среда, 6 декабря 2017 г.

Taylor's Universe "Almost Perfected" (2017)

Датская прог-фьюжн формация TAYLOR'S UNIVERSE из Копенгагена отечественным поклонникам прог-музыки должна быть хорошо знакома: три её альбома в период 2006-2009 гг. выпускал московский рекорд-лейбл Mals (они, к слову, и сейчас доступны по каким-то символическим ценам). Так вот, в первых числах ноября у TAYLOR'S UNIVERSE вышел новый альбом под названием “Almost Perfected”.

Taylor's Universe

Хронологически это 16-ый программный альбом TAYLOR'S UNIVERSE и 33-ий релиз в общей дискографии лидера коллектива, мульти-инструменталиста, композитора, саунд-продюсера Robin C Taylor (он также владелец рекорд-импринта Marvel Of Beauty, через который альбом и выпущен на компакт-дисках в симпатичном картонном фолдере). 60-летний мастер Taylor – талант-самоучка. Музыкой он занимается с конца 60-х, т.е. с тинэйджерства: играл во многих любительских рок-группах, но так уж получилось, что первая опубликованная запись с его участием – это его же сольный альбом “Essay” (1991, Pingo Records). В 1993-ем, стремясь к достижению настоящего «ансамблевого» саунда, музыкант учредил студийный проект TAYLOR'S UNIVERSE, с которым продолжает работать и по сей день. Конечно, за почти четверть века существования этого бренда многое изменилось…



Например, “Almost Perfected” стал первым альбомом за последние несколько лет, на котором не играют ветераны датской прог-фьюжн сцены 60-70х: саксофонист-композитор Karsten Vogel (основатель легендарных датских групп Burnin Red Ivanhoe и Secret Oyster), трубач Hugh Steinmetz (создатель ансамблей The Contemporary Jazz Quartet Cadentia и Nova Danica) и гитарист Claus Bøhling (со-учредитель групп Hurdy Gurdy и Secret Oyster)… Но все остальные участники новой записи хорошо знакомы: сам Robin C Taylor (гитары, клавишные, бас, перкуссия, голос), John Sund (гитары, бас; участник The Danish Radio Big Band, создатель ансамблей Acoustic Sense, World On A String, Duometric Events и др.), Jakob Mygind (саксофоны; участник ансамблей Coma, New Jungle Orchestra, Rockmaskinen и др.), Thomas Thor Viderø Ulstrup (минимуг; из Mystery Men и Gone Fishin’), Klaus Thrane (ударные; группа Coma) и Rasmus Grosell (ударные). Вокализы на альбоме исполняют Louise Nipper и Jytte Lindberg (в шутку девушки представлены на альбоме как The Taylorettes), а на одной из пьес – ещё и Pierre Hansson. Записывалась-продюсировалась же музыка в копенгагенской Soundscape Studio, которая принадлежит Louise Nipper, и в которой Robin C Taylor работает с самого основания TAYLOR'S UNIVERSE.

Taylor's Universe

46-минутный “Almost Perfected” включает 4 довольно продолжительные пьесы, общую художественно-эстетическую концепцию которых я бы обозначил как инструментальный, полифонический, композиционно-аранжированный, эклектичный симфо-прог-фьюжн-рок. Но это ещё не всё… За основу пьес взяты мелодические темы, которые Robin C Taylor сочинил и даже записал когда-то давно. Не известно использовались ли эти записи в прошлых альбомах (если и использовались, то под другими названиями), но, если верить альбомной аннотации, результатом автор доволен полностью никогда не был. А посему по прошествии лет решил-таки эти старые темы пересмотреть и записать в совершенно ином ключе. На этот раз результат его удовлетворил. Отсюда и родилось название нового альбома «Почти совершенство»… В подходе автора к своим давним музыкальным произведениям прослеживаются определённые общности: во-первых, все пьесы состоят из 2-х актов-частей, между которыми прослеживается, как правило, достаточно чёткая граница; во-вторых – все пьесы условно объединены загадочным женским образом в роли нарратора, в силу чего женский голос-вокализ звучит в каждом номере и во многом способствует формированию драматически-романтического лейтмотива альбома; в третьих – все композиции впервые записаны с задействованием двух ударных установок (одному барабанщику отведен правый, другому – левый стерео-канал), что определяет уникальность полиритмической основы каждой пьесы и альбома в целом.

Klaus Thrane

12-минутная “Mean Attack” начинается с воздушного пролога (капельное позвякиванье перкуссий, зарождающаяся вдалеке тема саксофона), безмятежность которого очень скоро уносится порывами ветра (вступают ритм-секция, клавишные, гитары). Начинается развитие условно первого акта – в эдакой чуть шаловливой кентербери-прог манере, с ощутимым арабо-ориенталистским флёром. На 8-ой минуте движение прерывается, звук постепенно растворяется, образ тускнеет – будто улетучивается чье-то сновидение. Пробуждение. И на смену сказке-сну приходит иная драматургическая реальность – рационально прозаическая, с деловито размеренным ритмом, в элегантно подтянутых формах модерн-прог-фьюжн музыки. Именно в этой реальности впервые заявляет о себе вокализом упомянутый женский образ… Первый акт 11-минутной пьесы “Definitely Greek (He Said)” – один из самых мягких и лиричных эпизодов альбомов, почти колыбельная в стиле фраменко-фьюжн: с изысканно солирующей в сопровождении прото-симфонической оркестрации клавишных акустической гитарой. Вновь звучит женский вокализ, будто напевающий что-то в духе французского «йейе-гёрлз» шансона под романтические пассы гитариста и милые синт-электронные виньетки. В начале 7-ой минуты в кукольно-вальсирующем движении вдруг зависает пауза. Издалека все ещё доносятся аккорды всё той же фламенко-гитары – с них начинается совершенно новой драматургическое движение, на этот раз в стилистике ярморочно-триумфального симфо-прог-фьюжн с громогласными синт-клавишными и настойчивым саксофоном. Эта линия вскоре прерывается ироничным девичьим «ту-ту-та» вокализом. А в финале оба стилистическо-образных начала сольются в едином порыве…

John Sund

Ностальгическая 9-минутная “Remembering Johannesburg”. Плавное, неспешное кружение ритма, калейдоскоп гитар, саксофона, клавишных. К концу 3-ей минуты степенное раскручивание спирали приостанавливается и растворяется в очередной теме саксофона, а потом и гитары. На 6-ой минуте к этим выразительным монологам присоединяется девичий вокализ, чтобы вновь возродить «воспоминания» и повести пьесу к финалу. Красивый джаз-фьюжн номер в изысканной «маклафлиновской» манере… Заключительная 14-минутная пьеса “Dark Side of Alec”. В первом акте – это обращение коллектива к стилистике арт-прог-психоделии: вновь спиралевидное развитие структуры, репетитивные синт-секвенции, загадочное мерцание клавишных, многозначительное позвякивание литавр. Вступают саксофон и гитары. Набирают темп барабаны. Звук растёт, уплотняется, суровеет. Но в начале 8-ой минуты всё стихает, картинка тускнеет, образ растворяется. Минуты через две кафедральным органным соло начинается второй акт. Подключается электрогитара, ударные, саксофон, вокализ. Происходит неуловимая стилистическая мутация в направлении джаз-фьюжн. А в финале, когда все образы уже погаснут, по опустевшей панораме ещё с минуту будет витать свист и шелест ветра…

Robin C Taylor

Такая вот история. В высшей степени артистичная и насыщенно-образная инструментальная музыка. Никакая из прежних работ Robin C Taylor – будь то в форматах TAYLOR'S UNIVERSE, TAYLOR'S FREE UNIVERSE или Taylor-соло (а слышал я их практически все) – столь сильное впечатление на меня не производила (что, очевидно, и обусловило обилие словоформ с моей стороны). В силу этого я склонен считать, что мастер Taylor нашёл-таки свой «магистерий», а его “Almost Perfected” действительно «почти совершенен» и ни на одну из прежних записей артиста не похож. Переслушивать альбом – и в поисках новых штрихов-нюансов-оттенков, и просто для удовольствия-отдохновения – я явно буду ещё не один раз. Браво! Поклонникам креативно-эклектического инструментальной симфо-прог-фьюжн-рок музыки рекомендуется настоятельно!

P.S. Помимо творчества в рамках TAYLOR'S UNIVERSE, Robin C Taylor записывает-выпускает музыку единолично в домашней студии. В дискографии артиста: 11 сольных альбомов, 5 альбомов с импровизационной группой TAYLOR'S FREE UNIVERSE (распущена в 2006-ом) и 1 альбом с сайд-проектом ART CINEMA.

Слушать/скачивать на Bandcamp | официальный сайт Robin TAYLOR

Комментариев нет:

Отправить комментарий