный компакт-диск. С тем выражаю надежду на то, что проект будет продолжен и в будущем порадует поклонников новыми записями.

Слушать/скачивать на Bandcamp | NOTOPIA на Facebook